рассмотрев обращение ГБУ ПК "Озерский психоневрологический интернат" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Станкоцентр Велес" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на установку поручней в корпусе N2 ОССО ГБУ ПК "Озерский ПНИ" по адресу: Пермский край, д. Березовая Гора, ул. Трактовая, д. 50, в 2-х этажном здании спального корпуса со столовой по адресу: Пермский край, д. Березовая Гора, ул. Трактовая, д. 53 (изв.N 1056500006322000031),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 1056500006322000031 Заказчиком проводился электронный аукцион на установку поручней в корпусе N2 ОССО ГБУ ПК "Озерский ПНИ" по адресу: Пермский край, д. Березовая Гора, ул. Трактовая, д. 50, в 2-х этажном здании спального корпуса со столовой по адресу: Пермский край, д. Березовая Гора, ул. Трактовая, д. 53. Начальная (максимальная) цена контракта - 431 054,40 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", установлено следующее.
23.05.2022 г. между Заказчиком и ООО "Станкоцентр Велес" (далее - Подрядчик) заключен контракт на установку поручней в корпусе N2 ОССО ГБУ ПК "Озерский ПНИ" по адресу: Пермский край, д. Березовая Гора, ул. Трактовая, д. 50, в 2-х этажном здании спального корпуса со столовой по адресу: Пермский край, д. Березовая Гора, ул. Трактовая, д. 53 (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 10.08.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Условия и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч.1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч.1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч.2 ст.715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п.1 ст.721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 7 Контракта.
Из поступившего обращения и пояснений Заказчика, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что согласно п. 1.3. - 1.4 Контракта срок начала выполнения работ: с 01.08.2022 г. - срок окончания выполнения работ - 30.08.2022 г. Перед началом выполнения работ в телефонном разговоре, Подрядчику было сказано, что на объекте по адресу Пермский край, д. Березовая Гора, ул. Трактовая, д. 50 не завершены работы другим подрядчиком. Работы закончатся через 7-10 дней. Никаких уведомлений о продлении сроков на тот момент не поступало. Подрядчик в устном разговоре утверждал, что установка поручней займет несколько дней. В установленный срок начала выполнения работ Подрядчик к исполнению Контракта не приступил. 11.08.2022 г. Подрядчику было направлено письмо на адрес электронной почты, указанной в Контракте, с просьбой представить документы, предусмотренные п.4.4.6 Контракта, а также график выполнения работ, предусмотренный Контрактом. Ответа на данное письмо не поступало. На телефонные звонки Подрядчик не отвечал. 18.08.2022 г. Заказчик в адрес Подрядчика, а также на электронную почту, направил требование о выполнении работ в разделе претензионной переписки в ЕИС. После направления требования Подрядчиком были направлены на электронный адрес Заказчика фото и технические характеристики поручней для согласования. 24.08.2022 г. Подрядчику было повторно направлено письмо с просьбой представить документы, предусмотренные п.4.4.6 Контракта, а также график выполнения работ, предусмотренный Контрактом. Ответ на данное письмо не поступил. На телефонные звонки Подрядчик не отвечал. В тот же день Заказчиком было направлено письмо с просьбой приступить к работам. Ответ не поступил. 26.08.2022 г. Заказчику от Подрядчика поступило письмо N15 от 26.08.2022 г. с просьбой согласовать изменение окончательного срока исполнения Контракта. Также в письме Подрядчик отразил готовность выполнить работы в кратчайшие сроки. Причины переноса срока исполнения Контракта не представил. 29.08.2022 г. Подрядчику было направлено письмо на адрес электронной почты, указанной в Контракте, с просьбой уточнить дату выезда для установки поручней, а также сообщить контактный телефон ответственного лица Подрядчика. 31.08.2022 г. Подрядчик сообщил дату выезда - 12.09.2022 г. и контактные данные. По указанному номеру телефона Подрядчик не отвечал.
