Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новинтех" (далее - ООО "Новинтех", общество, заявитель) на действия Государственного учреждения - Омское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заказчик, учреждение) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка кресел-колясок для инвалидов" (извещение N 0252100000122000056) (далее - аукцион, электронный аукцион),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заявителя - "_", генерального директора;
заказчика - "_" (доверенность N 56 от 04.10.2022), "_" (доверенность N 960 от 08.12.2021), "_" (доверенность N 785 от 11.12.2020), "_" (доверенность N 34 от 14.02.2022)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 9553э от 27.09.2022) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 19.09.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0252100000122000056 об осуществлении закупки с максимальным значением цены контракта 8050000 руб.
26.09.2022 размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 29.09.2022 заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки. В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Федерального закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений заказчика, Комиссия установила следующее.
По существу доводы жалобы заявителя сводятся к тому, что заказчиком в извещение включены такие требования к закупаемому товару, которые не позволяют осуществить поставку какого-либо технического средства реабилитации, существующим в настоящее время на рынке.
Заказчиком были представлены возражения на доводы жалобы (вх. N 9770 от 03.10.2022), которые по существу сводились к наличию коммерческих предложений и поданной заявки, а также к отсутствию у заказчика надлежащего подтверждения соответствия какого-либо медицинского изделия совокупности установленных характеристик.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе).
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона.
Толкование приведенных норм в совокупности позволяет прийти к выводу, что указание заказчиком в описании объекта закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Вместе с тем включение заказчиком в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе (пункты 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Надлежащим исполнением требований Федерального закона о контрактной системе при описании объекта закупки является наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении об осуществлении закупки.
Требования к закупаемому товару сформированы заказчиком и изложены в электронном документе "Описание объекта закупки", размещенном в составе извещения об осуществлении закупки.
Заказчиком закупаются медицинские изделия "Кресло-коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов)" по двум позициям.
К закупаемому товару предъявлены, в том числе следующие требования:
По позиции N 1:
- ширина сидения, регулируемая в диапазоне 28 - 40 см (включительно);
- глубина сидения, регулируемая в диапазоне 30 - 43 см (включительно);
- высота сидения не менее 50 см;
- высота спинки, регулируемая в диапазоне 52 - 74 см (включительно);
- высота подножки, регулируемая в диапазоне 25 - 40 см (включительно);
- грузоподъемность не более 50 кг;
- вес коляски не более 25 кг.
По позиции N 2:
- ширина сидения, регулируемая в диапазоне 28 - 40 см (включительно);
- глубина сидения, регулируемая в диапазоне 28 - 41 см (включительно);
- высота сидения, регулируемая в диапазоне 46 - 61 см (включительно);
- высота спинки, регулируемая в диапазоне 52 - 78 см (включительно);
- высота подножки, регулируемая в диапазоне 25 - 40 см (включительно);
- высота подлокотника, регулируемая в диапазоне 13 - 30 см (включительно);
- грузоподъемность не более 50 кг.
Как было указано выше, по мнению заявителя, совокупности приведенных характеристик не соответствует ни одно медицинское изделие, имеющееся на рынке.
По убеждению заказчика, с учетом представленных коммерческих предложений, а также заявки, поданной на участие в закупке, совокупности указанных характеристик соответствуют следующие медицинские изделия:
- "Кресло-коляска инвалидное с принадлежностями" (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2012/12871 от 25.11.2016, производства "АКЦЕС-МЕД СП. ЗО.О.", Польша);
- "Кресла-коляски для детей-инвалидов и детей с заболеванием ДЦП" (регистрационное удостоверение N РЗН 2013/558 от 17.05.2022, производства "мдх сп. з о.о.", Польша);
- "Кресло-коляска инвалидное "Vermeiren" с принадлежностями" (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2011/11263 от 14.07.2022, производства "Вермайрен Груп Н.В.", Бельгия).
При проверке характеристик указанных медицинских изделий на официальном сайте Росздравнадзора https://roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch, Комиссией было установлено, что совокупности приведенных характеристик не соответствуют товары "Кресло-коляска инвалидное с принадлежностями" (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2012/12871 от 25.11.2016, производства "АКЦЕС-МЕД СП. ЗО.О.", Польша), "Кресла-коляски для детей-инвалидов и детей с заболеванием ДЦП" (регистрационное удостоверение N РЗН 2013/558 от 17.05.2022, производства "мдх сп. з о.о.", Польша).
Данное обстоятельство достоверно установлено и подтверждено инструкциями на указанные медицинские изделия, размещенными на официальном сайте Росздравнадзора.
При этом Комиссия отмечает, что на официальном сайте Росздравнадзора на медицинское изделие "Кресло-коляска инвалидное "Vermeiren" с принадлежностями в варианте исполнении: кресло-коляска механическое: Gemini" (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2011/11263 от 14.07.2022, производства "Вермайрен Груп Н.В.", Бельгия) отсутствует инструкция.
