Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок:
Председатель Комиссии:
Члены
Комиссии:
в присутствии представителей от:
- заказчика - Администрации города Хабаровска - А.Н. Мамаев по доверенности от 03.10.2022 N1.1.29-110,
- поставщика - ООО "Консалтингинфомедиагрупп" - директор И.С. Ковалев,
рассмотрев материалы дела N 7-3/596 по обращению заказчика - Администрация города Хабаровска о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Консалтингинфомедиагрупп" (ИНН 2723215731) (далее - ООО "КИМГ", Исполнитель), директоре Ковалеве И.С. (ИНН 272400562992) и учредителе Касаткиной Ю.В. (ИНН 272199480569) в связи с односторонним отказом от контракта от 03.08.2022 N 0122300006122000760_64140 (реестровая запись N32702015107 22 000107) на оказание услуг по подготовке и размещению на страницах газеты материалов в рамках муниципальной программы г. Хабаровска "Доступная среда" на 2021 - 2025 годы (извещение N 0122300006122000760 от 14.07.2022 и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участника осуществления закупки ООО "КИМГ",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила Постановления N1078) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Контракт от 03.08.2022 N 0122300006122000760_64140 на оказание услуг по подготовке и размещению на страницах газеты материалов в рамках муниципальной программы г. Хабаровска "Доступная среда" на 2021 - 2025 годы между Администрацией города Хабаровска и ООО "КИМГ" заключен по результатам проведения электронного аукциона N0122300006122000760 (далее - контракт).
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 236 196, 00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 22.07.2022 N 0122300006122000760 победителем торгов признана заявка N217 (ООО "КИМГ"), направившего в ходе торгов наименьшее ценовое предложение 16 043,68 рублей среди других участников закупки.
В соответствии с п. 1.1 Контракта предмет контракта: оказание услуг по подготовке и размещению на страницах газеты материалов в рамках муниципальной программы г. Хабаровска "Доступная среда" на 2021 - 2025 годы (далее - услуги).
Согласно п. 1.2 Контракта услуги оказываются в газете "Молодой дальневосточник XXI век", в соответствии со спецификацией (приложение).
Наименование услуги |
Требования к оказанию услуг |
Единица измерения |
Цена одной полосы, руб. |
Оказание услуг по подготовке и размещению на страницах газеты материалов в рамках муниципальной программы г. Хабаровска "Доступная среда" на 2021 - 2025 годы |
Газета формата 380х279 кв. см. Периодичность выхода газеты: не менее четырех раз в неделю. 8 полос формата 380х279 кв. см. Общая газетная площадь составляет: не менее 7 224 кв. см. Информационные и информационно-аналитические материалы на темы политики, экономики и общественной жизни составляют не менее 70 % площади газеты. Тираж в Хабаровске - не менее 14 тыс. экз. Полноцветная печать. Оформление тематической полосы: фотографии. |
шт. |
16 043,68 |
Пунктом 2.1 Контракта установлено, что цена Контракта составляет 236 196 (двести тридцать шесть тысяч сто девяносто шесть) руб. 00 коп. Цена единицы услуги составляет 16 043 (шестнадцать тысяч сорок три) рубля 68 копеек, НДС не облагается.
Срок оказания услуг: в течение 104 (ста четырех) календарных дней с даты заключения контракта, по заявкам Заказчика. В заявке указываются даты и объемы оказания услуг (п. 3.1 Контракта).
Место оказания услуг - город Хабаровск (п. 3.2 Контракта).
Условия оказания услуг определены спецификацией (приложение) и настоящим контрактом (п. 4.1 Контракта).
Согласно п. 5.2 Контракта исполнитель обязан:
- 5.1.2 Обеспечивать качественную подготовку и размещение материалов в предварительно согласованные сторонами дни. Срок согласования тематики материалов - за 8 (восемь) рабочих дней до его размещения.
- 5.1.3 Предоставлять "Заказчику" для согласования не менее чем за 1 (один) рабочий день до размещения материалов, подготовленных в рамках настоящего контракта.
Согласно п. 5.3 Контакта Заказчик обязан:
- 5.3.5 Согласовывать тематику материалов.
- 5.3.6 Осуществлять контроль за исполнением "Исполнителем" условий контракта.
