рассмотрев обращение Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Росмаш" в связи с односторонним отказом ООО "Росмаш" от исполнения контракта на выполнение работ по реставрации объекта культурного наследия "Церковь Преображения (деревянная)", расположенного на территории АЭМ "Хохловка" по адресу: Пермский край, Пермский муниципальный район, Хохловское с/п, д. Гора (изв.N 0156200009920000429),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009920000429 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по реставрации объекта культурного наследия "Церковь Преображения (деревянная)", расположенного на территории АЭМ "Хохловка" по адресу: Пермский край, Пермский муниципальный район, Хохловское с/п, д. Гора. Начальная (максимальная) цена контракта - 14 200 820,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", установлено следующее.
13.07.2020 г. между Заказчиком и ООО "Росмаш" (далее - Подрядчик) заключен контракт на выполнение работ по реставрации объекта культурного наследия "Церковь Преображения (деревянная)", расположенного на территории АЭМ "Хохловка" по адресу: Пермский край, Пермский муниципальный район, Хохловское с/п, д. Гора. (далее - Контракт).
В связи с принятием 29.0.2022 г. Подрядчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 8 Контракта), Заказчиком, в соответствии с требованиями ч. 22.2 с. 95 Закона о закупках, было направлено обращение о включении подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков контракта.
Условия и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч.1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч.1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч.2 ст.715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п.1 ст.721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 19 ст. 95 Закона о закупка подрядчик (поставщик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 8 Контракта.
Из решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Подрядчика следует, что согласно п.1.8 Технического задания, п.7 раздела ПОР НПД Заказчик должен предоставить Подрядчику и обеспечить стройку научно-проектной документацией "Реставрация объекта культурного наследия "Церковь Преображения (деревянная)", расположенный на территории АЭМ "Хохловка" по адресу: Пермский край, Пермский муниципальный район, Хохловское с/п, д. Гора", шифр 430/2019. В соответствии с п. 4.2.6 Контракта Заказчик обязан выдать по письменному требованию Подрядчика исходно-разрешительную документацию, предусмотренную разделом 1.8 Технического задания, в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты получения государственным заказчиком такого требования. В случае выявления в процессе строительства (реконструкции) объекта капитального строительства необходимости внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, такие изменения могут вноситься в виде отдельного изменения в соответствии с Градостроительным Кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в том числе в порядке, предусмотренном частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ. Как указали представители Подрядчика научно-проектная документация выполнена на основании нормативных документов, прекративших свое действие или отмененных (лист 9 Раздела 3 Проект реставрации и приспособления Книги 1: Пояснительная записка, шифр 430/2019-ПЗ). Проектные решения приняты на основании документов, утративших свою силу (лист 5, 17, 18, 26, 28, 29, 30, 31, 34, 35, 36, 38, 39, 42, 44 Раздела 3 Проект реставрации и приспособления Книги 5: Проект организации реставрации, шифр 430/2019-ПОР). Научно-проектная документация шифр 430/2019 на выполнение работ по контракту содержит недостатки, которые касаются разночтений и несоответствий в технической документации, определяющие состав работ, их последовательность, а также сроки выполнения данных видов работ, что препятствует выполнению строительно-монтажных и реставрационных работ. 14.12.21г. состоялось рабочее совещание с целью приемки подготовительных работ для подъема церкви при помощи домкратов. Протоколом совещания было установлено:
1) Авторскому надзору - предоставить расчет нагрузок на домкраты, двутавры. При необходимости внести изменения в проектную документацию до 21.12.21г.
2) Подрядчику - приостановить работы по подъему церкви до выдачи проектного решения.
31.12.21г. авторский надзор предоставил письмо, где указал, что выполнил проверочный расчет, согласно расчету рекомендовал установить металлические балки двутаврового сечения 25Ш1 на домкратах грузоподъемностью 25 тонн, однако на 29.08.2022 г. авторский надзор не предоставил официальный проверочный расчет нагрузок, выполненный в программном комплексе SCAD. Так же авторский надзор ошибочно указал, что спаренные металлические балки двутаврового сечения N 20 Б1 по расчету не проходят. Как указывает Подрядчик, о наличии недостатков НПД, препятствующих выполнению работ, Заказчик неоднократно был уведомлен в письменной форме и в рамках проведения рабочих совещаний. Так, в адрес Заказчика неоднократно были направлены письма о запросе необходимой документации, о недостатках проектных решений научно-проектной документации объекта, что подтверждается письмами исх. N346 от 14.07.2020, N 642 от 11.12.2020, N 699 от 25.12.2020, N 713 от 29.12.2020, N 719 от 30.12.2020, N 12 от 12.01.2021, 80 от 12.02.2021, N81 от 12.02.2021, N100 от 26.02.2021, Исх.391 от 02.09.2021, Исх.91 от 16.03.2022. Работы на объекте были приостановлены до момента устранения Заказчиком обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на качество оказываемых работ или создают невозможность их выполнение в установленный настоящим Контрактом срок. Протоколом рабочей комиссии от 17.02.22 г. было зафиксировано неудовлетворительное состояние отдельных элементов объекта культурного наследия, которое возникло в результате применения изначально некачественного материала, а также в результате распространения биопоражений деревянных конструкций. Решение о необходимости проведения комплексной корректировки научно-проектной документации на выполнение работ по реставрации объекта было принято Заказчиком в апреле 2022 года (письмо Исх55-01-18.2-846 от 14.04.22), в связи с выявленной необходимостью проведения дополнительного обследования с разработкой новых проектных решений. Этим же письмом Заказчик указал на наличие обстоятельств, не зависящих от сторон Контракта, не позволяющих исполнить Контракт в полном объеме, и предложил расторгнуть контракт. Письмом Исх55-01-18.2-1552 от 20.07.2022 Заказчик направил проект соглашения о расторжении контракта. Письмом исх55-01-18.2-1936 от 08.09.2022 г. Заказчик уведомил о необходимости продолжения работ на объекте. Однако письмо поступило уже после направления решения Подрядчика об одностороннем отказе. Вместе с тем, к письму не были приложены корректировки научно-проектной документации на выполнение работ по реставрации объекта. Как указали в письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представители Подрядчика, письмом Исх. N 326 от 16.09.2022 года Подрядчик о сообщил о своей готовности после предоставления Заказчиком пригодной к использованию научно-проектной документации выполнить работы.
