Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в присутствии представителей Хабаровской таможни Моргуновой М.А. по доверенности от 27.09.2022 N 05-53/194, Орлова В.П. по доверенности от 27.09.2022 N 05-53/192,
в отсутствие представителя индивидуального предпринимателя Осипова Алексея Владимировича (о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом),
рассмотрев материалы дела N 7-3/583 по обращению заказчика - Хабаровской таможни (далее также - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об индивидуальном предпринимателе Осипове Алексее Владимировиче (ИНН 280100121799) (далее также - ИП Осипов А.В.) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 24.01.2022 N 1 на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию, ремонту системы бесперебойного гарантированного электроснабжения на объектах Хабаровской таможни (реестровый номер 1272200985622000028), заключенного по результатам электронного аукциона N 0122100010521000196,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение заказчика - Хабаровской таможни о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Орлов А.В. (ИНН 280100121799) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Заказчиком - Хабаровской таможней проведен электронный аукцион на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию, ремонту системы бесперебойного гарантированного электроснабжения на объектах Хабаровской таможни.
Извещение N 0122100010521000196 о проведении аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее также - ЕИС) - 24.12.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 100 000,00 рублей.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 12.01.2022.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона (извещение N 0122100010521000196) от 12.01.2022 победителем закупки признан ИП Осипов А.В., который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в электронном аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
24.01.2022 между заказчиком - Хабаровской таможней и ИП Осипов А.В. (далее также - Исполнитель) заключен контракт N 1 на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию, ремонту системы бесперебойного гарантированного электроснабжения на объектах Хабаровской таможни (далее также - контракт) с ценой контракта 1 028 500,00 рублей, НДС не облагается, в том числе:
- цена контракта на 2022 год составляет 464 250,00 рублей, НДС не облагается;
- цена контракта на 2023 год составляет 564 25,00 рублей, НДС не облагается (п. 2.1 контракта).
В соответствии в п. 1.1 контракта Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию, ремонту системы бесперебойного гарантированного электроснабжения (далее - СБГЭ) на объектах Хабаровской таможни, расположенных по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Пушкина, д. 46, ул. Лазо, д. 1, литер А28 в соответствие с Технической частью (Приложение N 1) являющейся неотъемлемой частью контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями контракта.
П. 2 Технической части (Приложение N 1 к контракту) (далее также - Техническая часть) установлен Перечень, объем закупаемых услуг, периодичность (график) оказания услуг, порядок и условия оказания услуг.
В соответствии с п. 2.2 Технической части по результатам оказанных услуг, Исполнитель должен предоставить письменное заключение (Технический отчет) о состоянии СБГЭ по каждому объекту - ежемесячно.
Согласно п. 4 Технической части результаты оказания услуг должны обеспечить:
- режимы и параметры, обеспечивающие надежный и устойчивый процесс работы СБГЭ;
- электробезопасность объектов Заказчика;
- техническую, пожарную и экологическую безопасность при эксплуатации СБГЭ;
- выполнение всех требований нормативных документов по эксплуатации и содержанию СБГЭ. Исполнитель обязан обеспечить качественное оказание услуг.
Обязанности исполнителя установлено в п. 4.4 контракта.
В соответствии с п. 4.4.2 контракта Исполнитель обязан оказать услуги надлежащего качества в соответствии с Технической частью (Приложение N 1). Оказать услуги в полном объеме в срок, указанный в пункте 5.1 настоящего контракта.
П. 5.1 контракта установлен срок оказания услуг: ежемесячно с даты подписания контракта по 26.12.2023.
Сроки и порядок сдачи-приемки оказанных услуг установлены в разд. 6 контракта.
Согласно п.п. 6.1, 6.3, 6.4 контракта сдача результатов, оказанных услуг Исполнителем и приемка их Заказчиком (уполномоченным лицом Заказчика) производится в соответствии с гражданским законодательством и оформляется Актом оказанных услуг, подписываемым обеими Сторонами, с указанием недостатков (в случае их обнаружения), а также сроков и порядка их устранения. Датой оказания услуг считается дата подписания Сторонами акта оказанных услуг на основании отчета о проведенной экспертизе. Исполнитель отчитывается о фактически оказанных услугах путем предоставления Заказчику Акта оказанных услуг.
