Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии, ВРИО руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов Комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
в присутствии представителей по средства программы по средства программы "trueconf":
от ИП Ремизова В.В. - Ремизов В.В., Пучка В.В.
от заказчика - Кондратьева Н.С.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из ГБУ СК "Центр адаптивной физической культуры и спорта" поступили сведениями о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ИП Ремизова В.В. по факту проведения аукциона в электронной форме N 0321200033721000004 " Капитальный ремонт помещений (Литер А, 1 этаж, N2, N3, N10, N11, N12, N13, N149) здания спортивного комплекса ГБУ СК ЦАФКС, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Доваторцев 13 а".
Заказчик указывает, что расторг контракт в одностороннем порядке.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ИП Ремизова В.В. в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения сторон, проанализировав представленные материалы, установила следующее:
Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер для всех участников процесса.
23.11.2021 между ГБУ СК ЦАФКС (далее - Заказчик) и индивидуальным предпринимателем Ремизовым В.В., ИНН 262405391818, (далее - Подрядчик) в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заключен Контракт N 0321200033721000004 (далее - Контракт), согласно которому Подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту помещений здания спортивного комплекса ГБУ СК ЦАФКС по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 13 А. Цена Контракта - 1 614 400 рублей 00 копеек.
В соответствии с п. 4.1 Контракта срок выполнения работ установлен по 20.12.2021 включительно.
20.12.2021 сторонами заключено дополнительное соглашение N2 к Контракту N0321200033721000004 от 23.11.2021, согласно которому срок выполнения работ продлен до 28.02.2022.
Подрядчиком 04.04.2022 Исх. Nб/н на имя исполняющего обязанности директора ГБУ СК ЦАФКС Семеренко С.А. поступило уведомление о готовности к сдаче выполненных работ, при этом акты по форме КС-2, КС-3 были подготовлены 04.04.2022.
При визуальном осмотре объекта Заказчиком выявлено, что Подрядчик изменил виды и объемы работ без письменного согласования с Заказчиком и представителем строительного контроля инженером по надзору за строительством 2 категории производственного отдела ГКУ СК УКС Безировым З.М. Подрядчик не сообщил Заказчику, что в ходе выполнения работ по Контракту обнаружены неучтенные в Сметной документации виды работ, необходимость выполнения которых возникла в процессе выполнения капитального ремонта помещений, а так же не предоставил Заказчику стоимость исключенных и измененных видов работ, материалов из Сметной документации Контракта.
Приемка скрытых работ не была освидетельствована Заказчиком, а также письменных уведомлений Заказчик не получал.
Подрядчик не предоставил Акт на измененные виды работ по Контракту и подтверждение обоснования необходимости и целесообразности выполнения таких работ, с указанием причины их возникновения и суммой сметной стоимости, определенной в ценах на дату начала разработки Сметной документации.
Исходя из сложившейся ситуации, Заказчик за (Исх. N 207) от 14.04.2022, (Исх. N 209) от 18.04.2022 в адрес Подрядчика направил отказ от приемки выполненных работ с указанием выявленных замечаний. Перечисленные замечания свидетельствуют о несоответствии работ условиям раздела 1 Контракта, что является основанием для отказа Заказчика в принятии выполненных работ Подрядчиком. В соответствии с пунктом 6.8 Контракта и ст. 753 ГК РФ Заказчик возвратил Подрядчику исполнительно-техническую документацию.
05.05.2022 (Исх. N 231) Заказчик направил мотивированный отказ от подписания актов о приемке выполненных работ по Контракту и их оплате с требованиями в кратчайшие сроки устранить, выявленные замечания по объему и качеству выполненных работ и предоставить на подпись, исправленные и подписанные акты о приемке выполненных работ по форме - КС-2 в соответствии с требованиями ст. 720 ГК РФ и п. 6.8 Контракта.
