Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медицинская научно-производственная компания Биомир XXI" (далее - ООО "МНПК Биомир XXI", общество, заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" (далее - заказчик, учреждение) при осуществлении запроса котировок в электронной форме "Поставка медицинских изделий: Система подъема и перемещения пациента с помощью верхних направляющих" (извещение N 0352100002022000293) (далее - запрос котировок),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заявителя - "_" (доверенность от 22.09.2022);
заказчика - "_" (доверенность от 29.09.2022), "_" (доверенность от 07.06.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 9552э от 27.09.2022) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов запроса котировок следует, что 21.09.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0352100002022000293 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 3000000 руб.
22.09.2022 внесены изменения в извещение об осуществлении закупки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 29.09.2022 заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки. В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном запросе котировок была подана только одна заявка, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений заказчика, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
В жалобе дословно было указано: "Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.
Если Заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При этом, Заказчик для каждой позиции Закупки указал совокупность технических требований, прямо указывающих на конкретное изделие одного производителя, а именно:
"Система для подъема пациентов ПРМ-01 (Регистрационное удостоверение N РЗН 2017/6336 (Производитель ООО "Орторент")"
Ближайшим аналогом закупаемой системы является Система для подъема пациентов рельсовая медицинская БМ-04 (Производства ООО "МНПК БИОМИР ХХI"). Однако ограничения в Техническом задании данной закупки, не позволяют нам как производителю побороться за заключение контракта.
Считаем, что Техническое задание составлено с явным нарушением 44-ФЗ. Многие пункты содержат избыточные требования направленные на ограничение конкуренции. Так, например Заказчик ограничивает габариты и вес пульта и зарядного устройства, с точностью до миллиметра и грамма в соответствии с изделием ПРМ-01.
Полный список пунктов с избыточными требованиями в приложении к настоящей жалобе".
Заказчиком были представлены возражения на доводы жалобы (исх. N 1911 от 29.09.2022), содержащие обоснование установления спорных характеристик, при этом заказчиком также отмечено, что 22.09.2022 были внесены изменения в извещение об осуществлении закупки, в том числе исключены отдельные обжалуемые требования к товару.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии с частями 5 и 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе).
Пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 такого закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона.
Толкование приведенных норм в совокупности позволяет прийти к выводу, что указание заказчиком в описании объекта закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Вместе с тем включение заказчиком в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе (пункты 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Надлежащим исполнением требований Федерального закона о контрактной системе при описании объекта закупки является наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении об осуществлении закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения на официальном сайте ЕИС каталога товаров, работ, услуг) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога товаров, работ, услуг).
В соответствии с пунктами 2, 4, 5 и 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг каталог используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
извещении об осуществлении закупки;
приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
документации о закупке (в случае если Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке);
контракте;
реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке)
Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Требования к закупаемому товару сформированы заказчиком и изложены в электронном документе "Описание объекта закупки", размещенном в составе извещения об осуществлении закупки.
Заказчиком закупается медицинское изделие с кодом КТРУ 32.50.50.190-00001152 "Система подъема и перемещения пациента с помощью верхних направляющих". Комиссией установлено, что позиция КТРУ не содержит описания объекта закупки, в связи с чем заказчик формировал свою потребность исходя из положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе.
К закупаемому товару предъявлены, в том числе следующие требования:
3.1 |
Габаритные размеры блока подъемного (ШхДхВ), мм |
Не более (240 х 331 х 140) |
3.2 |
Масса блока подъёмного без учета рельс, кг |
Не более 10 |
3.7 |
Грузоподъемность системы, кг |
Не менее 275 |
4.7 |
Емкость батареи, А/ч |
Не менее 2,2 |
4.8 |
Уровень шума в процессе подъема/спуска без нагрузки |
Не более 49 дБ (А) |
4.9 |
Уровень шума в процессе подъема/спуска с нагрузкой 175 кг |
Не более 53 дБ (А) |
С учетом внесенных в извещение об осуществлении закупки изменений, доводов заявителя и пояснений представителя заявителя, именно данной совокупности характеристик соответствует товар единственного производителя, а именно медицинское изделие "Система для подъема и перемещения пациентов рельсовая (потолочная, настенная) медицинская "ОРТОРЕНТ ПРМ-01" по ТУ 9451-013-57972160-2016" (регистрационное удостоверение N РЗН 2017/6336 от 01.06.2022, производства ООО "Орторент", Россия).
