Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кобякова В.А. - Врио заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Бедаревой О.Е. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Соколовой Е.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
с участием представителей:
от заказчика -муниципального казённого общеобразовательного учреждения "Глубоковская средняя общеобразовательная школа Завьяловского района" - Губерта Николая Александровича, Савинова Александра Павловича, Шушакова Максима Александровича;
от ООО "СТРОЙСИБ" - Педченко Евгения Александровича, Атюниной Анны Михайловны,
рассмотрев обращение заказчика - муниципального казённого общеобразовательного учреждения "Глубоковская средняя общеобразовательная школа Завьяловского района" о включении сведений об ООО "СТРОЙСИБ" в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 0317300142322000002 от 22.08.2022 г. на выполнение работ по капитальному ремонту здания МКОУ "Глубоковская средняя общеобразовательная школа" по адресу: ул. Андреева, 21 заключенного по результатам закупки N 0317300142322000002 согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - муниципального казённого общеобразовательного учреждения "Глубоковская средняя общеобразовательная школа Завьяловского района" о включении сведений об ООО "СТРОЙСИБ" в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 0317300142322000002 от 22.08.2022 г. на выполнение работ по капитальному ремонту здания МКОУ "Глубоковская средняя общеобразовательная школа" по адресу: ул. Андреева, 21 заключенного по результатам закупки N 0317300142322000002.
Согласно обращению заказчика 22.08.2022 г. по итогам электронного аукциона N 0317300142322000002 заказчиком был заключен контракт с ООО "СТРОЙСИБ" на выполнение работ по капитальному ремонту. Согласно условиям контракта, Общество взяло на себя обязательство выполнить работу на объекте "Завьяловский район, с. Глубокое, капитальный ремонт здания МКОУ "Глубоковская средняя общеобразовательная школа " по адресу: ул. Андреева, 21" (далее - "работа") и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Состав и объем работы определяется проектной документацией (приложение N1 к Контракту), сметой контракта (приложение N2 к Контракту), ведомостью объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ (Приложение N3 к Контракту), графиком выполнения работ (Приложение N4 к Контракту). Однако, Общество не приступило к выполнению работ. Учитывая, что общество участвовало в закупке и заключило контракт в соответствии с требованиями извещения и документации электронного аукциона, условия исполнения сторонами обязательств согласовано в контракте, но при этом общество не приступило к выполнению работ заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 30.08.2022 г. (далее - решение). 12.09.2022 г. решение было опубликовано на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС). Поскольку решение заказчика вступило в силу и контракт считается расторгнутым, Заказчик просит включить сведения об ООО "СТРОЙСИБ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Представители Общества против внесения информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) возражает, правовую позицию обосновывают следующим. К исполнению контракта невозможно приступить, поскольку при осмотре объекта, подлежащего капитальному ремонту обществом были выявлены замечания относительно сметной документации и фактического состояния объекта. Указанные обстоятельства препятствуют выполнению работ, поскольку могут привести к неблагоприятным последствиям, в частности затоплению школы. В связи с чем заказчику неоднократно направлялись письма с просьбой согласовать условия исполнения контракта, пояснить каким образом подрядчику необходимо исполнять отдельные виды работ. Однако заказчиком было принято решение об отказе от исполнения контракта. При этом, решение об одностороннем отказе необоснованно, не содержит ссылки на законные основания его принятия, а также документального подтверждения недобросовестного поведения подрядчика, в тексте решения отсутствует перечень замечаний нарушения выполнения работ.
Заслушав пояснения представителей, изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
25.07.2022 г. заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона на право выполнения работ по капитальному ремонту на объекте "Завьяловский район, с. Глубокое, капитальный ремонт здания МКОУ "Глубоковская средняя общеобразовательная школа" по адресу: ул. Андреева, 21", вместе с извещением заказчиком размещены следующие документы проект контракта, описание объекта закупки, ведомость работ, требование к содержанию и составу заявки, обоснование НМЦК, проект сметы, сметная документация. Начальная максимальная цена контракта - 37 124 850,00 руб.
Победителем электронного аукциона признано ООО "СТРОЙСИБ", предложившего цену - 34 340 486,25 руб.
22.08.2022 г. по итогам электронного аукциона N 0317300142322000002 заказчиком был заключен контракт с ООО "СТРОЙСИБ" на выполнение работ по капитальному ремонту.
