Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кобякова В.А. - врио заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Дедова В.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей (средствами видеоконференцсвязи):
от заказчика - администрации Бурлинского района АК - Ломаную Татьяны Анатольевны,
от индивидуального предпринимателя Гайдадым Евгения Юрьевича - Лаврушина Виталия Николаевича,
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - администрации Бурлинского района Алтайского края о включении сведений об индивидуальном предпринимателе Гайдадым Евгении Юрьевиче в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения муниципального контракта N 10 от 22.03.2022 г., заключенного с единственным поставщиком, согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
26 сентября 2022 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - администрации Бурлинского района Алтайского края о включении сведений об индивидуальном предпринимателе Гайдадым Евгении Юрьевиче в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения муниципального контракта N 10 от 22.03.2022 г., заключенного с единственным поставщиком.
30 сентября 2022 года состоялось рассмотрение обращения с проведением внеплановой проверки.
Представитель заказчика настаивает на включении сведений об индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков. Указал, что заказчик не представил видеозаписи процесса оказания услуг. Пояснил, что представитель заказчика после заключения контракта посещал исполнителя.
Представитель индивидуального предпринимателя против удовлетворения заявления заказчика возражает. Пояснил, что предприниматель давно и качественно оказывает услуги по отлову и содержанию животных. Заявки заказчика на отлов были выполнены надлежаще, однако заказчик отказался от подписания актов о приемке работ. Поскольку содержание животных согласно контракту носит срочный характер, после истечения указанного срока животное отпускают.
Заслушав представителей, исследовав материалы дела, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
22 марта 2022 года на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе между администрацией Бурлинского района Алтайского края и индивидуальным предпринимателем Гайдадым Евгением Юрьевичем был заключен муниципальный контракт N 22.03.2022 г., по условиям которого исполнитель обязуется собственными силами и своевременно оказать услуги по обращению с животными без владельцев в части их отлова и содержания. Место выполнения услуги: территория муниципального образования Бурлинского района, места отлова определяются в задании/поручении заказчика, а также заявок, поступивших в адрес исполнителя от граждан и организаций. Услуга должна быть оказана до 01.07.2022 г.
Цена контракта - 245 430 руб.
Заказчик направил исполнителю две заявки - от 19 апреля 2022 года и от 31 мая 2022 года.
В пункте 5.4 муниципального контракта определены документы, предоставляемые заказчику исполнителем при приемке услуги:
- журнал учета поступивших заявок на отлов животных без владельцев за отчетный период в электронном или печатном виде;
- акты на отлов и содержание животных без владельцев за отчетный период;
- журнал учета животных без владельцев за отчетный период в электронном или печатном виде;
- акт сдачи-приемки оказанных услуг по муниципальному контракту за отчетный период;
- акты эвтаназии (умерщвления) животных без владельцев за отчетный период от организаций, оказывающих данный вид услуг.
Представитель заказчика пояснил, что согласно действующему законодательству, исполнитель должен был предоставить видео в качестве доказательства оказания услуг.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 18 Федерального закона от 27.12.2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов животных без владельцев, обязаны вести видеозапись процесса отлова животных без владельцев и бесплатно представлять по требованию уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации копии этой видеозаписи.
Представитель индивидуального предпринимателя пояснил, что требование о предоставлении видео-доказательств от заказчика не поступало, а от принятия документов об исполнении, предусмотренных муниципальным контрактом, заказчик отказался.
Представитель заказчика пояснил, что документы о приемке от исполнителя не поступали.
Письмом от 06.07.2022 г. заказчик уведомил исполнителя о нарушении обязательств по муниципальному контракту.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пунктам 9.1 и 9.2 расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по следующим основаниям:
исполнитель не приступает своевременно к исполнению контракта или оказывает услуги настолько медленно, что завершение оказания услуги к установленному в контракте сроку становится явно невозможным;
во время оказания услуги стало очевидным, что она не будет оказана надлежащим образом, и исполнитель не устранил недостатка в назначенный срок после получения требования об их устранении от заказчика;
отступления в услуге от условий контракта или иные недостатки услуги в установленный заказчиком разумны срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Частью 2 статьи 715 Гражданского кодекса РФ определено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Поскольку исполнитель не предоставил заказчику доказательства оказания услуг, 23 августа 2022 года заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения данного контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем, по смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки обстоятельств дела в каждом конкретном случае.
В соответствии с пунктом 3 статьи 403 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно подпункту "б" пункту 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Комиссия, изучив представленные документы, полагает, что заказчиком не представлены доказательства недобросовестного поведения исполнителя при исполнении контракта.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. При проведении внеплановой проверки действий заказчика - администрации Бурлинского района Алтайского края при заключении муниципального контракта N 10 от 22.03.2022 г. с единственным поставщиком нарушения Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не установлены.
2. Не включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об индивидуальном предпринимателе Гайдадым Евгении Юрьевиче.
3. Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
В.А. Кобяков |
Члены комиссии: |
|
М.Н. Кудельникова
В.Г. Дедов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.