Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Членов Комиссии:
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Э.З. Гугава,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы": Д.В. Чижикова (дов. NД-ФАС/4/22 от 17.01.2022), Б.А. Абдулгалимовой (дов. NД-ФАС/28/22 от 30.09.2022),
ООО "СпецСтройИнжиниринг": Х.А. Александрийской (по дов. Nб/н от 29.09.2022),
рассмотрев жалобу ООО "СпецСтройИнжиниринг" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения
государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту инженерных систем в ГБУ ЦСПР "Семь-Я", в рамках подготовки к осенне-зимнему периоду 2022-2023 гг. (Закупка N 0373200041522001201) (далее - конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 29.09.2022 N ЕИ/50422/22, Комиссия Управления установила следующее.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика (далее - комиссия Заказчика) в части неправомерной оценки своей заявки по показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта".
В соответствии с ч.6 ст.106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в п.3 и п.4 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Таким образом, предмет жалобы о присвоении результатов оценки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не относится к компетенции Комиссии Управления, и обжаловать такие результаты оценки заявок возможно исключительно в судебном порядке.
Вместе с тем Комиссией Управления проводится проверка действий комиссии Заказчика в части применения установленного порядка оценки заявок.
Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Пп. "б" п.1 ч.11 ст.48 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п.2 ч.10 ст.48 Закона о контрактной системе , но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки: осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному п.4 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
В соответствии с извещением об осуществлении закупок оценка заявок производится в соответствии с Положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно ч.4 ст.24 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке)
В соответствии с п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Положения, применяются детализирующие показатели.
Комиссией Управления определено, что согласно конкурсной документации Заказчиком установлен в том числе следующий порядок оценки заявок по показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта":
"Показателем оценки является общая цена исполненных участником закупки договоров.
Заказчиком оценивается предложение участника об объемах (оценивается суммарный объем выполненных работ, связанного с предметом контракта, исчисляемый в рублях) исполненных участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовых договоров, в том числе заключенных и исполненных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Опыт участника по выполнению работ, связанного с предметом контракта подтверждается следующими документами:
- копия ранее исполненного контракта на выполнение работ, связанного с предметом контракта;
- копия акта(ов) приемки работ, подтверждающего(их) приемку работ по исполнению контракта или копия итогового акта приемки работ, содержащего(их) сведения о стоимости выполненных работ;
- копия разрешения на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию по указанным
контрактам (договорам) (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод
объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с
законодательством о градостроительной деятельности).
-в случае предоставления опыта участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, опыт подтверждается: раздел 11 "Сметой на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; -- разрешением на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью.
При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, позволяющие определить стороны контракта, дату заключения контракта, предмет контракта, стоимость контракта, подписи и печати.
Представленные участником закупки контракты, исполнение которых не подтверждено документально, не учитываются при оценке.
Датой исполнения контракта считается дата акта приемки работ или итогового акта приемки работ, подтверждающего приемку работ по исполнению контракта.
Под выполнением работ понимаются исключительно исполненные договоры в соответствии с условиями, установленными в договорах, при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Под работами, связанными с предметом контракта, понимаются работы по текущему ремонту зданий, сооружений, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
В случае если контракты заключены в электронной форме, опыт может быть подтвержден размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru "Информацией о заключенном контракте (его изменении)" и "Информацией об исполнении (о расторжении) контракта" при условии предоставления сведений в составе заявки в соответствии с прилагаемой формой "Сводные сведения о наличии опыта у участника закупки по выполнению работ, связанных с предметом контракта", содержащей данные о реестровом номере закупки, номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта, дате исполнения контракта.
Непредоставление в составе второй части заявки на участие в электронном конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в процедуре, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе второй части заявки на участие в конкурсе либо информацией, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Дополнительно сведения о контрактах, заключенных в письменной форме, могут быть также представлены в составе заявки по форме "Сводные сведения о наличии опыта у участника закупки по выполнению работ, связанных с предметом контракта", содержащей данные о номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта, дате исполнения контракта".
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя указал, что закупочной комиссией Заказчика неправомерно не приняты к оценки 4 контракта, представленные в составе заявки и полностью соответствующие требованиям порядка оценки, а именно:
1) п.4 "Сводных сведений" договор NМО7-22 от 21.01.2022 на выполнение работ по текущему ремонту нежилого здания - "Медицинский центр" на сумму 147 951 000,00 руб.