Согласно пункту 1.1, п. 1.2 контракта Подрядчик обязуется собственными и (или) привлеченными силами своевременно по заданию Заказчика выполнить работу на объекте "Завьяловский район, с. Глубокое, капитальный ремонт здания МКОУ "Глубоковская средняя общеобразовательная школа " по адресу: ул. Андреева, 21" (далее - "работа") и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Состав и объем работы определяется проектной документацией (приложение N 1 к Контракту), сметой контракта (приложение N 2 к Контракту), ведомостью объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ (Приложение N 3 к Контракту), графиком выполнения работ (Приложение N 4 к Контракту).
В графике выполнения работ (период до принятия решения об одностороннем отказе) сторонами согласованы следующие сроки выполнения работ.
N п/п |
Наименование этапа работы |
Сроки выполнения этапа работы |
Сумма* |
|
Начало работы |
Окончание работы |
|||
1 |
Локальный сметный расчет N ЛС-02-01-01 Общестроительные работы. Капитальный ремонт кровли здания. позиции 1 -4, 16, 17 |
с момента подписания Контракта Сторонами |
В течении 5 календарных дней |
|
2 |
Локальный сметный расчет N ЛС-02-01-01 Общестроительные работы. Капитальный ремонт кровли здания. Позиции 5-6.2 |
с момента подписания Контракта Сторонами |
В течении 7 календарных дней |
|
Согласно позициям 1-6.2, 16, 17 локального сметного расчета N ЛС-02-01-01 подрядчику необходимо было выполнить следующие работы: разборка покрытий кровель из рулонных материалов, устройство стяжек: цементных толщиной 20 мм (Прим) демонтаж стяжек толщиной 60 мм, устройство стяжек: на каждые 5 мм изменения толщины стяжки, очистка помещений от строительного мусора (Прим) демонтаж изоляции из шлака, ремонт кирпичной кладки стен отдельными местами (Прим) парапета и вентшахт, кладка стен кирпичных наружных: простых при высоте этажа до 4 м, погрузка при автомобильных перевозках: мусора строительного с погрузкой экскаваторами емкостью ковша до 0,5 м3, перевозка грузов I класса автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т работающих вне карьера на расстояние: до 7 км.
Таким образом, между заказчиком и подрядчиком согласовано условие об исполнении вышеуказанных видов работ с 22.08.2022 г. (дата подписания контракта) по 29.08.2022 г. (истечение семидневного срока).
В материалах дела имеется переписка сторон: копии писем подрядчика о невозможности исполнения работ ввиду отсутствия у подрядчика документации (сметной, проектной), письма свидетельствующие о наличии у подрядчика замечаний относительно сметной документации и фактического состояния объекта, в связи с чем общество сообщало заказчику о невозможности исполнения работ и обращалось с просьбой согласования, разъяснения исполнения контракта и устранения выявленных замечаний. Копии писем заказчика о согласовании времени и места передачи документов для проведения работ на объекте, уведомление подрядчика о необходимости осуществления работ в сроки, согласованные между заказчиком и поставщиком. Акт приема-передачи объекта от 23.08.2022 г. (подписан 24.08.2022 г.). Акты осмотра выполненных работ, которыми установлен факт отсутствия выполнения работ на объекте.
При рассмотрении обращения в материалы дела также предоставлена копия акта проверки соблюдения законодательства от 02.09.2022 прокуратуры Завьяловского района Алтайского края, в котором установлены факты непроведения каких-либо строительно-ремонтных работ, в частности, отсутствие каких-либо строительных материалов, техники и инструментов, а также работников подрядной организации и выявлено нарушение ООО "СТРОЙСИБ" ст. 94 Закона о контрактной системе, ст. 309,310 ГК РФ, а также графика выполнения работ (приложены копии фотографий). 15.09.2022 г. прокуратурой Завьяловского района Алтайского края обществу выдано представление об устранении нарушений действующего законодательства в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В связи с тем, что к выполнению работ по контракту подрядчик так и не приступил, заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с тем, что работы не выполняются и завершение их к установленному сроку становится невозможным и на основании п. 11.2 контракта, ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, ст. 715 ГК РФ.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.2 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по следующим основаниям:
заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по следующим основаниям:
- подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работу настолько медленно, что завершение работы к установленному в Контракте сроку становится явно невозможным.
В соответствии со статьей 715 ГК РФ заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность. Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Таким образом, право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: 1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте; 2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель); 3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно информации, представленной на официальном сайте ЕИС решение об одностороннем отказе размещено заказчиком и получено обществом 12.09.2022 г., решение вступило в силу 23.09.2022 г.
