Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.
В присутствии представителей:
от Заказчика - Копылов А.В.,,
от ООО "НПП "Прогресс" - Турбенев Д.С.
УСТАНОВИЛА:
Заказчик - ГУ Ставропольского регионального отделения фонда социального страхования РФ, в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078 (далее - Правила N1078), направил в адрес Ставропольского УФАС России сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "НПП" Прогресс" и указал, что ООО "НПП" Прогресс" не исполнил условия контракта, в связи с чем он в одностороннем порядке расторг контракт.
В порядке ч. 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ и п. 13 Правил N 1078 Ставропольским УФАС России в целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "НПП" Прогресс" назначено время и место осуществления проверки, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Согласно пояснениям Заказчика, по результатам электронного аукциона N 0221100000121000348 "Поставка в 2022 году инвалидам специальных средств при нарушениях функций выделения" между Заказчиком и ООО "НПП" Прогресс" 27.12.2021 г. был заключен контракт N 1263400375021000410.
Из письменных пояснений заказчика следует:
"_В соответствии с п. 3.3.1 Контракта поставщик поставил товар в Ставропольский край в полном объеме, Заказчик принял поставленный товар, стороны 12.01.2022 года подписали Акт выборочной проверки технических средств реабилитации.
В соответствии с условиями Контракта Заказчик сформировал и направил
Поставщику реестры получателей товара на общую сумму 3463572,96 рублей.
По состоянию на 13.07.2022 года поставщиком выдан инвалидам товар на сумму 1659866,24 рублей, возвращено направлений без исполнения на сумму 10824,30 руб.
На оставшуюся сумму выдача товара прекращена.
Письмами от 16.06.2022 и 28.06.2022 отделение Фонда потребовало поставить товар инвалидам и предоставить отчетную документацию. Ответным письмом Поставщик сообщил о невозможности обеспечения инвалидов средствами реабилитации в связи с внешними экономическими факторами, а также сообщил, что в связи с предстоящим расторжением контракта отчетные документы выставляться не будут.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N44-ФЗ), пункту 13.1 Контракта, расторжение Контракта допускается в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 8-23 статьи 93 Федерального закона N44-ФЗ.
Таким основанием является статья 523 Гражданского кодекса Российской Федерации: односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон. Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Поскольку поставщик неоднократно нарушил срок поставки товара, Заказчик считает, что со стороны поставщика имеет место существенное нарушение условий заключенного контракта.
На основании изложенного и в соответствии со статьями 523 Гражданского кодекса Российской Федерации и 95 Федерального закона N44-ФЗ Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Данное решение, согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ размещено в единой информационной системе 08.09.2022 года.
19.09.2022 года решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу, Контракт расторгнут _".
На рассмотрении дела было установлено следующее:
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии со статьей 509 ГК РФ поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя.
В силу пункта 1 статьи 458 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной, в частности, в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу.
В пункте 1 статьи 523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
При этом нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров (пункт 2 статьи 523 ГК РФ).
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 1 статьи 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с п. 12.1. ст. 95 Закона 44-ФЗ: В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение принято Заказчиком - 08.09.2022 г., размещено в единой информационной системе - 08.09.2022 г. и направлено ООО "НПП" Прогресс" и им получено.
Согласно п. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Установлено, что решение заказчика получено 08.09.2022.
Ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Окончание десяти дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком ООО "НПП" Прогресс" об одностороннем отказе от исполнения Контракта - 20.09.2022 г.
В свою очередь, по состоянию на 20.09.2022 г. обязательства ООО "НПП" Прогресс" по поставке продуктов питания не выполнены. Основания, послужившие причиной принятия Заказчиком Решения, в течении 10-ти дневного срока устранены не были. Учитывая вышеупомянутое, Решение Заказчиком не было отменено.
Таким образом, исходя из положений ч. 12.2, 13, 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым - 20.09.2022 г.
Также на рассмотрении дела были предоставлены письменные пояснения ООО "НПП" Прогресс", где указано следующее:
"_ В соответствии с п. 2.1. Контракта срок поставки Товара: с даты получения от Заказчика реестра получателей Товара до 06.07.2022 г.
Согласно Спецификации к Контракту Поставщик должен был поставить:
1) Катетер для самокатетеризации лубрицированный страна происхождения Дания количестве 20 304 шт.;
2) Катетер для самокатетеризации лубрицированный
EasiCath страна происхождения Франция в количестве 66096 шт. (далее - Товар).
В целях исполнения Контракта между Поставщиком и ООО "Авторское право" был заключен договор от N 24/12-21 на поставку Товара.
С конца января 2022 года в поставках оптовым продавцам начались трудности, но Товар все-таки частично был на рынке.
По счету от 28.03.2021 цена за 1 шт. Катетер для самокатетеризации лубрицированный EasiCath была равна 40,00 рублей, и мы могли исполнять свои обязательства не смотря на убытки то при заказе в июне 2022 по счету от 06.06.2022 цена в 1 шт. равнялась 50 рублей (счета прилагаем).
А в сентябре уже 60 рублей.
