Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кобякова В.А. - Врио заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Бедаревой О.Е. - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;
Соколовой Е.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;
с участием представителей:
от заявителя - ИП Тлеукабакова Олжаса Тлеукабаковича, представитель не явился, индивидуальный предприниматель извещен;
от заказчика - комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Алейского района, не явились, ходатайствовали о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя;
рассмотрев жалобу ИП Тлеукабакова Олжаса Тлеукабаковича на положения документации (описание объекта закупки) при проведении закупки N 0117600002322000012 "Поставка модульной котельной установки в с. Боровское Алейского района, Алтайского края", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
ИП Тлеукабаков Олжас Тлеукабакович (далее - заявитель) обратился в УФАС по Алтайскому краю с жалобой на нарушение законодательства РФ о контрактной системе на положения документации (описание объекта закупки) при проведении закупки N 0117600002322000012 "Поставка модульной котельной установки в с. Боровское Алейского района, Алтайского края".
Заявитель указывает, что исходя из показателей к размерам площади котельной установлено противоречие инструкции и под установленные размеры возможно предложить площадь котельной исключительно - 36м2. Значение размеров и массы профиля каркаса в требованиях ГОСТ 32931-2015 не установлены и не соответствуют указанному ГОСТу. Показатель по расходу топлива не может быть выражен конкретным цифровым значением и зависит от температуры уличной среды. Исходя из размеров объем бака не может быть не менее установленного заказчиком значения 1,6 м3. Требования к наружному диаметру трубы - 430 мм и требования к массе 1 м трубы - не более 83 кг установлены в противоречие ГОСТ 10704-91. Набор букв "ДГУ" не позволяет определить какой товар необходимо поставить заказчику. На момент подачи заявки участник закупки не может определить конкретное расстояние модуля до тепловой сети, расстояние до сети энергоснабжения, расстояние до водопроводной сети при заполнении заявки данные показатели не могут быть выражены конкретным значением. Таким образом заказчиком нарушены требования ст. 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители заказчика не явились, направили письменные пояснения, согласно которым заказчиком соблюдены требования ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки обусловлено потребностью заказчика.
Изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
21.09.2022 г. заказчик на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона от 21.09.2022 N 0117600002322000012.
Вместе с извещением на официальном сайте было размещено описание объекта закупки.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В описании объекта закупки заказчиком установлено, что к поставке требуется модульная котельная с площадью котельной - не более 36 м2 .
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки указанные в документации об электронном аукционе слова, словосочетания, предлоги, знаки и символы, сопровождающие показатели и (или) их значения, в случае их использования при описании объекта закупки, в частности, означают следующее: "не более" - означает меньше либо равное установленного значения.
Учитывая вышеизложенное, показатели к размерам площади соответствуют требованиям инструкции. Доводы заявителя об ограничении участников закупки, поскольку можно предложить товар только с площадью котельной - 36 м2 несостоятельны, поскольку само по себе наличие у заявителя товара отличимого от требований аукционной документации, не указывает на ограничение возможности участия в электронном аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчиком указаны следующие значения характеристик (оспариваемые заявителем): материалы каркаса блоков - стальные прокатные квадратные профили по ГОСТ 32931-2015, размер профиля каркаса - не менее 80 мм и не более 120 мм, масса 1 м профиля каркаса - не более 38,57 кг; материал трубы - труба стальная электросварная по ГОСТ 10704-91, диаметр наружный - не менее 430 мм, масса 1 м трубы - не более 83 кг.
При рассмотрении вышеуказанных доводов жалобы было установлено, что оспариваемые заявителем значения характеристик товара (масса 1 м профиля каркаса - не более 38,57 кг, диаметр наружный - не менее 430 мм, масса 1 м трубы - не более 83 кг.) требованиями ГОСТ 32931-2015 и ГОСТ 10704-91 не установлены, тогда как заказчиком установлены требования к соблюдению указанных ГОСТ. Таким образом, заказчиком нарушены положения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с письмом ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
В описании объекта закупки по показателю расход топлива (каменный уголь 5230 кКал/кг) заказчиком в колонке "значение показателя товара, при определении которого участником закупки используются только точные цифровые или иные параметры" указано - не более 71 кг/ч.
Согласно письменным пояснениям заказчика, показатель расход топлива не меняется независимо от температуры и должен составлять не более указанного значения.
При вышеуказанных обстоятельствах, при описании объекта закупки заказчику следовало значение показателя расход топлива - не более 71 кг/ч указывать в колонке "значение показателя товара, при определении которого участником закупки могут не использоваться точные цифровые или иные параметры, поскольку точное значение показателя не требуется.
Заказчиком установлено требование к баку запаса воды, а именно объем бака должен быть не менее - 1,6 м3. Однако исходя из данных, установленных к габаритным размерам: длина - 1500 мм, ширина - 500 мм, высота - 2000, объем бака не может быть не менее - 1,6 м3. Заказчиком нарушены требования ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя о том, что аббревиатура "ДГУ" не позволяет определить товар необходимый к поставке не находит своего подтверждения на основании следующего.
Согласно ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В соответствии с частью 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Заявитель не обращался за разъяснением положений извещения, доказательств и документов о том, что из-за аббревиатуры "ДГУ" невозможно определить товар необходимый к поставке в материалы дела заявителем не представлено.
В описании объекта закупки по показателям прокладка трубы от модуля до тепловой сети, к сети электроснабжения, к водопроводной сети заказчиком в колонке "значение показателя товара, при определении которого участником закупки используются только точные цифровые или иные параметры" указано - не менее 10 м.
Согласно письменным пояснениям заказчика, заказчиком указаны максимальные вышеуказанных показателей и установлены без точной привязки.
При вышеуказанных обстоятельствах, при описании объекта закупки заказчику следовало значение показателя прокладка трубы от модуля до тепловой сети, к сети электроснабжения, к водопроводной сети - не менее 10 м указывать в колонке "значение показателя товара, при определении которого участником закупки могут не использоваться точные цифровые или иные параметры, поскольку точное значение показателя не требуется.
Заявителем не представлено в материалы дела доказательств, свидетельствующих об ограничении заявителя на подачу заявки для участия в электронном аукционе. Само по себе наличие у заявителя товара отличимого от требований аукционной документации, не указывает на ограничение возможности участия в электронном аукционе.
Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N11017/10 по делу NА06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта, которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Заявителем, не представлены доказательства ограничения числа участников закупки. Кроме того, исходя из представленных заявок участников закупки на дату рассмотрения жалобы, следует, что на участие в закупки было подано девять заявок, которые были признаны соответствующими требованиям извещения (описания объекта закупки). Поскольку выявленные нарушения заказчиком требований Закона о контрактной системе в целом не повлияло на возможность подачи заявки на участие в проводимой закупки, а заявитель заявку на участие не подавал, хотя имел равную возможность представить свою заявку, Комиссия находит нецелесообразным выдавать предписание Заказчику.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тлеукабакова Олжаса Тлеукабаковича частично обоснованной.
2. Признать действия Заказчика при проведении электронного аукциона, выразившиеся в нарушении п. 2 ч. 1, ч. 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, неправомерными.
3. Предписание Заказчику об устранении (недопущении) нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
____________________________ |
В.А. Кобяков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
О.Е. Бедарева |
|
_____________________________ |
Е.С. Соколова
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.