Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, ВРИО руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Щеглов В.П.,
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила информация от Кириченко Ю.Н. о допущенных нарушениях заказчиком - ГБСУ СОН "Изобильненский психоневрологический интернат" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200000322000023 "Поставка машин стиральных для прачечных".
Ставропольским УФАС России на основании приказа, в соответствии со статьёй 99 Закона N 44-ФЗ была проведена внеплановая проверка закупки N 0321200000322000023 "Поставка машин стиральных для прачечных".
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее:
Заказчиком при описании объекта закупки не был использован соответствующий объекту закупки код позиции Каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ), а также в извещение электронного аукциона включены дополнительные характеристики, не предусмотренные кодом КТРУ.
1). На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога определены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 года N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила N 145).
В соответствии с подпунктом б пункта 2 Правил N 145 каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Пунктом 4 Правил N145 предусмотрено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
На основании пункта 5 Правил N 145, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Пунктом 6 Правил N 145 предусмотрено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно пункту 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 145, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
По пункту 1 технического задания Заказчику требуется ОКПД2 28.94.22.110 Машины стиральные для прачечных КТРУ 28.94.22.110-00000006 Стиральная машина профессиональная.
Для данного вида оборудования имеется позиция в КТРУ с кодом 28.94.22.110-00000006 Стиральная машина профессиональная, для которой с 03.07.2021 установлены обязательные для применения характеристики, такие, как Мощность, Номинальная (максимальная) загрузка белья, Тип нагрева воды.
Заказчик по данному товару обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать, согласно такой позиции, описание товара. Однако обязательные характеристики указаны не в соответствии с КТРУ.
Заказчик не указал обязательную характеристику "Номинальная мощность".
Характеристика "Номинальная (максимальная) загрузка белья" должна быть указана по КТРУ в виде:
Номинальная (максимальная) загрузка белья |
> 25 и |
Килограмм |
Вместо этого Заказчик указал "Номинальная загрузочная масса, > 30 килограмм.
Так же Заказчик использовал при описании объекта закупки дополнительные характеристики, такие как: "Машина стирально-отжимная (облицовочные панели корпуса и верхней крышки, внутренний и наружный барабан нержавеющая сталь)", "Мощность двигателя привода", "Глубина барабана", "Вес".
Однако обоснование использования каждой из таких дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ, в описании объекта закупки отсутствует, что не соответствует п.6 Правил использования КТРУ, так как не обосновывает и не раскрывает потребность Заказчика в установлении таких характеристик.
Т.е., в случае осуществления закупки товаров, работ или услуг, информация о которых включена в КТРУ, то описание объекта осуществляется по соответствующей позиции КТРУ.
Таким образом, учитывая, что объект закупки включен в позиции КТРУ, заказчик при описании объекта закупки был обязан включить информацию о наименовании и показателях товара исключительно из соответствующей позиции КТРУ, что напрямую установлено Постановлением N 145.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика ГБСУ СОН "Изобильненский психоневрологический интернат" установлены нарушения требований ст. 33, 42, 23 Закона N44-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 года N 145.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона N 44-ФЗ, в действиях заказчика - ГБСУ СОН "Изобильненский психоневрологический интернат" установлены нарушения ст. 33, 42, 23 Закона N44-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 года N 145.
2. Выдать Заказчику - обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.В. Золина
Члены Комиссии Е.В. Вишневская
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.