Настоящий контракт вступает в силу с даты подписания и действует по 31.12.2023 включительно, а в части расчетов - до полного исполнения. Контракт считается заключенным с момента размещения Заказчиком в единой информационной системе контракта, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени Заказчика и Исполнителя, и предоставления Исполнителем обеспечения исполнения контракта (п. 11.1 контракта).
Согласно п. 13.1 контракта настоящий контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон; в судебном порядке; в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу п. 13.2.1 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае просрочки оказания услуги Исполнителем более чем на 2 (Два) дня.
Материалами дела установлено следующее.
Согласно актам оказания услуг от 31.01.2022, от 28.02.2022 N 51, от 31.03.2022 N 80 от 30.04.2022 N 122, от 31.05.2022 N 158, от 30.06.2022 N 225, а также актам проверки оказания услуг по ремонту и техническому обслуживанию системы бесперебойного гарантированного энергоснабжения (СБЬГЭ) от 08.02.2022, от 01.03.2022, от 31.03.2022, от 11.05.202, от 02.06.2022, от 04.07.2022 Исполнителем услуги по диагностике, техническому обслуживанию, ремонту СБГЭ на объектах Хабаровской таможни, расположенных по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Пушкина, д. 46, ул. Лазо, д. 1, литер А28 оказаны без замечаний.
В представленном Техническом отчете N 1 "Оказание услуг по диагностике и техническому обслуживанию систем бесперебойного гарантированного электроснабжения на объекте Хабаровской таможни, расположенном по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Пушкина, д. 46" от 30.06.2022 Исполнитель отразил, что работы по ТО и диагностике ДЭС, АВР, ИБП, системы мониторинга проведены с хорошим качеством, система ДЭС, АВР, ИБП в исправном состоянии, находится под нагрузкой в работе автоматического запуска и остановки.
Так как услуги по диагностике, техническому обслуживанию, ремонту СБГЭ на объектах Хабаровской таможни, расположенных по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Пушкина, д. 46, ул. Лазо, д. 1, литер А28 за июнь оказаны Исполнителем в полном объеме, без замечании, заказчик оказанные услуги оплатил.
26.07.2022 на объекте, расположенном по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Пушкина, д. 46, произошло аварийное отключение электроэнергии, что привело к остановке дизель-генераторной установки ДГУ SH120PCT.
28.07.2022 Хабаровской таможней составлен акт о запуске (остановке) дизель-генераторной установки, согласно которому установлено, что услуги, отраженные в Техническом отчете N 1 "Оказание услуг по диагностике и техническому обслуживанию систем бесперебойного гарантированного электроснабжения на объекте Хабаровской таможни, расположенном по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Пушкина, д. 46" от 30.06.2022, оказаны Исполнителем ненадлежащего качества и в адрес Исполнителя направлено письмо от 28.07.2022 исх. N 26-133/12390 с требованием сообщить о причинах возникновения поломки дизель-генераторной установки ДГУ SH120PCT и требованием устранить возникшие неисправности в кратчайшие сроки.
02.08.2022 на объекте, расположенном по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Пушкина, д. 46, произошло повторное аварийное отключение электроэнергии, что привело к повторной остановке дизель-генераторной установки ДГУ SH120PCT.
Данный факт заказчик зафиксировал в акте от 02.08.2022 о запуске и проверке дизель-генераторной установки и в адрес Исполнителя направлено письмо от 03.08.2022 исх. N 26-133/12671 о повторном аварийном случае с требованием сообщить о причинах возникновения поломки дизель-генераторной установки ДГУ SH120PCT и требованием устранить возникшие неисправности в кратчайшие сроки.
В ответ на указанную претензию ИП Осипов А.В. письмом исх. N 439 сообщил о том, что причиной возникших неисправностей дизель-генераторной установки ДГУ SH120PCT явилось то, что заказчик переделал автоматику пожарной сигнализации.
