рассмотрев материалы дела N 7-3/584 по обращению заказчика - Администрации Березовского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Иркутский металлообрабатывающий завод" (ИНН 3849083563) (далее также - ООО "ИМЗ", Общество), учредителях Общества Кузнецове Максиме Валерьевиче (ИНН 382105436566), Кузнецовой Галине Васильевне (ИНН 382102948260) (генеральном директоре) в связи с односторонним отказом от исполнения муниципального контракта от 24.12.2021 N 0122300004021000007 (реестровый номер 3271700420321000008) на поставку детского игрового комплекса и отдельных элементов для оборудования детской игровой площадки, заключенного по результатам электронного аукциона N 0122300004021000007, и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участника осуществления закупки ООО "ИМЗ",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступило обращение заказчика - Администрации Березовского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края (далее также - Администрация Березовского сельского поселения, заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки - ООО "ИМЗ" (ИНН 3849083563), учредителях Общества Кузнецове Максиме Валерьевиче (ИНН 382105436566), Кузнецовой Галине Васильевне (ИНН 382102948260) (генеральном директоре) в связи с односторонним отказом от исполнения муниципального контракта от 24.12.2021 N 0122300004021000007 (реестровый номер 3271700420321000008) на поставку детского игрового комплекса и отдельных элементов для оборудования детской игровой площадки, заключенного по результатам электронного аукциона N 0122300004021000007.
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее также - Постановление N1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Заказчиком проведен электронный аукцион на поставку детского игрового комплекса и отдельных элементов для оборудования детской игровой площадки.
Извещение N 0122300004021000007 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 30.11.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 663 425,32 рублей.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 10.12.2021.
Изучив материалы дела 7-3/584, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России установила следующее.
По результатам электронных торгов, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0122300004021000007 от 13.12.2021, победителем признано ООО "ИМЗ" с ценой контракта 480 448,46 рублей.
Между Администрацией Березовского сельского поселения и ООО "ИМЗ" (далее также - Поставщик) 24.12.2021 заключен муниципальный контракт N 0122300004021000007 (реестровый номер 3271700420321000008) (далее - контракт).
Согласно п. 1.1 контракта Поставщик обязуется в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом, поставить детский игровой комплекс и отдельные элементы для оборудования детской игровой площадки Заказчику (далее по тексту - Товар), а Заказчик принять и оплатить Товар.
В соответствии с п. 3.1 контракта цена контракта составляет 1 480 448,46 рублей, НДС не облагается. В цену включены все расходы на погрузку товара, перевозку товара (доставку товара до места поставки), разгрузку товара, страхование товара, уплату таможенных пошлин, сборов, налогов, командировочных расходов, информационных услуг и других обязательных платежей, связанных с исполнением настоящего муниципального Контракта.
П. 1.2 контракта установлено, что наименование марки Товара, качество, количество поставляемого товара, цена Товара за единицу измерения определены в Приложении N1 "Техническое задание" и Приложении N 2 "Спецификация" к настоящему Контракту, являющимися его неотъемлемой частью.
Права и обязанности сторон установлены в разделе 4 контракта.
Согласно п. 4.3.1 контракта Поставщик обязан обеспечить выполнение заявки на товар в объеме, оплачиваемом Заказчиком.
В соответствии с п. 2.2 контракта срок поставки товара: с 01 марта 2022 года до 01 июня 2022 года.
П.п. 2.3, 2.4 контракта установлены условия поставки Товара: Место и время поставки товара: РФ, Хабаровский край, Солнечный район, п. Березовый, ул. Пионерская, д. 14, товар должен быть поставлен в рабочие дни с 09-00 до 17-00 местного времени. Доставка Товара осуществляется транспортом Поставщика или уполномоченного им лица, за счет Поставщика. Поставщик должен уведомить Заказчика о дате поставки Товара не позднее, чем за 5 рабочих дней до предполагаемой даты поставки Товара.
Настоящий Контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до "31" декабря 2022 года и до полного исполнения Сторонами, принятых на себя обязательств (п. 7.1 контракта).
В силу п. 7.4 контракта расторжение муниципального Контракта допускается по соглашению Сторон или в соответствии с решением суда по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия Стороной муниципального Контракта решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном Законом.
Как следует из обращения заказчика, Поставщиком в установленный контрактом срок, а именно: до 01 июня 2022 года товар не поставлен. В адрес Поставщика направлена претензия от 02.06.2022 исх. N 1-23/755 о нарушении исполнения обязательств по контракту и требованием в течение 10 календарных дней с даты получения претензии полностью исполнить обязательства, принятые по контракту, и предоставить письменный ответ.
В ответ на претензию Поставщик письмом от 10.06.2022 исх. N б/н уведомил заказчика о том, что просрочка исполнения контракта связана со сложившейся неблагоприятной ситуацией в логистических поставках контрагентов, при этом Поставщик гарантирует поставить товар в срок до 15.07.2022.
В связи с тем, что поставка товара не осуществлена Поставщиком в указанный в письме от 10.06.2022 исх. N б/н срок - до 15.07.2022, заказчиком в адрес Поставщика направлена претензия исх. от 19.07.2022 исх. N 1-23/1006 с требованием в течение 10 календарных дней с даты получения претензии полностью исполнить обязательства, принятые по контракту, и предоставить письменный ответ.
В ответ на претензию Поставщик письмом от 28.07.2022 исх. N б/н уведомил заказчика о том, что предпринимает все возможные меры к ускорению исполнения обязательств по контракту и просит продлить срок исполнения контракта.
В связи с тем, что на дату 29.08.2022 Поставщик свои обязательства по контракту не исполнил, данный факт явился основанием для принятии заказчиком 29.08.2022 решения расторгнуть контракт в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контра
Решение о расторжении контракта в одностороннем порядке от 29.08.2022 размещено заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок 09.09.2022. Контракт расторгнут с 19.09.2022.
В результате изучения материалов дела 7-3/584, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
П. 1 ст. 702 ГК РФ установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
П. 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый п. 2 ст. 450).
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято заказчиком 29.08.2022., при этом указанное решение размещено заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок 09.09.2022.
Таким образом, в действиях заказчика - Администрации Березовского сельского поселения установлено нарушение ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик исходил из даты размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе в сфере закупок, а именно: 09.09.2022.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В десятидневный срок с даты надлежащего уведомления Поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком указанного решения.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В ходе проведения внеплановой проверки пояснений от ООО "ИМЗ" по факту неисполнения обязательств по контракту в адрес Хабаровского УФАС не поступало.
Принимая участие в закупке, ООО "ИМЗ" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 ГК РФ, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
П. 15 Правил, утвержденных Постановлением N1078, предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Обстоятельств, предусмотренных п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N1078, Комиссией Хабаровского УФАС России не установлено.
Поскольку хозяйствующий субъект ООО "ИМЗ", обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 104 Закона N 44-ФЗ, Постановлением N 1078, Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения, представленные заказчиком - Администрацией Березовского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края об ООО "ИМЗ" (ИНН 3849083563), учредителях Общества Кузнецове Максиме Валерьевиче (ИНН 382105436566), Кузнецовой Галине Васильевне (ИНН 382102948260) (генеральном директоре) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения муниципального контракта от 24.12.2021 N 0122300004021000007 (реестровый номер 3271700420321000008), сроком на два года.
2. Признать заказчика - Администрацию Березовского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края нарушившим ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного дела.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в трехмесячный срок со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии:
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.