Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
председатель комиссии:
при участии представителя Заказчика - Отдела министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Магадану (далее - Заказчик, ОМВД России по г. Магадану) "_", без участия ИП Киргизова К. Р., извещенного надлежащим образом, рассмотрела материалы, поступившие от ОМВД России по г. Магадану для решения вопроса о включении в Реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки - ИП Киргизове К. Р. в связи с односторонним отказом от исполнения муниципального контракта по результатам проведения электронного аукциона "Выполнение ремонта кровли гаражей ОРОиК ОМВД России по г. Магадану (г. Магадан, ул. Транспортная, 16) в рамках капитального ремонта" (реестровый номер 0347100002522000005).
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта, на основании пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078), а также внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
1. 29.03.2022 Заказчиком - ОМВД России по г. Магадану в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Выполнение ремонта кровли гаражей ОРОиК ОМВД России по г. Магадану (г. Магадан, ул. Транспортная, 16) в рамках капитального ремонта" (реестровый номер 0347100002522000005).
Начальная (максимальная) цена контракта 1 138 517,00 руб.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок - 06.04.2022 09:00; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 06.04.2022; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 07.04.2022.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 06.04.2022 N ЦПА1 заявки на участие в закупке подали участники со следующими идентификационными номерами: 1, 2, 3.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.04.2022 N ИЭА1 победителем электронного аукциона признан участник с идентификационным номером 3, предложивший цену контракта 1 018 972,61 руб.
18.04.2022 между ОМВД России по г. Магадану и ИП Киргизовым К. Р. заключен государственный контракт N 080022200028 (реестровый номер 1490904465122000006) на выполнение ремонта кровли в рамках капитального ремонта, Гаражи ОРОиК ОМВД России по г. Магадану: г. Магадан, ул. Транспортная, д. 16 (далее - Контракт).
2. Частью 9 статьи 95 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 11.4 Контракта Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. Порядок расторжения Контракта определен статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных Заказчиком материалов следует, что ИП Киргизовым К.Р. обязательства по контракту выполнены не вполном объеме.
Во исполнение требований пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик с использованием единой информационной системы сформировал решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и разместил такое решение в единой информационной системе 14.09.2022.
При обстоятельствах, указанных в пункте 3 части 1 статьи 12.1 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления ИП Киргизова К. Р. об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта признается 14.09.2022.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой вступления в силу решения об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта и датой расторжения Контракта является 26.09.2022.
Заказчиком размещена информация о расторжении контракта в ЕИС - 28.09.2022.
Таким образом, Заказчиком соблюден порядок одностороннего расторжения Контракта.
3. В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Исходя из положений части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, Заказчик в срок до 01.10.2022 (включительно) должен направить в территориальное управление материалы об одностороннем расторжении Контракта.
Материалы о включении ИП Киргизова К. Р. в реестр недобросовестных поставщиков поступили в Магаданское УФАС России 28.09.2022.
Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком соблюден срок направления сведений в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, о факте одностороннего отказа заказчика от исполнения Контракта.
4. Как следует из представленных материалов, основанием принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком является ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств по Контракту.
В соответствии с пунктом 1.1. Подрядчик обязуется в установленные сроки собственными силами выполнить ремонт кровли в рамках капитального ремонта, Гаражи ОРОиК ОМВД России по г. Магадану: г. Магадан, ул. Транспортная, д. 16 (далее - Объект), в соответствии с дефектной ведомостью (Приложение N 1 к Контракту) и локальным сметным расчётом (локальной сметой) (Приложение N 2 к Контракту) и сдать результат Работ Государственному Заказчику.
Согласно пункту 1.2. Государственный Заказчик обязуется принять и оплатить Работы, указанные в пункте 1.1 Контракта, в размере и в сроки, установленные настоящим Контрактом.
На основании пункта 1.3. Для выполнения Работ, указанных в пункте 1.1. Контракта, Подрядчик за свой счет приобретает необходимые материалы, в том числе детали, конструкции, оборудование и инструменты.
В силу пункта 2.1 Контракта Подрядчик обязан:
2.1.1. Качественно выполнить Работы в порядке, объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом, в соответствии с дефектной ведомостью (Приложение N 1 к Контракту) и локальным сметным расчётом (локальной сметой) (Приложение N 2 к Контракту), действующими нормами и правилами выполнения Работ, техническими условиями и сдать выполненные Работы Государственному Заказчику в полной готовности;
2.1.2. В течение 1 (одного) календарного дня с даты подписания настоящего Контракта в письменной форме представить на согласование Государственному Заказчику список лиц, представляющих Подрядчика на Объекте с указанием их полномочий, а также представить копии их паспортов и образцы подписей лиц, уполномоченных подписывать акты приемки выполненных Работ и получать от Государственного Заказчика документы. В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 N 755 при выполнении Подрядчиком работ по Контракту на Объекте не допускается привлечение иностранных граждан (лиц без гражданства).
2.1.3. В течение 1 (одного) календарного дня с даты получения от Государственного Заказчика требования о замене любого представителя Подрядчика, указанного в списке лиц, представляющих Подрядчика, заменить указанных Государственным Заказчиком представителей Подрядчика;
2.1.4. Обеспечить высокое качество Работ и применяемых материалов, в полном соответствии с локальным сметным расчётом (локальной сметой) (Приложение N 2 к Контракту), действующими СНиП, ГОСТ, ТУ, СанПиН.