При рассмотрении обращения представители общества пояснили, что к исполнению работ не приступил по причине выявленных замечаний относительно сметной документации и фактического состояния объекта. Среди прочего было указано на нарушение заказчиком норм законодательства при формировании документации, отсутствие схемы кровли в поперечном разрезе, существующий конструктив кровли не соответствует работам, указанным в сметах, отсутствие узлов крепления, отсутствие на планах/чертежах мест расположения воронок, ЛСР - 02-01-01 отсутствуют схемы конструкции типов полов, невозможно приступить к ремонту кирпичной кладки стен на панельном здании.
Представитель заказчика пояснил, что условия исполнения контракта были согласованны сторонами при заключении контракта. Для исполнения работ обществу переданы объект и все документы. Представители заказчика также указали на то, что заказчик рассчитывал на своевременное исполнение обязательств по контракту, неисполнение работ по капитальному ремонту нарушает планируемый срок начала работы учреждения.
Подавая заявку и участвуя в аукционе (предложение цены), общество согласилось на условия исполнения контракта в соответствии с требованиями размещенной на официальном сайте документации (проект контракта, описание объекта закупки, ведомость работ, проект сметы, сметная документация).
О согласии исполнения контракта свидетельствует также подписание обществом контракта.
При рассмотрении обращения было установлено, что заказчиком обществу был предоставлен объект и документы, предусмотренные п. 3.2.1 контракта.
На момент рассмотрения обращения общество к исполнению обязательств по контракту не приступило.
При этом, своими действиями общество фактически указывает заказчику на необходимость исполнения контракта на условиях общества (предоставление дополнительных документов, схем, смет удовлетворяющих подрядчика, документации с исправленными подрядчиком замечаниями, устных и письменных поручений заказчика по исполнению контракта), которые не предусмотрены контрактом при наличии согласия исполнения в соответствии с требованиями контракта.
Представитель общества указывал на неблагоприятные последствия в рамках исполнения условий контракта без согласования, в частности затопление объекта капитального ремонта при выполнении демонтажных работ.
При этом, вышеуказанные обстоятельства носят преждевременный и предположительный характер, не подтверждают факт невозможности исполнения работ по контракту.
Представитель общества указывала, что общество от исполнения контракта не уклонялось, а напротив представители выезжали на объект, осматривали его, направляли предложения для согласования условий исполнения контракта.
При этом, в акте проверки соблюдения законодательства от 02.09.2022 прокуратуры Завьяловского района Алтайского края установлены факты непроведения каких-либо строительно-ремонтных работ, в частности, отсутствуют какие-либо строительные материалы, техника и инструменты, а также работники подрядной организации.
Учитывая вышеизложенное, обществом не предпринимались какие-либо подготовительные работы, свидетельствующие о намерении подрядчика приступить к исполнению работ на объекте (завоз техники, инструментов, материалов, выход на объект рабочих).
В материалы дела обществом не представлено доказательств, документов (экспертиз, заключений), свидетельствующих о невозможности исполнения работ, в том числе по позициям 1-6.2, 16, 17 локального сметного расчета N ЛС-02-01-01.
Согласно ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, Общество, ведя предпринимательскую деятельность, должно учитывать все возможные риски при участии в электронном аукционе и заключении контракта.
Основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта явилось то, что подрядчик не приступил к исполнению контракта.
При этом, при заключении контракта заказчик рассчитывал на своевременное исполнение обязательств по контракту.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков также включается информация об учредителях юридического лица, лице, исполняющим функции единоличного исполнительного органа юридического лица, уклонившегося от заключения контракта.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе не выявлены;
2. включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "СТРОЙСИБ" (649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Строителей, дом 12/2, офис 1, ИНН: 2224174624), его директоре Болдыреве Романе Ивановиче (ИНН: 226602899000), учредителе Галиевой Олесе Викторовне (ИНН: 222212773999) сроком на два года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
В.А. Кобяков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
О.Е. Бедарева |
|
_____________________________ |
Е.С. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 3 октября 2022 г. N РНП-22-222/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2022
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 15 февраля 2024 г. по делу N А03-15995/2022, оставленным без изменения Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2024 г. N 07АП-2372/24 и Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 августа 2024 г. N Ф04-3260/2024 настоящее решение признано незаконным