Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя - начальник аналитического отдела М.А. Дударева, члены Комиссии - А.А. Кириллова - начальник отдела, М.А. Грицай - заместитель начальника отдела (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Савир" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - Прокуратуры Красноярского края (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка антисептических средств для нужд прокуратуры Красноярского края", размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Савир" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Существо жалобы: несоответствие извещения о проведении закупки требованиям, установленным Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованию части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, оператору электронной площадки было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
Рассмотрение жалобы было назначено на 03.10.2022 года в 11 часов 00 минут (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81 "Д", каб. 20.
На заседании комиссии по рассмотрению жалобы присутствовал представитель заказчика, должным образом подтвердивший свои полномочия, представитель подателя жалобы своего участия в рассмотрении не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании извещения о проведении закупки заказчиком были допущены нарушения положений Закона о контрактной системе, а именно:
- заказчиком при формировании извещения не использован код позиции КТРУ, соответствующий закупаемому товару;
- заказчиком, по мнению подателя жалобы, в нарушение требований СанПин 3.3686-21 установлено требование о процентном содержании спиртов в средстве.
В своих пояснениях представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, полагая, что извещение о проведении закупки соответствует законодательству о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка антисептических средств для нужд прокуратуры Красноярского края".
Анализ положений извещения о проведении закупки также позволил Комиссии прийти к выводу, что объектом закупки является "Поставка антисептических средств для нужд прокуратуры Красноярского края".
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила), следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
На основании вышеизложенного, Комиссия отмечает, что при формировании извещения заказчик, руководствуясь приведенными нормами, обязан установить код позиции КТРУ, соответствующий закупаемому товару.
Комиссией установлено, что предметом рассматриваемой закупки является дезинфицирующее средство.
Комиссия, проанализировав извещение о проведении рассматриваемой закупки, а также электронные документы, являющиеся приложением к данному извещению, установила, что заказчиком в описании объекта закупки применен только код ОКПД2- 20.20.14.000.
При этом Комиссия установила, что закупаемый заказчиком товар присутствует в каталоге товаров, работ и услуг в категории "Дезинфицирующее средство" код позиции КТРУ 20.20.14.000-00000010. Данная позиция включает в себя еще 6 позиций, которые являются действующими, бессрочными и обязательными к применению с 23.12.2021 года:
20.20.14.000-00000009
20.20.14.000-00000007
20.20.14.000-00000006
20.20.14.000-00000005
20.20.14.000-00000004
20.20.14.000-00000002
Каждая из перечисленных позиций КТРУ содержит в себе единственную обязательную к применению характеристику, которая касается формы выпуска дезинфицирующего средства.
Таким образом, заказчиком при формировании извещения необходимо было выбрать из вышеперечисленных позиций наиболее релевантную позицию и руководствоваться ее описанием.
Из системного толкования пунктов 2, 4 Правил следует, что также уже было отмечено выше, что при закупке товаров, работ, услуг, в отношении которых в каталоге присутствуют соответствующие позиции, заказчики обязаны применять информацию, которая включена в такие позиции каталога, в том числе при описании объекта закупки.
При этом в силу частей 5,6 Правил заказчики вправе указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (далее - Дополнительная информация). В таком случае в описание товара, работы, услуги заказчикам надлежит включить обоснование необходимости использования Дополнительной информации.
Комиссия, проанализировав описание объекта закупки установила, что заказчиком, помимо указанной характеристики, содержащейся в КТРУ были применены дополнительные характеристики, которые отсутствуют в КТРУ.
При этом заказчиком в положениях извещения не указано обоснование необходимости установления таких дополнительных характеристик.
Таким образом, заказчиком нарушен пункт 6 Правил и как следствие статья 42 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Комиссией было принято решение предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать, поскольку заказчиком в пояснениях, представленных до начала рассмотрения жалобы были детально указаны обоснования применения каждого из дополнительных требований, предъявленных к поставляемому товару.
Комиссия также отмечает, что выявленное нарушение не повлияло и не могло повлиять на волеизъявление потенциального участника принять участие в электронном аукционе, поскольку при наличии или отсутствии обоснования заказчиком установления дополнительных характеристик поставляемого товара, такие характеристики остались бы неизменными и описание объекта закупки не изменилось бы.
Комиссия также отмечает, что на участие в электронном аукционе было подано 5 заявок участников электронного аукциона, 4 из которых были признаны соответствующими требованиям электронного аукциона.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что отсутствие обоснования установления заказчиком дополнительных характеристик к поставляемому товару, не нарушило права и законные интересы подателя жалобы.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что заказчику при формировании положений извещения необходимо действовать в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия отмечает, что заказчиком нарушены положения статьи 42 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод подателя жалобы является обоснованным, однако, как указывалось ранее, Комиссией принято решение предписание не выдавать.
Относительно второго довода подателя жалобы, Комиссия отмечает следующее.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, при составлении описания объекта закупки использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и минимальные значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия, проанализировав описание объекта закупки, установила, что по позиции N 1 заказчиком предъявлено следующее требование относительно содержания спирта: "изопропиловый спирт (пропанол-2) не менее 65%, не более 68%".
Согласно информации, содержащейся в пункте 1.1.5 таблицы 1 приложения N 2 СанПиН 3.36.686-21, кожные антисептики на основе спирта этилового должны содержать не менее 70% спирта по массе, спирта изопропилового должны содержать не менее 60% спирта по массе и смеси спиртов должны содержать не менее 60% спиртов по массе.
Таким образом, установленные заказчиком требования по позиции N 1 не противоречат положениям СанПиН 3.36.686-21.
Относительно требований заказчика, установленных в отношении процентного содержания спиртов по позиции N 2, Комиссия отмечает следующее.
Согласно пункту 1.1.5 таблицы 1 приложения N 2 СанПиН 3.36.686-21 норма процентного содержания спирта в составе дезинфицирующего средства зависит от его вида.
Позиция N 2 описания объекта закупки не содержит информацию о том, какой именно спирт необходим заказчику. При этом, диапазон процентного содержания какого - либо спирта, установленный заказчиком, не противоречит информации, содержащейся в СанПиН 3.36.686-21.
Таким образом, заказчиком при формировании описания объекта закупки, в части установления характеристик поставляемого товара, были соблюдены все требования действующего законодательства о контрактной системе.
На основании вышеизложенного довод подателя жалобы не находит своего подтверждения.
На основании вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктами 3.35, 3.36 Административного регламента, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Савир" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требование статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с тем обстоятельством, что выявленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
М.А. Грицай |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.