Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
в присутствии представителей от:
- заказчика - Управления дорог и внешнего благоустройства города Хабаровска - Н.А. Клименко по доверенности от 29.09.2022; Г.Е. Власова по доверенности от 29.09.2022,
- ООО "Карьерпроект ДВ" - директор Ю.В. Продан,
рассмотрев материалы дела N 7-3/586 по обращению заказчика - Управления дорог и внешнего благоустройства города Хабаровска о включении сведений об ООО "Карьерпроект ДВ" (ИНН 2724065197) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение заказчика - Управления дорог и внешнего благоустройства города Хабаровска о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Карьерпроект ДВ" (ИНН 2724065197) (далее - ООО "Карьерпроект ДВ" Подрядчик, Общество), директоре Продан Юлии Владимировиче (ИНН 272500764953) и учредителе Петренко Павле Валерьевиче (ИНН 272272202933194) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта, заключенного по результатам осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Реконструкция автомобильной дороги от ул. Краснодарской до автодороги "Восток"" (извещение N0122300006119000730 от 04.07.2019, контракт от 23.07.2019 N 65, реестровая запись N 32723191664 19 000037) и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником осуществления закупки ООО "Карьерпроект ДВ".
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Правила Постановления N1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона N0122300006119000730 размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) https://zakupki.gov.ru 04.07.2019.
Дата и время начала подачи заявок: 04.07.2019.
Дата и время окончания подачи заявок: 12.07.2019 05:00.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 15.07.2019.
Объект закупки - выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Реконструкция автомобильной дороги от ул. Краснодарской до автодороги "Восток"".
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 553 698, 00 рублей.
Источник финансирования: бюджет городского округа г. Хабаровск.
Согласно протоколу рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 12.07.2019 N0122300006119000730 принято решение заключить контракт с ООО "Карьерпроект ДВ" (заявка N1), с предложением о цене контракта 10 553 698, 00 руб.
23.07.2019 между заказчиком и ООО "Карьерпроект ДВ" заключен контракт N 65, реестровая запись N 32723191664 19 000037 (далее - Контракт).
Предмет Контракта: Выполнение проектно-изыскательских работ (далее - "работы") по объекту "Реконструкция автомобильной дороги от ул. Краснодарской до автодороги "Восток" (далее - "объект") (п. 1.1 Контракта).
Согласно п. 1.2 Контракта работы должны быть выполнены в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контакту) и сметным расчетом (приложение N 2 к контакту).
Результатом выполненной работы по контракту являются проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий, получивших положительные заключения Государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (п. 1.3 Контракта).
Цена Контракта составляет 10 553 698 рублей (Десять миллионов пятьсот пятьдесят три тысячи шестьсот девяносто восемь)00 коп. НДС не облагается.
Сроки и место выполнения работ установлены в п. 4 Контракта.
Согласно п. 4.1 Контракта работы выполняются с момента заключения контракта по 27 мая 2020 года в соответствии с календарным графиком выполнения работ (приложение N 3 к контракту).
Согласно п. 4.2 Контакта:
- Место нахождения Объекта: г. Хабаровск, автомобильная дорога от примыкания к ул. Краснодарской в районе остановки общественного транспорта "Весовая овощесовхоза" до автодороги "Восток 0-13 км" в районе остановки общественного транспорта "Совхозная".
- При обнаружении недостатков в разработанной проектно-сметной документации, в том числе выявленных при Государственной экспертизе, Подрядчик устраняет их в установленный Заказчиком срок.
Согласно п. 5.1.2 Контракта Заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением Подрядчиком обязательств по контракту.
В силу п. 5.2.2 Контракта Заказчик имеет право требовать от Подрядчика выполнения работ в соответствии с техническим заданием на проектно-изыскательские работы по разработке проектной документации и действующим законодательством, касающегося предмета контракта.
Согласно п. 6.1.1 Контракта Подрядчик обязан качественно в установленные настоящим контрактом сроки выполнить работы в соответствии ГОСТ 21.101-97, постановлением Правительства РФ N 87 от 16.02.2008 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" и техническим заданием на выполнение проектно-изыскательских работ и передать Заказчику результаты работы в установленном Техническим заданием объеме.
В силу п. 6.1.4 Контракта Подрядчик обязан в соответствии с замечаниями Заказчика, полученными в результате проверки (в том числе Государственной экспертизы) и/или согласовании результата работ, а также в процессе выполнения строительных работ по проекту, в установленный Заказчиком срок вносить исправления, уточнения в документацию.
Согласно п. 6.1.10 Контракта Подрядчик обязан в случае получения отрицательного заключения Госэкспертизы Подрядчик за свой счет устраняет замечания в установленный Заказчиком срок и компенсирует Заказчику расходы на проведение повторной (последующих) Госэкспертизы.
Порядок сдачи и приемки выполненных работ установлен п. 7 Контракта.
Согласно п. 9.1 Контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по настоящему контракту Стороны несут ответственность в соответствии с настоящим контрактом и действующим законодательством Российской Федерации.
Пунктом 11.2 Контракта установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пункт 11.3 Контракта установлено, что Заказчик вправе потребовать расторжения контракта, в том числе в случаях:
- задержки сроков начала работ более чем на 2 рабочих дня;
- срыва сроков выполнения работ (этапов работ) более чем на 5 рабочих дней;
- неоднократного нарушения качества при выполнении работ и в иных случаях.
