Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок в составе:
Логошин А.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Тельпов И.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор;
Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей:
заказчика - АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ - ГОРОД СЕМИЛУКИ СЕМИЛУКСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ Донич Е.И. (доверенность от 29.09.2022 года), Соцкой А.В. (доверенность от 29.09.2022 года),
в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленного заявителя - ООО "СТМ-Оскол",
рассмотрев жалобу ООО "СТМ-Оскол" на действия заказчика - АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ - ГОРОД СЕМИЛУКИ СЕМИЛУКСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ при проведении электронного аукциона: Строительство (установка) блочно-модульной котельной по адресу: Воронежская область, Семилукский район, г. Семилуки, ул. Ленина, 5/1 (извещение N 0131300009522000017),
у с т а н о в и л а :
в Воронежское УФАС России поступила жалоба ООО "СТМ-Оскол" (далее - заявитель) на действия заказчика - АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ - ГОРОД СЕМИЛУКИ СЕМИЛУКСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - заказчик) при проведении электронного аукциона: Строительство (установка) блочно-модульной котельной по адресу: Воронежская область, Семилукский район, г. Семилуки, ул. Ленина, 5/1 (извещение N 0131300009522000017) (далее -аукцион).
По мнению заявителя нарушены его права и законные интересы действиями заказчика, установившего в описании объекта закупки требования о поставке товара конкретных производителей без возможности поставки эквивалента; не установившего в извещении о проведении закупки положений о применении Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617.
Заявитель в жалобе указал, что согласно размещенному в единой информационной системе проекту контракта, подрядчик выполняет работы в соответствии с проектной документацией (приложение N4 к контракту). Проектная документация предусматривает установку и газификацию четырех стальных водогрейных котлов иностранного производства "Viessmann" (Германия) с горелками блочного исполнения производства фирмы "Giersch" (Германия). В спецификации основного оборудования проектом предусмотрено использование товара: котлы "Viessmann" (Германия), горелки "Giersch" (Германия), клапаны и приводы Siemens (Германия), KSV(Германия), счетчик холодной воды ВСХН 50 (Польша), расширительный бак Wester (Китай), Елка, Россия (системы водоочистки и умягчения воды, узел учета тепловой энергии), Астера, Россия (котельная установка). Извещение о проведении аукциона не содержит указаний на возможность использования аналогичного оборудования иных производителей. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств по перечню согласно приложению п. 72 - 28.99.39.190 "Оборудование специального назначения, прочее, не включенное в другие группировки", Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 установлены ограничения на допуск товара, являющегося предметом закупки, происходящего из иностранных государств. Извещение о проведении аукциона соответствующих сведений не содержит.
Представители заказчика считают доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия заказчика соответствующими законодательству о закупках.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь ч.3 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
16.09.2022 в единой информационной системе уполномоченным органом размещено извещение о проведении аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта - 95549835.80 рублей. Торги проводятся на электронной торговой площадке - АО "ЕЭТП".
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.09.2022 NИЭА1победителем аукциона признан участник закупки с номером заявки -3.
В соответствии извещением о проведении аукциона предмет контракта: Строительство (установка) блочно-модульной котельной по адресу: Воронежская область, Семилукский район, г. Семилуки, ул.Ленина, 5/1(код позиции по ОКПД2, КТРУ: 41.20.40.900).
Согласно ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно, помимо прочего, содержать электронные документы: 1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; 2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки представлено Техническим заданием, Проектной документацией.
Проектной документацией предусмотрена установка и газификация четырех стальных водогрейных котлов иностранного производства "Viessmann" (Германия) с горелками блочного исполнения производства фирмы "Giersch" (Германия). В спецификации основного оборудования проектом предусмотрено использование товара: котлы "Viessmann" (Германия), горелки "Giersch" (Германия), клапаны и приводы Siemens (Германия), KSV(Германия), счетчик холодной воды ВСХН 50 (Польша), расширительный бак Wester (Китай), Елка, Россия (системы водоочистки и умягчения воды, узел учета тепловой энергии), Астера, Россия (котельная установка).
В соответствии с п. 5 Технического задания:
- все указания, встречающиеся в проектно-сметной документации на используемое оборудование, машины, механизмы, не являются требованием к производственным мощностям Подрядчика. Все указания являются расчетными единицами для определения Заказчиком начальной (максимальной) цены контракта;
- указания в локальных сметных расчетах на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара носят информационный характер. При указании на товарный знак читать "или эквивалент". Эквивалентность определяется согласно техническим характеристикам указанного изделия, материала, оборудования".
Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу, что проектная документация содержит указания на товарные знаки.
Вместе с тем, в соответствии с п. 5 Технического задания слово "эквивалент" применено только в отношении указания на товарные знаки в локальных сметных расчетах.
Извещение о проведении аукциона, в том числе п. 5 Технического задания, не содержит указания на применение слова "эквивалент" в отношении товарных знаков, указанных в проектной документации.
Таким образом, в действиях заказчика содержатся нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, выразившиеся в указании в извещении о проведении аукциона на товарные знаки, без сопровождения словами "или эквивалент".
В силу ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).
Данный перечень на содержит позиции - 28.99.39.190 "Оборудование специального назначения, прочее, не включенное в другие группировки".
Таким образом, довод жалобы о неправомерном неустановлении в извещении о проведении аукциона запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, не состоятелен.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержден прилагаемый перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Товар, являющийся объектом закупки входит в перечень, а именно: ОКПД: 25.21.12: Котлы водогрейные центрального отопления для производства горячей воды или пара низкого давления.
Согласно пункта 15 ч.1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, помимо прочего, информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ.
Извещением о проведении аукциона не установлено ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
Таким образом, в действиях заказчика содержится нарушение требований пункта 15 ч.1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, выразившееся в неустановлении в извещении об осуществлении закупки информации об условиях ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России,
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "СТМ-Оскол" на действия заказчика - АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ - ГОРОД СЕМИЛУКИ СЕМИЛУКСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ при проведении электронного аукциона: Строительство (установка) блочно-модульной котельной по адресу: Воронежская область, Семилукский район, г. Семилуки, ул.Ленина, 5/1 (извещение N 0131300009522000017) частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ - ГОРОД СЕМИЛУКИ СЕМИЛУКСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, выразившиеся в указании в извещении о проведении аукциона на товарные знаки без сопровождения словами "или эквивалент"; требований пункта 15 ч.1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, выразившееся в неустановлении в извещении об осуществлении закупки информации об условиях ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617.
3. Выдать заказчику - АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ - ГОРОД СЕМИЛУКИ СЕМИЛУКСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ предписания об устранении выявленных нарушений.
Резолютивная часть объявлена: 03.10.2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме: 06.10.2022 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.В. Логошин
Члены комиссии И.А. Тельпов
Е.Л. Яковлева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.