Согласно п. 6.1 Контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по настоящему контракту Стороны несут ответственность в соответствии с настоящим контрактом и действующим законодательством Российской Федерации.
Расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (п. 8.2 Контракта).
Стороны вправе требовать расторжения контракта в случаях, установленных гражданским законодательством, если такое требование не противоречит Федеральному закону N 44-ФЗ (п. 8.3 Контракта).
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, предусмотренных контрактом (п. 8.5 Контракта).
Расторжение контракта в связи с односторонним отказом Заказчиком от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 95 Федерального Закона N 44-ФЗ (п. 8.7 Контракта).
Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, если в ходе исполнения контракта установлено, что:
а) Исполнитель и (или) оказываемые услуги перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ);
б) при определении Исполнителя Исполнитель представил недостоверную информацию о своем соответствии требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения Исполнителя.
Как установлено материалами дела: согласно требованиям , установленным в извещении при размещении закупки, периодичность выхода газеты должна составлять не менее 4 раз в неделю, а тираж в Хабаровске - не менее 14 тысяч экземпляров. В заявке ООО "КИМГ" подтвердило свое соответствие данным требованиям, однако, фактический тираж газеты составил 2 тысячи экземпляров, а период выхода газеты 1 раз в неделю. Таким образом, в соответствии с положениями п. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 8.8 Контракта Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Стоимость фактически оплаченных услуг составила 16 043, 68 рублей.
08.09.2022 Заказчиком направлено Исполнителю требование об уплате неустойки в размере 23 619, 60 рублей.
13.09.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В результате изучения материалов дела 7-3/596, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, 13.09.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком в ЕИС 13.09.2022.
Контракт расторгнут 24.09.2022 согласно информации, размещенной в ЕИС.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчик исходил с даты надлежащего уведомления Исполнителя (13.09.2022).
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со ст.193 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
С даты надлежащего уведомления Исполнителя о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчиком определена и рассчитана дата расторжения контракта (24.09.2022).
В десятидневный срок с даты надлежащего уведомления Исполнителя (поставщика, подрядчика) о принятом решении об одностороннем отказе исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
В соответствии с пп. "а" п. 13 раздела 3 Правил Постановления N1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. "е" п. 9 и пп. "г" п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В ходе рассмотрения обращения Заказчика, Исполнителем в адрес антимонопольного органа представлены пояснения, участие представителя в Комиссии не обеспечено.
Согласно письменным пояснениям ООО "КИМГ" от 03.10.2022 (вх. N8/22352 от 03.10.2022), Обществом предпринимались меры направленные на исполнение условий контракта, по ряду объективных обстоятельств не смогли выдержать тираж и периодичность газеты с публикациями по контракту, в том числе в связи с увеличением типографией стоимости печатной продукции на 20% в 2022 году, что подтверждается предоставленной справкой ООО "Хабаровская городская типография" от 03.10.2022 N252 об увеличении стоимости изготовления печатной продукции в 2022 году с 01.01.2022 на 10 процентов, с 01.06.2022 на 10 процентов.
Также заказчиком направлено письмо от 03.10.2022 N1.1-58/1687, согласно которому по предыдущим контрактам претензий к Исполнителю не возникало, в связи с чем Заказчик не настаивает на включении ООО "КИМГ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссией Хабаровского УФАС России учитывает, что только по результатам рассмотрения всех требующих подтверждения/опровержения вопросов, антимонопольный орган принимает решение, учитывая, что включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является для последних мерой ответственности (санкцией), влекущей длительные негативные последствия.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Вместе с тем, п. 15 правил Постановления N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В ходе рассмотрения дела в действиях Исполнителя установлены обстоятельства, указанные в п. 15 Правил Постановления N1078.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России принимает решение об отказе во включении информации об ООО "Консалтингинфомедиагрупп" (ИНН 2723215731), директоре Ковалеве И.С. (ИНН 272400562992) и учредителе Касаткиной Ю.В. (ИНН 272199480569) в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
РЕШИЛА:
Сведения, представленные государственным заказчиком - Администрацией города Хабаровска, в отношении ООО "Консалтингинфомедиагрупп" (ИНН 2723215731) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии:
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 3 октября 2022 г. N РНП-27-452
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2022