Поскольку на 06.09.2022 г. Подрядчик к выполнению работ не приступил, на основании ст. 95 Закона о закупках, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 07.09.2022 г. решение размещено в реестровой записи контракта N 2594500102022000031 в разделе "Решение об одностороннем отказе"
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 07.09.2022 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 19.09.2022 г. Информация об ООО "Станкоцентр Велес" была направлена в адрес Пермского УФАС России 21.09.2022 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представитель Подрядчика указал, что к началу исполнения контракта (примерно в середине июля 2022 г.) Заказчиком было сообщено о том, что 01.08.2022 г. к работам приступать не нужно, поскольку на объекте продолжает работу другой подрядчик, который не успевает закончить работы в срок. О возможности приступить к работам Заказчик должен бы уведомить дополнительно. Выполнение работ по Контракту предполагает под собой приобретение поручней для людей с ограниченными возможностями и их последующий монтаж на объекте Заказчика Поручни должны приобретаться за счёт Подрядчика, и не приобретались заранее по причине того, что Заказчиком не были определены конкретные сроки начала выполнения работ по причине того, что работы на объекте пока выполнялись другим подрядчиком, и объект не был готов к установке поручней. Заранее покупать поручни и "замораживать" личные денежные средства (порядка 250 000 рублей) не имело смысла, Подрядчиком было принято решение заказать и оплатить поручни в тот момент, когда объект будет готов к выполнению работ, поскольку условиями контракта на это заложен срок около 30 дней, что вполне является реальным сроком для заказа поручней, их получения и установки на объекте. 18.08.2022 г. Заказчик сообщил о том, что работы на объекте уже не проводятся другим подрядчиком и что можно устанавливать поручни. В этот же день, Заказчик направил письменную претензию с требованием приступить к работам. За период с 01.08.2022 г. по 18.08.2022 г. от Заказчика каких- либо претензий не направлялось. 05.05.2022 г. Подрядчиком был получен Счёт-договор N538 от компании ООО "Вейтан" на необходимые комплектующие, а именно на поручень-отбойник, торцевые элементы HR-142/143 и кронштейны HR-342/143 - оборудование, необходимое для установки в рамках Контракта. 22.08.2022 г. после получения от Заказчика информации о том, что объект готов для выполнения работ, Подрядчиком была произведена частичная оплата за поручни в адрес компании ООО "Вейтан" в размере 67 665,30 руб. Отгрузка готовой продукции планировалась до 15-16 сентября 2022 г., выполнение работ по установке поручней заняло бы около 2-3 дня. 25.08.2022 г. Подрядчиком направили в адрес Заказчика письмо, которым просили Заказчика отложить вопрос с принятием решения о расторжении контракта, сообщили о принятии мер для исполнения контракта, а также просили согласовать окончательный срок его исполнения, сообщив ориентировочные сроки, когда работы будут выполнены Подрядчиком.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Так, в адрес Комиссии представлено платежное поручение N 31 от 22.08.2022 г., подтверждающее внесение предоплаты по счет-договору N 538 от 22.08.2022 г., счет-договор N 538 от 05.08.2022 г. на поставку оборудования. Исходя из указанного, Комиссия приходит к выводу, что Подрядчик от исполнения Контракта не уклонялся. Кроме того, Комиссия отмечает, что Заказчиком не отрицается тот факт, что на день начала работ Подрядчик не мог приступить к выполнению работ, поскольку на объекте не были завершены предыдущие работы. Указанное обстоятельство, по мнению Комиссии, повлияло на возможность Подрядчика завершить в срок работы, предусмотренные Контрактом.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Подрядчика недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего. Исходя из пояснений Подрядчика, переписки, которая велась между сторонами, Комиссия приходит к выводу, что Подрядчик не уклонялся от исполнения контракта, был намерен исполнить контракт для чего были заключены договоры на поставку необходимого оборудования.
Согласно представленному Подрядчиком в адрес Комиссии реестру контрактов, ООО "Станкоцентр Велес" имеет 15 исполненных контрактов, 5 контрактов в настоящий момент находятся на исполнении.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, доказательства намеренного неисполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия отмечает, что совокупность изложенных обстоятельств, свидетельствует о совершении Подрядчиком действий в целях его исполнения. Комиссия отмечает, что имеющиеся в деле доказательства, свидетельствуют о том, что Подрядчиком предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Подрядчика.
В силу пп. "б", "в" п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Станкоцентр Велес" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Станкоцентр Велес" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.