рассмотрев материалы дела N 7-3/603 по обращению заказчика - Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее также - УФСИН России по Хабаровскому краю, заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о федеральном государственном унитарном предприятии "Главное строительное управление Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - ФГУП ГСУ ФСИН России) (ИНН 0708006803) и врио директора ФГУП ГСУ ФСИН России Курашеве Азамате Мухамедовиче (ИНН 070600179964) в реестр недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа от исполнения контракта от 28.12.2018 N 1819320803892001221000033 / 389ю на выполнение проектных и изыскательских работ (реестровый номер 1272201148518000227), заключенного по п. 11 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступило обращение заказчика -УФСИН России по Хабаровскому краю о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ФГУП ГСУ ФСИН России (ИНН 0708006803) и врио директора ФГУП ГСУ ФСИН России Курашеве Азамате Мухамедовиче (ИНН 070600179964) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 28.12.2018 N 1819320803892001221000033 / 389ю на выполнение проектных и изыскательских работ (реестровый номер 1272201148518000227), заключенного по п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником осуществления закупки - ФГУП ГСУ ФСИН России.
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Закона N 44-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае, если производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Заказчиком - УФСИН России по Хабаровскому краю, в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, 28.12.2018 заключен контракт N 1819320803892001221000033 / 389ю на выполнение проектных и изыскательских работ (реестровый номер 1272201148518000227) (далее также - контракт) с ФГУП УС СКФО ФСИП России (далее также - Подрядчик), с ценой контракта 3 688 000 (три миллиона шестьсот восемьдесят восемь тысяч) рублей. В соответствии с п. 11 ч. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ в цену контракта НДС не включается (п. 3.1 контракта).
В соответствии с п. 1.1 контракта Подрядчик на свой риск и под свою ответственность, собственными силами и средствами в установленные сроки согласно Контракту обязуется выполнить инженерные изыскания и осуществить подготовку проектной и рабочей документации в целях строительства объекта капитального строительства (далее - соответственно Работы, Инженерные изыскания, Проектная документация, Рабочая документация, Объект), указанного в пункте 1.2 Контракта, а также организовать проведение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, проектной документации, достоверности определения сметной стоимости в соответствии с требованиями Градостроительного Кодекса (от 29.12.2004 N190-ФЗ), передать в соответствии с Контрактом Заказчику результаты указанных работ, положительные заключения государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий, достоверности определения сметной стоимости, а Заказчик обязуется принять результаты Инженерных изысканий, Проектную документацию, Рабочую документацию и уплатить определенную Контрактом цену. Результатом работ по настоящему контракту является передача Подрядчиком Заказчику результатов Инженерных изысканий, Проектной и Рабочей документации, положительного заключения государственной экспертизы Проектной документации и результатов Инженерных изысканий и положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства Объекта.
Пунктом 1.3 контракта предусмотрено, что обязательства подрядчика по подготовке проектной документации, выполнению инженерных изысканий признаются выполненными при получении заказчиком положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий и положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта. Рабочая документация разрабатывается подрядчиком на основании проектной документации, имеющей положительное заключение государственной экспертизы.
Заданием на проектирование объекта капитального строительства (Приложение N 1 к контракту) согласовано наименование и адрес (местоположение) объекта капитального строительства: "Строительство очистных сооружений ФКУ ИК-8 УФСИН России по Хабаровскому краю, мкр. Старт, г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край".
Сроки выполнения работ по контракту предусмотрены п. 2.2 контракта и графиком выполнения работ в Приложении N 2 к контракту. Датой приемки проектной документации, результатов инженерных изысканий и рабочей документации установлено 30.11.2019. Согласно п. 12.1 контракта он вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31.12.2019.
Дополнительным соглашением N 2 от 24.12.2019 к контракту стороны договорились об изменении даты окончания действия контракта на 31 декабря 2020 года, изменен график оплаты выполненных работ - до 15.12.2020. Условия о сроках выполнения работ остались без изменения.
Подрядчиком обязательства по контракту не исполнены.
06.04.2020 заказчик направил в адрес Подрядчика претензию от 30.03.2020 исх. N 27/ТО/7-4786 с требованием уплатить пени за нарушение сроков исполнения контракта. Претензия оставлена Подрядчиком без удовлетворения. что послужило заказчику основанием для обращения в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании пени за нарушение сроков исполнения контракта, которое судом удовлетворено (дело N А73-10395/2020).