При попытке закупить Товар с июня месяца мы столкнулись с тем, что закупочные цены на него значительно увеличились в связи с резким ростом курса доллара и евро, и оптовые продавцы не продавали Товар, ссылаясь на его отсутствие. На момент заключения Контракта Товар был у официальных представителей указанного производителя на территории России в необходимом количестве, однако с февраля этого года в связи с небезызвестными событиями вокруг России и Украины цены на Товар значительно увеличились. Это напрямую связано с введенными недружественными странами в отношении России и российских компаний санкциями. Иностранным компаниям запретили поставлять в нашу страну медицинское оборудование и расходные материалы. Кроме того, из-за нарушения логистических цепочек Товар невозможно вывезти, используя те страны, которые не вводили санкций в отношении России.
22.06.2022 исх. 101 Поставщик сообщил о сложившейся ситуации Заказчику и просил расторгнуть Контракт по соглашению сторон (письмо прилагаем).
28.06.2022 исх. 107 Поставщик сообщил в адрес Заказчика что продукция, находящаяся на складах ООО НПП "ПРОГРЕСС" была отозвана поставщиком, и на данный момент исполнить контракт по текущим ценам невозможно.
29.06.2022 исх. 110 Поставщик повторно просил Заказчика расторгнуть контракт по соглашению сторон в связи с невозможностью закупки иностранного товара от недружественных стран по текущим ценам.
08.09.2022 года, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе N2 от 08.09.2022 г.
19.09.2022 года, Поставщик направил в адрес Заказчика ответ на решение об одностороннем отказе с исх. N 134 в котором очередной раз указал о том, что в связи с резким ростом цен на фоне специальной военной операции, цены на медицинское оборудование и расходные к нему материалы значительно выросли. ООО НПП "ПРОГРЕСС" исправно поставляло товар вплоть до июня месяца не смотря на небольшие убытки, но на текущий момент поставка товара по прежним ценам невозможна так как это фактически может привести к банкротству организации, в связи с чем просило Заказчика заключить дополнительное соглашение об увеличении цены контракта в соответствии со статьей 112 по части 65.1 _".
Вместе с тем, причины указанные в пояснениях Общества о невозможности исполнения контракта в полном объеме не могут быть приняты Антимонопольным органом как основания для не включения Общества в реестр недобросовестных поставщиков, а именно согласно п. 3.3.1, 3.3.2, 3.3.3 и 3.3.4 контракта поставщик обязан:
3.3.1. Обеспечить поступление Товара в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1 Контракта, по наименованию, в количестве и в сроки, определенные календарным планом.
3.3.2. Проинформировать Заказчика посредством телефонной связи, факсимильной связи или посредством электронной почты о поступлении Товара в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1 Контракта, для проведения Заказчиком выборочной проверки поставляемого Товара. По требованию Заказчика обеспечить беспрепятственный доступ к Товару для подтверждения факта наличия Товара на складе Поставщика.
3.3.3. Поставить Товар в упаковке, защищающей от механических повреждений и воздействия внешней среды, обеспечивающей его сохранность во время хранения и транспортировки до момента передачи Получателю в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.3.4. Получить от Заказчика реестр получателей Товара в срок не более 2 рабочих дней с даты подписания акта выборочной проверки поставляемого Товара и передать Товар Получателю (представителю Получателя) на основании акта приема-передачи Товара (рекомендуемый образец приведен в приложении N6 к Контракту) при предъявлении им паспорта и направления, за исключением случаев, если доставка Товара Получателю, осуществлялась службой доставки (почтовым отправлением) с последующим предоставлением Поставщику документа, подписанного Получателем (уведомление о вручении), подтверждающего факт доставки Товара Получателю (далее - документ/уведомление о вручении, подтверждающее факт доставки Товара).
Согласно п. 1.1 контракта в соответствии с Контрактом Поставщик обязуется осуществить поставку в силу Приложения N 3 к государственному контракту - срок поставки товара в полном объеме в течение 5 - ти рабочих дней после заключения контракта.
Контракт заключен 27.12.2021 г.
Товар находился на территории Ставропольского края 12.01.2022 г., что подтверждает Акт выборочной проверки поставляемого товара от 12.01.2022 г.
Таким образом, товар был куплен и завезен в Ставропольский край ООО "НПП" Прогресс" еще 12.01.2022 г., до резкого роста цен на фоне специальной военной операции на которые ссылается в своих письменных объяснениях Общество.
Действия ООО "НПП" Прогресс", выразившиеся в неисполнении условий контракта, привели к нарушению права Заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке. Невыполнение в данном случае участником закупки требований закона влечет невозможность исполнения контракта, что приводит к нарушению интересов не только Заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, Индивидуальным предпринимателем также не предоставлено.
Согласно п. 15 Правил N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
На заседание Комиссии обстоятельства, предусмотренные п. 15 Правил N 1078, не установлены, на рассмотрение сторонами не представлены.
При этом, Комиссия установила:
а) не выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с ч. 8 ст. 104 Закона N 44-ФЗ информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2, 8 ст. 104, ст. 95 Закона N 44-ФЗ и Правилами N 1078 Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении ООО "НПП" Прогресс" (адрес: 355028, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Георгия Ореховского, д. 12) ИНН: 2635238673, генеральный директор Ковалев Сергей Валентинович (ИНН 260800232830) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 27.12.2021 N 1263400375021000410 сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения информации об участнике закупки или поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр считается дата, следующая за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078, в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.В. Золина
Члены Комиссии Е.В. Вишневская
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.