рассмотрев обращение (вх. N 14534/22) МКУ "Управление технического заказчика" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Никитине В.В. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на корректировку проектной документации по строительству газопровода в микрорайоне соцпоселок (п. Химики) (изв. N 0356300091221000013),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300091221000013 Заказчиком проводился электронный аукцион на корректировку проектной документации по строительству газопровода в микрорайоне соцпоселок (п. Химики). Начальная (максимальная) цена контракта - 2 906 526,50 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
13.09.2021 г. между Заказчиком и ИП Никитиным В.В. (далее - Исполнитель) заключен контракт на корректировку проектной документации по строительству газопровода в микрорайоне соцпоселок (п. Химики) на сумму 2 906 526,50 руб. (далее - Контракт).
В связи с тем, что Исполнитель нарушил условия исполнения Контракта, Заказчиком, было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. По настоящему Контракту Исполнитель обязуется выполнить инженерные изыскания, осуществить корректировку проектной и рабочей документации в целях строительства газопровода в микрорайоне Соцпоселок (п. Химики) (далее - Объект) в соответствии с Техническим заданием Заказчика (Приложение N 1), сводным сметным расчетом, сметами (Приложение N 2), графиком выполнения работ (Приложение N 3), а Заказчик обязуется обеспечить контроль за ходом выполнения работ, осуществить приемку результатов выполненных работ по Контракту в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N 3) после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также подготовки рабочей документации, разработанной на основании проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и оплату выполненных надлежащим образом работ в размере и сроки, установленные настоящим Контрактом.
Заказчик вправе:
4.2.2. вносить без дополнительной оплаты за выполненные работы по результатам рассмотрения у Заказчика изменения и дополнения, не противоречащие Техническому заданию (Приложение N 1) и действующим законодательным актам;
4.2.4. требовать от Исполнителя надлежащего выполнения работ в соответствии с условиями настоящего Контракта, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков;
Исполнитель обязан:
4.3.1. выполнить работы, указанные в п. 1.1. настоящего Контракта, в соответствии с условиями Контракта, Техническим заданием, требованиями действующего законодательства, технической и нормативной документации, указаниями Заказчика и предоставить результат работ Заказчику в установленном порядке.
4.3.2. устранять выявленные замечания в ходе проведения проверки Заказчиком;
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 758 ГК РФ, по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
В соответствии с ст. 761 ГК РФ, подрядчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ несет ответственность за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ, включая недостатки, обнаруженные впоследствии в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе технической документации и данных изыскательских работ.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
9.3. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе:
9.3.1. в случае не предоставления Исполнителем результатов выполненных работ, предусмотренных п. 1.3. Контракта, в том числе с устраненными замечаниями Заказчика, в соответствии с условиями Контракта, в срок более чем 30 (Тридцать) рабочих дней с момента окончания срока, предусмотренного пунктом 2.1. Контракта;
9.3.2. в случае получения отрицательного заключения государственной экспертизы.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что в соответствии с условиями Контракта, датой окончания выполнения работ является 13.06.2022 г. Вместе с тем, по состоянию на 08.09.2022 г., обязательства по Контракту Исполнителем исполнены не были. Просрочка исполнения обязательств составила 88 дней. Кроме того, Заказчик указывает, что при проверке частично представленной Исполнителем в адрес Заказчика проектной документации, выявленные грубые нарушения, в том числе, не соответствие действующему законодательству в области охраны природных объектов, проектирование прохождения трассы газопровода в зоне городских лесов, отсутствие оценки воздействия на водные биологические ресурсы. Заказчик неоднократно указывал Исполнителю на нарушения, при этом Исполнителем указанные нарушения устранены не были.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, Заказчиком 12.09.2022 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
13.09.2022 г. указанное решение размещено в реестровой записи контракта N 3590229305821000032 в разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 13.09.2022 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 26.09.2022 г.
Вместе с тем, согласно информации, полученной при помощи функционала единой информационной системы, Заказчик неверно рассчитал дату вступления в силу решения об одностороннем отказе, расторгнув Контракт 23.09.2022 г.
Таким образом, Заказчик нарушил требования ч. 13 ст. 95 Закона о закупках.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.