Таким образом, Комиссия считает, что при подготовке к осуществлению закупки заказчиком надлежащим образом не был изучен рынок зарегистрированных медицинских изделий (в том числе иностранного производства), достоверно не установлено наличие товаров, которые соответствуют совокупности установленных требований.
Заказчиком в материалы дела не представлено ни одного надлежащего доказательства наличия на рынке какого-либо товара, соответствующего приведенным требованиям. Не опровергнуты доводы заявителя по существу.
Также заказчиком не обоснована необходимость установления значений спорных характеристик, в частности по позиции N 1: "высота спинки, регулируемая в диапазоне 52 - 74 см (включительно)", "высота подножки, регулируемая в диапазоне 25 - 40 см (включительно)"; по позиции N 2: "высота сидения, регулируемая в диапазоне 46 - 61 см (включительно)", "высота спинки, регулируемая в диапазоне 52 - 78 см (включительно)", "высота подножки, регулируемая в диапазоне 25 - 40 см (включительно)", "высота подлокотника, регулируемая в диапазоне 13 - 30 см (включительно)", а также не обосновано установление таких характеристик с учетом грузоподъемности и веса коляски.
Заказчиком не представлено ни одного доказательства обоснованности установленных требований, в том числе с учетом специфики работы закупаемого оборудования.
Представленные коммерческие предложения, а также заявка единственного участника закупки не могут свидетельствовать о фактическом соответствии заявленного товара описанию объекта закупки.
При этом Комиссия также отмечает, что документальное подтверждении соответствия исключительно медицинского изделия "Кресло-коляска инвалидное "Vermeiren" с принадлежностями в варианте исполнении: кресло-коляска механическое: Gemini" (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2011/11263 от 14.07.2022, производства "Вермайрен Груп Н.В.", Бельгия) требованиям описания объекта закупки явно может свидетельствовать о закупке товара конкретного производителя в отсутствие особой специфики использования закупаемого товара.
В связи с указанным, в действиях заказчика установлены нарушения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, довод жалобы признан обоснованным.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
Частью 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Из совокупности приведенных норм следует, что комиссии по осуществлению закупок заказчиков, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действуя разумно и добросовестно, обязаны проверять достоверность информации, предоставляемой участниками закупок. Данные действия являются разумными мерами, обеспечивающими предоставление качественной продукции (работы, услуги) для нужд заказчика и не противоречат действующему законодательству (данная позиция согласуется с судебной практикой по делам N А75-10530/2014, N А75-10026/2015, N А75-10269/2015, N А75-13421/2015, N А75-3746/2016, N А74-16013/2017, N А46-15281/2019).
Из материалов дела усматривается, что участником закупки с идентификационным номером заявки 112661661 (ООО "ПРОТЕХМЕД") к поставке были предложены следующие товары:
- "Кресло-коляска инвалидное с принадлежностями" (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2012/12871 от 25.11.2016, производства "АКЦЕС-МЕД СП. ЗО.О.", Польша);
- "Кресла-коляски для детей-инвалидов и детей с заболеванием ДЦП" (регистрационное удостоверение N РЗН 2013/558 от 17.05.2022, производства "мдх сп. з о.о.", Польша);
- "Кресло-коляска инвалидное "Vermeiren" с принадлежностями" (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2011/11263 от 14.07.2022, производства "Вермайрен Груп Н.В.", Бельгия).
При этом, как выше было установлено Комиссией, товары "Кресло-коляска инвалидное с принадлежностями" (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2012/12871 от 25.11.2016, производства "АКЦЕС-МЕД СП. ЗО.О.", Польша), "Кресла-коляски для детей-инвалидов и детей с заболеванием ДЦП" (регистрационное удостоверение N РЗН 2013/558 от 17.05.2022, производства "мдх сп. з о.о.", Польша) не соответствовали совокупности установленных характеристик товара.
Комиссия полагает, что в силу возложенной Федеральным законом о контрактной системе обязанности по проверке достоверности сведений, представленных в заявках участников закупок, учреждению необходимо было изучить инструкции на данные медицинские изделия, размещенные на официальном сайте Росздравнадзора.
Учитывая, что указанные действия заказчиком выполнены не были, какие-либо доказательства того, что предлагаемый к поставке товар действительно соответствует заявленным требованиям, отсутствуют, Комиссия установила в действиях комиссии по осуществлению закупок заказчика нарушение части 12 статьи 48, части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новинтех" на действия Государственного учреждения - Омское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка кресел-колясок для инвалидов" (извещение N 0252100000122000056).
2. Признать в действиях Государственного учреждения - Омское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42, части 12 статьи 48, части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с выдачей предписания по делу N 055/06/33-802/2022 от 04.10.2022.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии |
"_" |
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
Член Комиссии |
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 4 октября 2022 г. N 055/06/33-803/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.10.2022