Подрядчик самостоятельно принял решение об изменении объемов и видов работ, не обосновав необходимость и целесообразность выполнения таких работ, с указанием причины их возникновения. Письменных уведомлений по адресу 355035, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 13 а, о согласовании вопроса изменения объемов и видов работ Заказчик не получал. Работы не были приостановлены на время рассмотрения вопроса Заказчиком, о своем согласии либо несогласии изменения Сметной документации к Контракту.
Из сметной документации Контракта N4 "Вентиляция, кондиционирование", предусмотренной Контрактом (Приложение N 1 к Контракту) Подрядчик исключил соблюдение требований кондиционирования воздуха в помещениях зданий и сооружений СНиП 41-01-2003, выполнил дополнительные виды работ на сумму 67 537 руб. (26,54%) с учетом материалов, не предусмотренных Сметной документацией Контракта "Вентиляция, кондиционирование", не согласовал с Заказчиком замену настенного кондиционера Кешагзи К8КЕ70НРАШ стоимостью 25 890,00 рублей на вентилятор канальный: ВК-125Б с рыночной стоимостью 5 380,00 рублей.
Подрядчик без согласования с Заказчиком выполнил дополнительные виды работ на сумму 89 181 руб. (+9,45%) с учетом материалов, не предусмотренных Сметной документацией Контракта N2 на "Общестроительные работы" (Приложение N1 к Контракту).
На 15.06.2022 замечания Заказчика указанные (Исх. N 231) от 05.05.2022 Подрядчиком не устранены, документы по форме КС-2 для осуществления приемки выполненных работ не предоставлены.
13.07.2022 г. заказчик принял решение о расторжении контракта
На рассмотрении дела были представлены письменные возражения ИП Ремизова В.В. на обращение заказчика о включении сведений о подрядчике в РНП:
"_Принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, как и обусловленное им обращение о включении сведений об ИП Ремизова В.В. в РНП, считаем необоснованным по изложенным ниже причинам.
06.04.2022 г. исх.N61 Подрядчиком было направлено в адрес Заказчика уведомление о готовности Объекта к сдаче и передана исполнительно-техническая документация.
Согласно пункта 5.3.2. Контракта Заказчик обязан производить приемку выполненных работ и их оплату в порядке, предусмотренном Контрактом.
В нарушение условий Контракта Заказчиком 14.04.2022 г исх.N 207, а также от 18.04.2022 г. исх.N209 в адрес Подрядчика были направлены уведомления об обнаруженных недостатках в исполнительно-технической документации и об отказе от подписания актов о приемке выполненных работ.
Также, согласно письма Подрядчика от 21.04.2022 г. исх.N71 Заказчик был уведомлен, о том, что локальным сметным расчетом не были отражены все необходимые для нормальной эксплуатации Объекта виды и объемы работ.
В связи с этим фактом Подрядчик 25.04.2022 г. исх.N76 направил Заказчику письмо с просьбой организовать приемку выполненных работ в срок, установленный Контрактом, а именно в течение 5 рабочих дней, с даты предоставления исправленного акта о приемке выполненных работ и иной документации.
05.05.2022 г. исх.N231 Подрядчиком получен отказ от подписания актов от приемки выполненных работ с предложением исправить исполнительно-техническую документацию.
31.05.2022 г. исх.N107 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо с просьбой оплатить фактически выполненные работы.
По результатам выполнения работ по Контракту показатели Объекта достигнуты.
07.06. 2022 г. N 111 Подрядчик направил Заказчику претензию о невыполнении условий Контракта.
На сегодняшний день Подрядчиком подано исковое заявление в Арбитражный суд Ставропольского края о взыскании задолженности по оплате фактически выполненных работ по Контракту N 0321200033721000004 на капитальный ремонт помещений (Литер А, 1 этаж, N2, N3, N10, N11, N12, N13, N149) здания спортивного комплекса ГБУ СК ЦАФКС, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Доваторцев 13а.
Согласно ст. 743 ГК РФ:
1. Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
3. Подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.
Согласно контракта 5.1.1. Подрядчик обязан, Выполнить все работы в объеме и сроки, предусмотренные настоящим контрактом и приложениями к нему и сдать объект Заказчику в состоянии, соответствующем Сметной документации (Приложение N 1 к контракту) и требованиям настоящего контракта.