Исходя из представленной Заказчиком в материалы дела переписки следует, что ИП Киргизовым К. Р. работы, предусмотренные Контрактом выполнены не в полном объеме.
Заказчиком в адрес исполнителя направлены Подрядчику претензии (исх. N29/2-УПП, исх. N29/3-УПП), из которых следует что, в соответствии с пунктом 5.1 раздела 5 Контракта срок выполнения работ с даты заключения контракта 18.04.2022 по 31.08.2022(срок исполнения Контракта). По состоянию на 22 и 24 августа 2022 года работы выполнены не в полном объеме. В связи с обильным выпадением осадков в г. Магадане и неисполненными Подрядчиком работами было зафиксировано протекание кровли и подтопление гаражного бокса. На основании изложенного, в случае невыполнения обязательств Подрядчиком в установленный Контрактом срок, Подрядчик в соответствии с пунктом 9.5 раздела 9 Контракта будет обязан оплатить пеню. Также Заказчик уведомил Подрядчика о том, что будет обязан начать процедуру по расторжению Контракта в связи с односторонним отказом от исполнения Контракта.
05.09.2022 в адрес Заказчика от Подрядчика поступило письмо N15 (вх.14311) в котором подрядчик просит отменить решение об одностороннем расторжении Контракта в связи с тем, что ИП Киргизов К. Р. приступил к ремонту кровли по адресу ул. Транспортная, 16 с 01.09.2022 г.
Заказчик направил в адрес Подрядчика уведомление N29/4-УПП об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0800022200028 на основании письма ИП Киргизова К. Р. от 05.09.2022 (вх. 14311).
Согласно пояснениям представителя Заказчика, Подрядчик не приступал к продолжению выполнения работ, предусмотренных Контрактом, ссылаясь на отсутствие денежных средств, на которые Подрядчику нужно было закупить материалы для выполнения таких работ.
В связи с изложенным, 14.09.2022 Заказчик принял решение повторно начать процедуру по расторжению Контракта в связи с односторонним отказом от исполнения Контракта и направил в адрес Подрядчика уведомление о расторжении контракта в одностороннем порядке N6-РДИК.
При этом, на заседании Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд представитель Заказчика, начальник ОТО ОМВД России по г. Магадану (дов. N39 от 12.05.2022) Оборина Екатерина Владимировна пояснила, что на дату проведения проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта - 04.10.2022, Подрядчиком по Контракту N 0800022200028 "Выполнение ремонта кровли гаражей ОРОиК ОМВД России по г. Магадану (г. Магадан, ул. Транспортная, 16) в рамках капитального ремонта" работы были выполнены в полном объеме.
Рассмотрев документы, представленные в материалы дела, Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что ИП Киргизовым К. Р. по состоянию на 04.10.2022 работы, предусмотренные Контрактом выполнены в полном объеме. Кроме того, Подрядчик просил Заказчика отменить решение об одностороннем отказе, в связи с тем, что Подрядчик приступил к выполнению работ с 01.09.2022 и к 04.10.2022 завершил выполнение предусмотренных контрактом работ.
5. В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Включение ИП Киргизова К. Р. в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности общества в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией факта одностороннего отказа от исполнения контракта без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи, подлежат установлению именно обстоятельства недобросовестного поведения. Иное противоречит задачам действия реестра недобросовестных поставщиков.
Сам по себе односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением Поставщиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков). В каждом конкретном случае антимонопольный орган должен дать оценку действиям поставщика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе, приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Вина участника электронного аукциона может выражаться не только в форме умысла (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, имел намерение их наступления или не имел, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в форме неосторожности, то есть при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
На основании подпункта "б" пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Рассмотрев документы, представленные в материалы дела, Комиссия Магаданского УФАС установила, что Подрядчик нарушил сроки выполнения работ, предусмотренные Контрактом, но на дату рассмотрения настоящих материалов дела, работы, предусмотренные контрактом были выполнены ИП Кигризовым К.Р.
При этом, Подрядчик не отказывался от выполнения обязательств, предусмотренных контрактом, вел переписку с Заказчиком в ходе исполнения Контракта, устранял выявленные нарушения в виде образовавшихся протечек.
Комиссия приходит к выводу о том, что такая мера правового воздействия как включение в реестр недобросовестных поставщиков сведений о ИП Киргизове К. Р. сроком на два года несоразмерна характеру совершенного Подрядчиком нарушения условий Контракта.
Включение сведений о ИП Киргизове К. Р. в реестр недобросовестных поставщиков влечет для Подрядчика значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера.
Оценив представленные документы и пояснения, Комиссия Магаданского УФАС России установила, что в действиях Подрядчика отсутствует недобросовестное поведение при исполнении государственного контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Выполнение ремонта кровли гаражей ОРОиК ОМВД России по г. Магадану (г. Магадан, ул. Транспортная, 16) в рамках капитального ремонта" (реестровый номер 0347100002522000005), в связи с чем, ИП Киргизов К. Р. не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и в соответствии со статьей 104 Закона О контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком - Отделом министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Магадану - ИП Киргизове К. Р. (ИНН 490903173860, ОГРНИП 321490000003480, адрес: Российская Федерация, ул. Пролетарская д. 50/1, кв. 28, г. Магадан, 685000), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта по результатам проведения электронного аукциона "Выполнение ремонта кровли гаражей ОРОиК ОМВД России по г. Магадану (г. Магадан, ул. Транспортная, 16) в рамках капитального ремонта" (реестровый номер 0347100002522000005) в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.