Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя комиссии - М.А. Дударевой, заместителя руководителя управления - начальника аналитического отдела, члены Комиссии -ведущего специалиста-эксперта А.В. Калининой, старшего государственного инспектора О.В. Роговой (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Контракт" на действия уполномоченного органа - МКУ Служба "Заказчика" ЖКУ и МЗ г. Боготола (далее - уполномоченный орган), заказчика - МКУ "Центр муниципальных закупок" (далее-заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по текущему ремонту ограждения парка "Сфера" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0819600006622000201, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Контракт" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, номер извещения 0819600006622000201.
Существо жалобы: составление извещения о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа оператора, электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского
УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В указанные в уведомлении о принятии жалобы N 024/06/105-2590/2022 к рассмотрению дату и время 30 сентября 2022 года в 12 часов 00 минут податель жалобы, уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей не направил. На заседании комиссии присутствовал представитель заказчика, надлежащим образом подтвердивший свои полномочия.
Из доводов жалобы следует, что при формировании извещения об осуществлении закупки заказчиком были допущены нарушения законодательства о контрактной системе, а именно:
1) заказчик при составлении извещения о проведении закупки не установил дополнительные требования к участникам закупки в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе и с пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571;
2) заказчик устанавливает незаконное требование к содержанию заявки участника, что нарушает часть 1 статьи 49, статью 42 Закона о контрактной системе и может привести к отклонению заявки участника;
3) заказчик не установил обязательные требования согласно пункту 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе;
4) заказчиком нарушены части 4,5,8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В отношении вышеуказанных доводов подателя жалобы заказчиком были представлены письменные возражения, сообщающие о том, что оспариваемые положения извещения не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу, представленные документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
В связи с возникшей потребностью у заказчика совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по текущему ремонту ограждения парка "Сфера", номер извещения 0819600006622000201.
По доводу N 1 Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: 12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке" (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N2571.
Комиссия установила, что объектом закупки, исходя из описания объекта закупки, является "Выполнение работ по текущему ремонту ограждения парка "Сфера". Начальная максимальная цена контракта составляет 3 113 097,65 руб. Пунктом 3 Постановления N2571 установлено, что позиция 15 приложения ("Работы по текущему ремонту зданий, сооружений") применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, ограды (заборы) металлические, каменные и железобетонные отнесены к сооружениям (коды 12 3697050, 12 4540031).
Доказательств того, что выполнение работ по текущему ремонту ограждения парка не является капитальным строительством Комиссии представлено не было.
Соответственно заказчику необходимо установить в извещении закупки дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки требованиям, установленным в пункте 15 приложения N 1 Постановлением N2571.
Комиссия установила, что в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона от 19.09.2022, заказчиком не установлены дополнительные требования в соответствии с пунктом 15 приложения N 1 Постановления N2571 ("Выполнение работ по текущему ремонту ограждения парка "Сфера").
Ввиду изложенного, заказчик признается нарушившим требования пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, а первый довод жалобы обоснованным.
Вместе с тем, Комиссия установила, что согласно информации, представленной электронной площадкой и информации, размещенной в ЕИС, поданы 9 заявок, которые была допущены до электронного аукциона. Победителем электронного аукциона признано ИП Геворгян М.Д. с ценой
1 266 510,89 рублей.
При этом в адрес Красноярского УФАС России были направлены документы, подтверждающие, что ИП Геворгян М.Д. обладал необходимым опытом в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, пунктом 15 Постановления N 2571. В связи с этим Комиссия решила предписание о внесении изменений в извещение не выдавать, в связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
По доводу N 2 Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия установила, что согласно Требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке указано: Раздел 1. Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке.
Заявка на участие в закупке должна содержать:
2) предложение участника закупки о цене контракта.
Комиссия установила, что участник не может в заявке указать предложение о цене контракта, поскольку закупка проводится в форме аукциона, а не конкурса или запроса котировок. При этом необходимо отметить, что заявка подается до проведения собственно процедуры аукциона.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что требование о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе предложения участника закупки о цене контракта является незаконным и нарушающим положения статьи 42, 49 Закона о контрактной системе. Довод является обоснованным.
Комиссия установила, что данное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с тем, что на участие в аукционе поданы 9 заявок, которые, согласно итоговому протоколу, соответствуют извещению электронного аукциона и положениям Закона о контрактной системе. Соответственно Комиссия решила предписание о внесении изменений в извещение не выдавать.
По доводу N 3 Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия:
- об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Комиссия установила, что данное обязательное условие содержится в проекте контракта, а именно: стр.2 проекта контракта, сноска N2 пункта 2.1 проекта контракта, которая основана на пункте 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе. Данный довод является необоснованным
По доводу N 4 Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно частям 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа, пени устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
При этом, как следует из извещения о проведении аукциона, в закупке установлено преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью Извещения об электронном аукционе, действительно заказчиком не установлены требования к штрафам в соответствии с пунктом 4 Правил, что не соответствует законодательству о контрактной системе. Данный довод жалобы является обоснованным.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 42, 49 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной
системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в проект государственного контракта на этапе его заключения.
4. Передать материалы по жалобе уполномоченному должностному лицу Красноярского
УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
Члены Комиссии |
А.В. Калинина |
|
О.В. Рогова |
Исп. Рогова О.В. (391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.