2) п.7 "Сводных сведений" договор N17 от 13.04.2021 на выполнение работ по капитальному ремонту здания административно-бытового корпуса на сумму 168 773 554,00 руб.
3) п.10 "Сводных сведений" договор N12/7 от 01.03.2022 на выполнение работ по текущему ремонту здания на сумму 138 675 000,00 руб.
4) п.13 "Сводных сведений" договор N29смр от 22.03.2021 на выполнение работ по текущему ремонту нежилого здания - Котельная на сумму 175 396 221,00 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.09.2022 NИЭОК1, закупочной комиссией Заказчика учтен опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера на сумму 62 881 847 руб.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что оспариваемые Заявителем договоры не приняты комиссией Заказчика на следующих основаниях:
- п.4 (МО7-22 от 21.01.2022) отсутствует сметный расчет (Приложение N 2 к Договору (п. 2.1), отсутствует Техническая документация (п.4.1.1.). Также в данном контракте есть признаки недостоверной информации, т.к. предметом контракта является "Выполнение работ по текущему ремонту нежилого здания "Медицинского центра, расположенного по адресу: г. Пушкино, ул. Боголюбская, д. 4А", однако, в соответствии с Актом о приемки выполненных работ Заказчиком приняты работы по капитальному ремонту нежилого здания "Медицинского центра, расположенного по адресу: г. Пушкино, ул. Боголюбская, д. 4А". Данный Акт нельзя считать действительным;
- п.7. (17 от 13.04.2021) к контракту не приложены сметная документация, акты КС-2, КС-3, отсутствует справка о стоимости выполненных работ (п.6.1), график производства работ, ввиду чего невозможно определить вид работ, перечень и добросовестное выполнение работ по контракту;
- п.10 (N12/7 от 01.03.2022) ) к контракту не приложены сметная документация, акты КС-2, КС-3, соответственно выполнение работ ничем не подтверждено;
- п.13 (29смр от 22.03.2021) к контракту не приложены сметная документация, акты КС-2, КС-3. Акт о приемке выполненных работ содержит признаки недостоверной информации, так как предмет контракта "Выполнение работ по текущему ремонту нежилого здания - Котельная, расположенного по адресу: иркутская область, г. Братск, ул. Покровская д.2" не совпадает с предметом контракта, указанного в Акте выполненных работ "Выполнение работ по текущему ремонту нежилого здания, расположенного по адресу: иркутская область, г. Братск, ул. Покровская д.2".
Вместе с тем Комиссией Управления, например, установлено, что согласно п.10.8 договора МО7-22 от 21.01.2022 неотъемлемой частью такого договора является исключительно Приложение N1 - Техническое задание, при этом данное приложение представлено в составе заявки.
Иных требований об обязательном представлении участниками закупки в качестве подтверждения опыта сметных расчетов, а также технической документации в составе порядка оценки отсутствуют.
Кроме того, наличие опечатки в акте о приемке выполненных работ не свидетельствуют об отсутствии у участника закупки надлежащего опыта и о не выполнении таких работ, с учетом наличия ссылки в акте на номер договора.
Также в части непринятия договоров по п.7. (17 от 13.04.2021, п.10 (N12/7 от 01.03.2022), п.13 (29смр от 22.03.2021) Комиссией Управления установлено, что требование о представлении актов по форме КС-2, КС-3 в порядке оценки не установлены, при этом наличие итогового акта приемки выполненных работ однозначным образом свидетельствует об исполнении обязательств по контракту в полном объеме.
Наряду с изложенным Комиссия Управления обращает внимание, что под недостоверными сведениями следует понимать сведения, не соответствующие действительности. В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения (п. 7).
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено сведений, свидетельствующих о невыполнении оспариваемых договоров Заявителем.
На основании вышеизложенного, Комиссией Управления в действиях комиссии Заказчика выявлены нарушения пп. "б" п.1 ч.11 ст.48 Закона о контрактной системе при оценке заявки Заявителя, что образует признаки состава административного нарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СпецСтройИнжиниринг" на действия конкурсной комиссии ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы" обоснованной.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение пп. "б" п.1 ч.11 ст.48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председательствующий Е.А. Миронова
Члены Комиссии: Э.З. Гугава
Н.А. Узкий
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 октября 2022 г. N 077/06/106-14902/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2022