Информация об ИП Никитине В.В. направлена в адрес Пермского УФАС России 26.09.2022 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях представитель Исполнителя указал, что 28.03.2022 года, Исполнителем в адрес Заказчика было направлено письмо (исх. N 21383) в котором Исполнитель, сообщил Заказчику о выявлении обстоятельства, препятствующего выполнению работ по контракту, а именно, в отношении земельного участка площадью 1952 кв. м. (кад. N 59:01:0000000:659), расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский-н, м-н. Соцпоселок, 1а, необходимо получение правоустанавливающих документов и оформление публичного сервитута, для выполнения проектно-изыскательских работ с целью размещения объектов электросетевого хозяйства, их неотъемлемых технологических частей, необходимого для прохождения государственной экспертизы проектной документации в будущем. В связи, с указанным, Исполнителем были приостановлены работы до фактического получения правоустанавливающих документов необходимых для выполнения работы и прохождения экспертизы. 06.07.2022 года, Заказчик, направил в адрес Исполнителя письмо исх. N 059-34/1-09-1-1634,в котором, по мнению Исполнителя, подтвердил отсутствие правоустанавливающего документа в виде оформленного публичного сервитута, указав при этом, что указанный документ не был получен по причине того, что Исполнителем не было предоставлено согласование с ОАО "МРСК УРАЛ", на что Исполнитель ответил, что получение указанного согласования Исполнителем не предусмотрено по контракту. 15.06.2022 Исполнитель, сопроводительным письмом N 23335 от 15.06.2022 направил Заказчику (вх. N 059-34/1-01-08-1-1557 от 16.06.2022) в форме электронного документа сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ЕГРН. При этом, Заказчиком не предоставлено подтверждения об установлении публичного сервитута на часть земельного участка, площадью 1952 кв.м. (кад. N 59:01:0000000:659), расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский р-н, м-н Соцпоселок, 1. 29.06.2022 года, Исполнителем была передана исполнительная документация исх. N23553. 06.07.2022 года, Заказчик в письме с исх. N 059-34/1-01-09-1-1633, указал на приостановку работ в связи с невозможностью предоставления информации о выделении средств на финансирование объекта Исполнителю в разумные сроки. 08.07.2022 года, Заказчиком были направлены замечания по исполнительной документации с исх. N 059-34/1-01-09-1-1662. В силу наличия замечаний от Заказчика в письме от N 059-34/1-01-09-1-1662 от 08.07.2022 года по отсутствию оценки воздействия на водные биологические ресурсы, акта обследования зеленых насаждений, расчета объема вырубки деревьев и поросли, Исполнитель пояснил, что готов выполнить и предоставить Заказчику указанные виды работ, во исполнение которых Исполнителем были заключены договоры N1039 от 12.07.2022 года и N23-Р от 12.07.2022 года, при этом, в силу приостановления работ по контракту в связи с отсутствием установленного сервитута (вх. N 059-34/1-01-08-1-1707 от 30.06.2022) на основании письма Исполнителя N 23553 от 29.06.2022 и наличия информации в письме заказчика N 059-34/1-01-09-1-1633 от 06.07.2022 года о "возможном прекращении инвестиционного проекта по объекту", Исполнителя просил подтвердить либо опровергнуть данную информацию с целью определения правомерности и правового статуса затрат Заказчика и Исполнителя на указанные виды работ. 14.07.2022 года, Исполнитель направил в адрес Заказчика письмо с исх. N 23860, в котором указал, что не может снять свою приостановку работ, так как Заказчиком до сих пор не предоставлены необходимые для выполнения работ правоустанавливающие на землю документы в виде оформленного публичного сервитута, а так же не предоставлена информация о выделении средств на финансирование Объекта. 23.09.2022 года, Исполнитель повторно направил исполнительную документацию с учетом всех замечаний письмом с исх. N 25945. Так же это подтверждается копией накладной от 23.09.2022 с трек - номером 77-251-268.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные стороной, пришла к выводу об отсутствии в действиях Исполнителя недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
В результате анализа условий контракта, переписки между сторонами, Комиссия пришла к следующему.
Комиссией установлено, что Исполнителем совершались действия направленные на исполнение Контракта, в частности, Исполнителем выполнена разработка проектной документации, внесены изменения с учетом выявленных Заказчиком нарушений (письмо от 23.09.2022 г. N 25945). Указанные проекты документации были направлены Исполнителем в адрес Заказчика.
Кроме того, из материалов обращения следует факт наличия между сторонами спора относительно порядка исполнения сторонами обязательств, предусмотренных Контрактом, частности, Исполнитель указывает на необходимость установлении публичного сервитута на часть земельного участка, площадью 1952 кв.м. (кад. N 59:01:0000000:659), расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский р-н, м-н Соцпоселок, 1. 29.06.2022 года. Вместе с тем, Заказчик указывает, что отсутствие публичного сервитута на указанный участок не является основанием приостановки работ по Контракту.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Комиссия отмечает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ИП Никитиным В.В. исполнено 30 Контрактов. Следовательно, ИП Никитин В.В. добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Исполнителем не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Исполнителя.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Исполнителя взятых на себя обязательств, сведения об ИП Никитине В.В. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ИП Никитине В.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения обращения.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы настоящего обращения должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.