Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, ВРИО руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - представители не прибыли,
от заявителя - представители не прибыли,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Ставропольского УФАС России поступила информация от ООО "СЕРВИС-ГРУПП" о допущенных нарушениях заказчиком - ГБУЗ СК "Степновская РБ" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона N 0321300012522000054 "Оказание услуг по сбору, транспортировке, обеззараживанию и утилизации медицинских отходов класса опасности "Б", "В", "Г" для обеспечения нужд Ставропольского края".
Ставропольским УФАС России на основании приказа, в соответствии со статьёй 99 Закона N 44-ФЗ была проведена внеплановая проверка закупки N 0321300012522000054 "Оказание услуг по сбору, транспортировке, обеззараживанию и утилизации медицинских отходов класса опасности "Б", "В", "Г" для обеспечения нужд Ставропольского края".
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее:
1. Заказчиком в нарушение требований действующего законодательства в одном лоте объединены лицензируемые и нелицензируемые виды деятельности.
В соответствии с абз. 5 п. 157 СанПиН 2.1.3684-21 к медицинским отходам класса Г отнесены отходы, не подлежащие последующему использованию (токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности), в том числе: ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование; лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфекционные средства; отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения, а также другие токсикологически опасные отходы, образующиеся в процессе осуществления медицинской, фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генноинженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Таким образом, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению медицинских отходов класса Г (в отличие от классов Б, В) подлежит лицензированию.
Вместе с тем, требование о наличии лицензии установлено и п. 3 Описания объекта закупки, в то время как требование о предоставлении соответствующей лицензии в составе заявки на участие в закупке извещением не установлено.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 2, 3 ст. 17 Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также Федеральный закон от 26.06.2006 N 135-ФЗ) при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Таким образом, в целях предотвращения ограничения и устранения конкуренции при закупках для государственных и муниципальных нужд необходимо избегать объединения лицензируемых и нелицензируемых видов работ в один лот, поскольку такое формирование объекта закупки потенциально ведет к снижению количества участников закупки.
В случае объединения в один предмет закупки лицензируемых и нелицензируемых видов работ, в действиях Заказчика могут содержаться признаки нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок (Письмо ФАС России от 09.02.2015 N АЦ/5147/15).
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика установлены нарушения требований ст. 33 Закона N44-ФЗ.
2. Заказчиком в файле Приложение N 3 Требование к заявке указано, что предложение участника закупки в отношении объекта закупки помимо прочего должна содержать в том числе и:
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), копию регистрационного удостоверения. Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром:
копии регистрационных удостоверений в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.10.2013 N 737-Н "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации медицинских изделий";
также в п. 5 Приложение N 3 Требование к заявке указано информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ установлено.
а) в связи с установлением условий допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" подтверждением страны происхождения товаров, является указание (декларирование) участником закупки во второй части заявки наименование страны происхождения товара.
Вместе с тем в нарушении требований ст. 42, 43 Законом N44-ФЗ заказчиком не законно установлено требование о предоставлении в составе заявке копии регистрационных удостоверений в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.10.2013 N 737-Н "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации медицинских изделий", а также требование об указании (декларировании) участником закупки во второй части заявки наименование страны происхождения товара - поскольку предметом закупки N 0321300012522000054 является оказание услуг по сбору, транспортировке и обеззараживанию и утилизации, а не поставка медицинских изделий.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика установлены нарушения ст. 33, ст. 43, 42 Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона N 44-ФЗ, в действиях заказчика - ГБУЗ СК "Степновская РБ" установлены нарушения ст. 33, ст. 43, 42 Закона N44-ФЗ, в связи с тем, что контракт заключен N 2262000135022000070 от 30.09.2022 г. - предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Е. В. Вишневская
Члены комиссии
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.