5.1.2. Производить работы в соответствии со Сметной документацией (Приложение N 1 к контракту) и условиями настоящего контракта, действующими нормами и правилами, и техническими регламентами.
5.1.7. Осуществлять постоянный контроль за выполнением работ в целях проверки их соответствия Сметной документации (Приложение N 1 к контракту) и условиям настоящего контракта, а также требованиям технических регламентов, в том числе:
а) контроль качества поступающих для выполнения работ материалов, изделий, оборудования, проверку наличия сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, технических паспортов, санитарно-эпидемиологических заключений и других предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, строительными нормами и правилами документов, удостоверяющих происхождение, качество и сроки годности каждой партии поставляемых материалов, изделий и оборудования.
б) устранение выявленных в произведенных работах недостатков и продолжение работ только после подписания Заказчиком, лицом, осуществляющем строительный контроль (в случае привлечения) акта об устранении выявленных недостатков.
5.1.8. Подрядчик обязан немедленно предупредить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
1) непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
2) возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
3) иных не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
5.1.9. Известить письменно Заказчика лицо, осуществляющее строительный контроль (в случае привлечения) о необходимости проведения приемки выполненных скрытых работ не менее чем за 3 (три) рабочих дня до начала приемки соответствующих работ.
Подрядчик приступает к выполнению последующих работ только после приемки Заказчиком, лицом, осуществляющим строительный контроль (в случае привлечения) скрытых работ путем подписания Акта освидетельствования скрытых работ.
Таким образом, Подрядчик обязан выполнять работы, предусмотренные
Контрактом, в соответствии с переданной ему Заказчиком ПСД и до устранения обнаруженных в ПСД существенных недостатков работы не могли быть надлежащим образом выполнены.
В силу ч.1 ст. 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
В соответствии с ч. 1, статьи 719 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328)
Факт многократного уведомления Заказчика о необходимости устранения обнаруженных в ПСД недостатков, препятствующих выполнению работ, подтверждается перепиской сторон Контракта.
Согласно ч.3 ст. 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Как разъяснено в пункте 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, при несовершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.
Так, согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом, как установила комиссия:
В силу пп. в) п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" со стороны ИП Ремизова В.В. были приняты меры для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании вышеизложенного, видно ИП Ремизов В.В. после заключения контракта принимал меры для надлежащего исполнения условий контракта - на рассмотрение дела ИП Ремизовым В.В. предоставлены документы (переписка) с заказчиком, а также выполненными им работ по контракту.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Далее, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона N44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений ст. 104 ФЗ Закона N44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (ч. 9 ст. 104 Закон N44-ФЗ).
В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обязывает Комиссию Ставропольского УФАС России устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения Предпринимателя при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
В материалах дела отсутствует доказательства, факты, документы свидетельствующие о намеренном не исполнении условий контракта со стороны ИП Ремизова В.В., игнорировании требований заказчика и т.д.
Комиссия Ставропольского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия заказчика и Общества на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной ФЗ "О контрактной системе", в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Так исходя из материалов дела установлен факт подачи искового заявления ИП Ремизова В.В. о взыскании задолженности по оплате фактически выполненных работ по Контракту и наличия между сторонами гражданско-правового спора по факту выполненных работ и его оплаты.
Таким образом, Комиссия Ставропольского УФАС России, проведя оценку действий ИП Ремизова В.В., приходит к выводу о совершении Исполнителем необходимых действий, направленных на исполнение обязательств по Контракту, сведения в отношении ИП Ремизова В.В. включению в реестр недобросовестных поставщиков не подлежат, в том числе на основании пп. в) п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения ИП Ремизова В.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 70 Закона N 44-ФЗ и п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ИП Ремизова В.В. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Е.В. Вишневская
Члены комиссии
С.И. Рошевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 5 октября 2022 г. N 026/10/104-1820/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2022