В подтверждение данного обстоятельства заявителем представлено руководство по эксплуатации на данное медицинское изделие.
Согласно позиции КТРУ 32.50.50.190-00001152 закупаемое медицинское изделие имеет код вида медицинского изделия 172880. При проверке наличия зарегистрированных медицинских изделий с приведенным кодом вида на официальном сайте Росздравнадзора https://roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch, Комиссией было установлено, что совокупности указанных характеристик не соответствуют следующие наиболее близко подходящие медицинские изделия:
- "Система для подъема пациентов рельсовая медицинская, модели GH с принадлежностями" (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2011/09095 от 12.04.2012, производства "В. Гульдманн А/С", Германия);
- "Система для подъема и перемещения пациентов рельсовая медицинская БМ-04 по ТУ 32.50.50-004-42772550-2020" (регистрационное удостоверение N РЗН 2022/16515 от 09.02.2022, производства "ООО МНПК БИОМИР XXI", Россия);
- "Система для подъема и перемещения пациентов рельсовая медицинская по ТУ 32.50.50-001-42772550-2017" (регистрационное удостоверение N РЗН 2018/6825 от 09.07.2020, производства "ООО МНПК БИОМИР XXI", Россия);
- "Система для подъема пациентов рельсовая медицинская, модели Likorall 242 с принадлежностями" (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2007/00234 от 07.10.2010, производства "Лико АБ", Швеция);
- "Система для подъема пациентов рельсовая медицинская, модель Multirall 200 с принадлежностями" (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2010/07220 от 16.03.2011, производства "Лико АБ", Швеция).
Таким образом, Комиссия считает, что при подготовке к осуществлению закупки заказчиком надлежащим образом не был изучен рынок зарегистрированных медицинских изделий (в том числе иностранного производства), достоверно не установлено наличие как минимум двух производителей, товар которых соответствует совокупности установленных требований, что свидетельствует о закупке товара конкретного производителя в отсутствие особой специфики использования закупаемого товара.
Заказчиком также не обоснована необходимость установления значений спорных характеристик, в частности "габаритные размеры блока подъемного" (с учетом площади эксплуатируемых помещений), "грузоподъемность системы" во взаимосвязи с значениями показателей "габаритные размеры блока подъемного" и "масса блока подъёмного", "уровень шума в процессе подъема/спуска с нагрузкой 175 кг" (с учетом установления требования к грузоподъемности - не менее 275 кг).
Заказчиком не представлено ни одного доказательства обоснованности установленных требований, в том числе с учетом специфики работы закупаемого оборудования.
Комиссия также учитывает, что установленные заказчиком требования, как верно отмечено заявителем, идентичны характеристикам товара "Система для подъема и перемещения пациентов рельсовая (потолочная, настенная) медицинская "ОРТОРЕНТ ПРМ-01", отраженным в руководстве по эксплуатации.
Кроме того, на участие в закупке была подана только одна заявка, содержащая предложение о поставке товара "Система для подъема и перемещения пациентов рельсовая (потолочная, настенная) медицинская "ОРТОРЕНТ ПРМ-01".
В связи с указанным, в действиях заказчика установлены нарушения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, довод жалобы признан обоснованным.
Комиссией в рамках проведения внеплановой проверки также установлено, что согласно пункту 1.1 проекта контракта поставщик обязуется надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов заказчика.
По мнению Комиссии, в целях расчета объема и стоимости монтажных работ заказчику необходимо было предусмотреть схему монтажа оборудования.
При этом в описании объекта закупки отсутствует какая-либо информация, позволяющая участникам закупки определить, в каких помещениях, по какой схеме необходимо будет монтировать систему подъема и перемещения пациента (так к поставке подлежит не менее 8 прямых потолочных рельс и не менее 6 дугообразных рельс).
Указанное свидетельствует о нарушении пункта 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медицинская научно-производственная компания Биомир XXI" на действия Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" при осуществлении запроса котировок в электронной форме "Поставка медицинских изделий: Система подъема и перемещения пациента с помощью верхних направляющих" (извещение N 0352100002022000293).
2. Признать в действиях Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства", оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 3 октября 2022 г. N 055/06/33-796/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2022