Поскольку Заказчиком несоответствия научно-проектной документации устранены не были, 29.08.2022 г. Подрядчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 08.09.2022 г. решение размещено в реестровой записи контракта N 2590204320220000024 в разделе "Решение об одностороннем отказе"
В силу ч. 20.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного ч. 19 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 20.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 20.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 20.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 08.09.2022 г.
Согласно ч. 21 Закона о закупках решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 22.2 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 21 ст. 95 Закона о закупках, решение Подрядчика об одностороннем отказе вступило в силу 19.09.2022 г. Информация об ООО "Росмаш" была направлена в адрес Пермского УФАС России посредством функционала единой информационной системы 21.09.2022 г.
Из материалов дела, представленных Заказчиком следует, что в письме от 08.09.2022 г. N исх55-01-18.2-1936 Заказчик указал, что научно- проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Церковь Преображения (деревянная)", расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, Архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества "Хохловка" разработана силами лицензированной подрядной организации. 07.10.2019 г. проект получил положительное заключение государственной историко-культурную экспертизы. Проектная документация согласована письмом Заказчика, как уполномоченного органа по охране объектов культурного наследия Пермского края, от 22 ноября 2019 г. N Исх55-01-19.2-113. Также 27.03.2020 г. получено положительное заключение КГАУ "Управление государственной экспертизы Пермского края" N 59-1-1-2-009445-2020. Подрядчиком неоднократно нарушались требования реставрационных норм и правил, требования научно-проектной документации, условия технического задания и абз. 3 п. 6 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", о чем неоднократно сообщалось письмами: от 29.12.2020 Исх55-01-18.2-277; от 28.04.2021 Исх55-01-18.2-1159; от 27.04.2021 Исх55-01-18.2-1124; от 24.08.2022 Исх55-01-18.2-1804; от 21.01.2021 Исх55-01-18.2-100; от 16.06.2021 Исх55-01-18.2-1534; от 16.06.2021 Исх55-01-18.2-1534; от 13.05.2021 Исх55-01-18.2-1266, подтверждается записями в журналах авторского и технического надзоров. Решение о корректировке научно-проектной документации принято на основании письма авторского надзора Исх. N 1046 от 30 декабря 2021 г., в котором указано, что в связи с длительным пребыванием объекта без кровли и увлажнением незащищенных деревянных конструкций атмосферной влагой, а также длительным периодом вывешивания сруба, нагрузка на временные опорные конструкции увеличилась. Состояние ранее деструктивных и биопораженных элементов усугубилось также по причине длительных атмосферных осадков и невыполнения требований листа 14 ПОР-430/2019: перед началом производства работ по реставрации конструкций сруба и др. деревянных элементов не проведена химическая обработка древесины биоогнезащитными составами. В соответствии с протоколом рабочей комиссии от 17 февраля 2022 года возможно проведение работ по замене нижних венцов сруба и ремонту фундамента. С целью продолжения работ в адрес Подрядчика письмом авторского надзора от 30 декабря 2021 г. N 1046 были направлены необходимые для продолжения работ решения.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Подрядчика недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего. Исходя из пояснений Подрядчика, переписки, которая велась между сторонами, Комиссия приходит к выводу, что Подрядчик не уклонялся от исполнения контракта, был намерен исполнить контракт полностью при условии внесения изменений научно-проектную документацию. Исходя из переписки сторон, Заказчик указывал, что документация соответствует требованиям законодательства и прошла необходимые согласования.
Комиссия приходит к выводу, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора относительно соответствия научно-проектной документации требованиям законодательства, необходимого для выполнения работ.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, доказательства намеренного неисполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Подрядчика.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Росмаш" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Росмаш" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.