Вместе с тем, согласно акту технического состояния автоматической установки газового пожаротушения от 05.08.2022, проведенному ООО "СТО" по просьбе заказчика, установлено, что автоматика пожарной сигнализации и в частности автоматическая установка газового пожаротушения в помещении СБГЭ находится в исправном состоянии.
05.08.2022 на объекте, расположенном по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Пушкина, д. 46 проведены плановые профилактические работы по проверке работы дизель-генераторной установки ДГУ SH120PCT, по результатам которой составлен акт о запуске и проверке дизель-генераторной установки от 05.08.2022. Согласно указанному акту, в ходе проверки установлено ненадлежащее оказание услуг Исполнителем в рамках контракта, о чем письмом от 09.08.2022 исх. N 28-193/12960 сообщено Исполнителю с требованием до 18.08.2022 устранить установленные заказчиком причины возникновения поломки дизель-генераторной установки ДГУ SH120PCT.
В связи с тем, что в июле услуги по контракту оказаны Исполнителем некачественно, в адрес ИП Осипов А.В. заказчиком письмом исх. от 11.08.2022 N 28133/13101 направлен мотивированный отказ об оплате услуг.
В ответ на мотивированный отказ об оплате услуг ИП Осипов А.В. сообщил, что все работы согласно акту от 31.07.2022 N 283 выполнены в полном объеме, а причиной поломки дизель-генераторной установки ДГУ SH120PCT явилось переделка заказчиком автоматики пожарной сигнализации.
В связи с тем, что согласно акту технического состояния автоматической установки газового пожаротушения от 05.08.2022, проведенному ООО "СТО" по просьбе заказчика, установлено, что автоматика пожарной сигнализации и в частности автоматическая установка газового пожаротушения в помещении СБГЭ находится в исправном состоянии, 16.08.2022 в адрес ИП Осипов А.В. направлено письмо исх. N 28-133/13353 о том, что услуги Исполнителем фактически не оказывались, и заказчик возвращает платежные документы для устранения указанных замечаний.
22.08.2022 в адрес Исполнителя направлен претензия исх. 28-13/13672 о ненадлежащем оказании услуг со стороны ИП Осипов А.В., а 24.08.2022 письмо исх. N 28-133/13781 о возмещении расходов заказчика на заправку баллонов.
В связи с тем, что требования заказчика не приняты Исполнителем во внимание, услуги оказываются ненадлежащего качества, данный факт явился основанием заказчиком для принятия заказчиком 09.09.2022 решения расторгнуть контракт в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 09.09.2022 размещено заказчиком в ЕИС 09.09.2022.
Контракт расторгнут с 19.09.2022.
В результате изучения материалов дела 7-3/583, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Из п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик исходил из даты размещение решения в ЕИС, т.е. 09.09.2022.
19.09.2022 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
На дату рассмотрения дела контракт исполнен ИП Осипов А.В. на общую сумму 219 229,14 рублей.
Согласно пояснениям ИП Осипов А.В. причиной возникших неисправностей дизель-генераторной установки ДГУ SH120PCT явилось то, что из-за перегрева установки сработала автоматика пожаротушения, которую, как утверждает ИП Осипов А.В., заказчик самостоятельно переделал.
Однако данное утверждение опровергается актом технического состояния автоматической установки газового пожаротушения от 05.08.2022, проведенному ООО "СТО" по просьбе заказчика, согласно которому автоматика пожарной сигнализации и в частности автоматическая установка газового пожаротушения в помещении СБГЭ находится в исправном состоянии.
П. 15 Правил, утвержденных Постановлением N1078, установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, в том числе подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
В соответствии с пп. "б" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Оценив указанные обстоятельства, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, указанных в п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N1078.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о включении сведений, представленных заказчиком - Хабаровской таможней об ИП Осипов А.В. (ИНН 280100121799) в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - Хабаровской таможней об ИП Осипов А.В. (ИНН 280100121799), в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 24.01.2022 N 1 на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию, ремонту системы бесперебойного гарантированного электроснабжения на объектах Хабаровской таможни (реестровый номер 1272200985622000028), заключенного по результатам электронного аукциона N 0122100010521000196, сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
Л.А. Ильченко |
Члены Комиссии:
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.