Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии, ВРИО руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов Комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш.,
В присутствии представителей посредством системы видеоконференции "truecoNf":
В присутствии представителей:
от заказчика - Сидоров Г.Е.
от уполномоченного органа - Дворяткин А.В.
от ООО "Научно-исследовательский институт "Земля и города" - Маврина Е.П.
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО НИИ "Земля и город" на действия заказчика - Управления архитектуры и градостроительства администрации города-куророта Кисловодска, уполномоченного органа - Комитета Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме N 0121200004722000957 "Оказание услуг по подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории объекта: инвестиционная площадка в городском округе городе-курорте Кисловодске (ориентир - земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:15198, расположенный по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, город-курорт Кисловодск, район поселка Нарзанный, ущелье реки Ольховки)".
Заявитель обжалует действия заказчика в части закупки.
Комиссия, выслушав сторону, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона N44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки
В силу ч. 2, ч. 3 ст. 42 Закона N44- ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В извещении о проведении закупки установлено требование к участникам об их членстве в саморегулируемой организации в области выполнения инженерных изысканий, при этом установлено дополнительное условие о том, что "уровень ответственности члена саморегулируемой организации должен быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта".
Вместе с тем условие о размере уровня ответственности члена саморегулируемой организации (участника закупки) не соответствует требованиям градостроительного законодательства и условиям договора.
Частями 1, 3 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять заключенные с использованием конкурентных способов заключения договоры подряда на выполнение инженерные изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответствующей саморегулируемой организации, а также при соблюдении в совокупности следующих условий:
1. наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ;
2. если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом части 3 статьи 55.8 ГрК РФ договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
В соответствии с частью 5.2 статьи 48 ГрК РФ договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.
В силу части 11 статьи 55.16 ГрК РФ уровень ответственности члена саморегулируемой организации определяется в зависимости, от предельного размера обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку 8 проектной документации, заключенным с использование конкурентных способов заключения договоров.
Согласно статье 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
ГрК РФ не установлен порядок определения совокупного размера обязательств по договорам подряда, в случае если контракт квалифицирован как смешанный договор, содержащий в себе элементы двух договоров на выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации.
В силу положений частей 10 - 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) уровень ответственности члена саморегулируемой организации определяется в зависимости от предельного размера соответствующих обязательств по заключаемым договорам (контрактам).
Размер уровня ответственности "не ниже предложения участника о цене контракта" мог бы быть установлен в том случае, если бы предметом контракта являлись только работы по выполнению инженерных изысканий.
В соответствии с Письмом Ростехнадзора от 17.10.2018 N 09-01- 03/9316, если в договоре не установлена стоимость работ по отдельным направлениям, уровень ответственности определяется исходя из стоимости договора. Соответственно, если стоимость работ по отдельным направлениям определена, уровень ответственности необходимо определять исходя из стоимости работ по отдельным направлениям.
Однако по результатам настоящей закупки будет заключен контракт, предмет которого является составным. В предмет контракта включены не только работы по выполнению инженерных изысканий, но и иные работы - работы по подготовке документации по планировке территории.
Согласно условиям контракта, описания объекта закупки инженерные изыскания выполняются на 2 этапе, предельный размер обязательств исполнителя по выполнению инженерных изысканий ограничен 47% цены контракта (пункт 2.1 контракта). Иные работы (стоимостью 53% цены контракта), включенные в договор, но не относящиеся к инженерным изысканиям, не учитываются при определении уровня ответственности члена саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.
Следовательно, установленный в извещении уровень ответственности свидетельствует о наличии в извещении излишних требований к участникам закупки, что запрещено частью 6 статьи 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе).
Данная позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Московского округа по делу А40-131675/2020 от 12.07.2021 г.
На основании вышеизложенного данный довод заявителя обоснован, остальные доводы не нашли своего подтверждения.
Таким образом, в действиях Управления архитектуры и градостроительства администрации города-куророта Кисловодска, установлены нарушения требований ст. 31 Закона N44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ,
РЕШИЛА:
1. Признать ООО НИИ "Земля и город" на действия заказчика - Управления архитектуры и градостроительства администрации города-куророта Кисловодска, уполномоченного органа - Комитета Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме N 0121200004722000957 "Оказание услуг по подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории объекта: инвестиционная площадка в городском округе городе-курорте Кисловодске (ориентир - земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:15198, расположенный по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, город-курорт Кисловодск, район поселка Нарзанный, ущелье реки Ольховки)" - обоснованной в части довода N 1.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика Управления архитектуры и градостроительства администрации города-куророта Кисловодска, нарушившими требования ст. 31 Закона N44-ФЗ, в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Е.В. Вишневская
Члены комиссии
Б. Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.