В соответствии с п.п. 12.11.1, 12.11.2 контракта заказчик обязан в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств по Контракту в случае: если Подрядчик перестал соответствовать единым требованиям к участнику закупки, установленным в соответствии с законодательством о контрактной системе закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем при определении Подрядчика; при существенном нарушении Подрядчиком срока (более чем на 1/3 (одну треть) срока) окончания выполнения Работ, предусмотренного Контрактом.
Согласно п. 12.12 заказчик в случаях, предусмотренных пунктами 12.11.1 - 12.11.2 контракта, не позднее чем в течение 3 (трех) рабочих дней со дня принятия решения об отказе от исполнения обязательств по Контракту, обязан разместить такое решение в единой информационной системе в сфере закупок и направить Подрядчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Подрядчика, указанному в Контракте, а так же телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение Заказчиком подтверждения о его вручении Подрядчику.
Выполнение Заказчиком указанных в п. 12.12 Контракта условий признается Сторонами надлежащим уведомлением Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Днем такого надлежащего уведомления признается день получения Заказчиком подтверждения о вручении Подрядчику указанного уведомления либо день получения Заказчиком информации об отсутствии Подрядчика по его адресу, указанному в Контракте. При невозможности получения указанного подтверждения либо информации днем такого надлежащего уведомления признается день по истечении тридцати дней со дня размещения решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта в единой информационной системе в сфере закупок (п. 12.13).
В силу п. 12.14 контракта решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через 10 (десять) дней со дня надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В связи с тем, что на дату 18.08.2022 обязательства по контракту Подрядчиком не исполнены, заказчиком 18.08.2022 принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
23.08.2022 решение о расторжении контракта в одностороннем порядке направлено в адрес Подрядчика Почтой России заказным письмом с уведомлением (РПО 80082875857022). Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80082875857022, решение о расторжении контракта в одностороннем порядке получено адресатом 14.09.2022. Контракт расторгнут с 26.09.2022.
В ходе проведения проверки от ФГУП ГСУ ФСИН России в адрес Хабаровского УФАС России пояснений о нарушении условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, не поступало.
В результате изучения материалов дела N 7-3/603, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных ст. 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 N 44-ФЗ), ст. 111 (в случае определения в соответствии с ч. 1 ст. 111 Закона N 44-ФЗ особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и ст. 111.1 Закона N 44-ФЗ, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте.
Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления обращения считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, 18.08.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение о расторжении контракта в одностороннем порядке направлено в адрес Подрядчика Почтой России заказным письмом с уведомлением (РПО 80082875857022) 23.08.2022. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80082875857022. Контракт расторгнут с 26.09.2022.
Материалами дела установлено, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта получено Подрядчиком 14.09.2022.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является дата - 14.09.2022. Контракт расторгнут с 26.09.2022.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Правил, утвержденных Постановлением N1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
На дату рассмотрения дела контракт ФГУП ГСУ ФСИН России не исполнен.
Обстоятельств, объективно препятствующих исполнению контракта, в ходе внеплановой проверки не установлено.
При этом после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта ФГУП ГСУ ФСИН России не предприняло мер к надлежащему исполнению условий контракта.
П. 15 Правил, утвержденных Постановлением N1078, установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, в том числе подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
В соответствии с пп. "б" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Оценив указанные обстоятельства, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, указанных в п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N1078.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России принимает решение о включении информации об ФГУП ГСУ ФСИН России (ИНН 0708006803) и врио директора ФГУП ГСУ ФСИН России Курашеве Азамате Мухамедовиче (ИНН 070600179964) в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - УФСИН России по Хабаровскому краю об ФГУП ГСУ ФСИН России (ИНН 0708006803) и врио директора ФГУП ГСУ ФСИН России Курашеве Азамате Мухамедовиче (ИНН 070600179964), в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 28.12.2018 N 1819320803892001221000033 / 389ю на выполнение проектных и изыскательских работ (реестровый номер 1272201148518000227), заключенного по п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии:
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 3 октября 2022 г. N РНП-536
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2022