Согласно п. 12.1 Контракта, настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до момента исполнения Сторонами взаимных обязательств.
Приложением N3 к Контракту стороны согласовали Календарный график выполнения проектно-изыскательских работ, согласно которому срок выполнения работ по I этапу составляет до 28.10.2019, по II этапу до 11.02.2020, по III этапу 27.05.2020.
Материалами дела установлено, что в соответствии с п. 4.1 Контракта, работы выполняются с момента заключения контракта по 27.05.2020.
13.04.2021 Заказчиком направлено письмо N10.5-21/2139 Подрядчику о несоблюдении сроков выполнения работ, с требованием о предоставлении полного комплекта документации в течение 14 календарных дней.
Ввиду нарушения ООО "Карьерпроект ДВ" сроков выполнения работ по Контракту, 09.09.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта, казанное решение размещено в ЕИС 09.09.2022. Контракт расторгнут 20.09.2022.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что в нарушение п. 4.1. Контракта Подрядчиком проектно-сметная документация в срок не позднее 27.05.2020 не передана и иные обязательства, предусмотренные настоящим Контрактом не исполнены, положительное заключение государственной экспертизы не получено.
Проанализировав представленные Заказчиком и Подрядчиком документы, а также информацию, размещенную в Единой информационной системе в сфере закупок, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 761 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ несет ответственность за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора - требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода, а также быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода (пункт 1 статьи 721 ГК РФ).
Проведение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий является обязательным в силу части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, 09.09.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС - 09.09.2022.
Контракт расторгнут 20.09.2022 согласно информации, размещенной в ЕИС.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчик исходил с даты надлежащего уведомления Поставщика (09.09.2022).
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
С даты надлежащего уведомления Поставщика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчиком определена и рассчитана дата расторжения контракта (20.09.2022).
По состоянию на 09.09.2022, 20.09.2022 положительное заключение государственной экспертизы не получено.
В десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Представленные материалы не свидетельствуют о невозможности в регламентированные сроки исполнения контракта. При принятии решения об участии в электронном аукционе участник должен осознавать последствия неисполнения условий контракта.
ООО "Карьерпроект ДВ" обеспечено участие в заседании Комиссии представителя Общества (директор) (очно), письменные пояснения не представлены. Согласно пояснениям представителя Общества, ООО "Карьерпроект ДВ" сданы результаты инженерно-экологический испытаний, инженерно-геодезических, инженерно-геологический, гидрометеорологических испытаний, сложности возникли при согласовании с сетедержателями полного комплекта проектной документации.
При этом представитель Общества, не отрицал получение отрицательной государственной экспертизы по проектной документации, пояснив, что ему потребуется 3-4 месяца в целях исправлений замечаний по госэкспертизе.
При вынесении решения Комиссия Хабаровского УФАС России исходит из пояснений Общества и Заказчика, принимает решение на основании представленных Заказчиком и Обществом документов.
Материалами дела подтверждено, что на 20.09.2022 ООО "Карьерпроект ДВ" не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией Хабаровского УФАС России отклоняются доводы представителя Общества о необходимости 3-4 месяцев для исправления замечаний по госэкспертизе, поскольку отрицательная экспертиза N 27-1-2-3-044916-2022 выдана КГБУ "Единая государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края" 08.07.2022 и ООО "Карьерпроект ДВ" не представлены доказательства исправления замечаний по госэкспертизе, при этом согласно условиям, заключенного контракта срок исполнения контракта, в том числе с устранением замечаний по госэкспертизе установлен до 27.05.2020.
Также Комиссия Хабаровского УФАС России учитывает, что ООО "Карьерпроект ДВ" не представлено надлежащих доказательств невозможности исполнения контракта, обоснования причин неисполнения, не представлено положительное заключение государственной экспертизы. В силу норм действующего законодательства, а также условий заключенного сторонами Контракта, проектная документация может быть использована заказчиком только при условии получения положительного заключения государственной экспертизы. Положительное заключение государственной экспертизы является необходимым элементом результата работ, достижение которого обуславливает возникновение обязанности заказчика произвести оплату в полном объеме по контракту. При этом, цена контракта - 10 553 698,00 рублей, стоимость фактически оплаченных исполненных обязательств по контракту составила 3 469 946, 00 рублей, не оплачено по контракту - 7 083 752, 00 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Вместе с тем, п. 15 Правил Постановления N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В ходе рассмотрения дела в действиях Поставщика не установлены обстоятельства, указанные п. 15 Правил Постановления N1078, таким образом основания для принятия решения об отказе во включении ООО "Карьерпроект ДВ" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Принимая участие в закупке, ООО "Карьерпроект ДВ" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 ГК РФ, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом, в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Поскольку хозяйствующий субъект (ООО "Карьерпроект ДВ"), обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - Управлением дорог и внешнего благоустройства города Хабаровска, в реестр недобросовестных поставщиков об Обществе с ограниченной ответственностью "Карьерпроект ДВ" (ИНН 2724065197), директоре Продан Юлии Владимировиче (ИНН 272500764953) и учредителе Петренко Павле Валерьевиче (ИНН 272272202933194) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта, заключенного по результатам осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Реконструкция автомобильной дороги от ул. Краснодарской до автодороги "Восток"" (извещение N0122300006119000730 от 04.07.2019, контракт от 23.07.2019 N 65, реестровая запись N 32723191664 19 000037), сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
|
|
||
Члены Комиссии: |
|
|
||
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.