Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Парфирьевой С.Н.,
членов Комиссии:
- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Шихановой Л.Б.,
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Шендрик Е.В.,
в присутствии заказчика - Агентства ветеринарии Камчатского края (далее - Заказчик): руководителя Никитина А.В.,
в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Касатовой Е.Э. (далее - Заявитель), уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы через единую информационную систему (далее - ЕИС),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении исполнителя путем электронного аукциона (далее - ЭА) на оказание услуг по содержанию на постоянной основе животных без владельцев в специализированных приютах на территории Камчатского края (закупка N 0138200000422000010), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком проводится процедура определения исполнителя путем ЭА на оказание услуг по содержанию на постоянной основе животных без владельцев в специализированных приютах на территории Камчатского края (далее - Услуги) (закупка N 0138200000422000010) (далее - Закупка). Извещение о Закупке размещено в ЕИС 22.09.2022. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 8 198 972 рублей.
30.09.2022 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя, поданная 29.09.2022 через ЕИС, на действия Заказчика, который, по мнению Заявителя, сформировал извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе и Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 498-ФЗ):
1) в описании объекта Закупки не указаны функциональные и эксплуатационные характеристики специализированного приюта, критерии которым должен соответствовать специализированный приют, что не позволяет участнику закупки определить условия на которых необходимо оказывать услуги,
2) в проекте контракта установлено место оказания услуг - Елизовский район, что ведет к ограничению конкуренции и предоставлению преференции единственному участнику,
3) в проекте контракта, описании объекта закупки не предусмотрена информация о весе животного на момент приема-передачи животных, вместе с тем в проекте контракта "при проведении приемки оказанных услуг Заказчик имеет право провести выборочное взвешивание животного (собаки)", что не позволяет однозначно трактовать правила приемки животных (по качеству),
4) в проекте контракта, описании объекта закупки не содержатся пункты, регулирующие отношения специализированного приюта с волонтерами и общественными инспекторами в области обращения с животными в соответствии со статьей 20 Закона N 498-ФЗ,
5) извещение о Закупке не содержит обязанность приюта размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частями 9 и 10 статьи 16 Закона N 498-ФЗ сведения о находящихся в приютах для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались.
Заказчик в письме от 06.10.2022 N 51.51/1580 с доводами жалобы не согласился.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно "СП 492.1325800.2020. Свод правил. Приюты для животных. Правила проектирования" (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 908/пр) приюты подразделяются:
- по принадлежности - на государственные, муниципальные и частные;
- по типу содержания - на смешанного (собаки и кошки) и специализированного (или собаки или кошки);
- по численности содержащихся в приюте животных;
- по строительным характеристикам зданий и сооружений приюты - могут иметь в своем составе капитальные здания временные, модульные здания, в том числе из сборно-разборных конструкций.
Согласно извещению о Закупке объектом Закупки являются услуги по содержанию на постоянной основе животных (собак) без владельцев в специализированных приютах на территории Камчатского края.
Таким образом, в извещении о Закупке содержится указание на специализацию приюта по типу содержания - содержание собак.
Описание объекта Закупки содержится в электронном документе "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на оказание услуг по содержанию на постоянной основе животных (собак) без владельцев в специализированных приюта на территории Камчатского края".
При описании объекта Закупки Заказчик указал, что "Исполнитель должен оказывать услуги качественно, с соблюдением норм и правил на соответствующие виды услуг и действующих нормативных правовых актов, в том числе:
- Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Постановления Правительства Камчатского края от 06.12.2019 N 508-П "Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Камчатском крае";
- Приказа Агентства по ветеринарии Камчатского края от 25 декабря 2019 г. N 116 "Об утверждении Правил организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Камчатского края" (далее - Приказ N 116);
- Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии";
- Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 26 октября 2020 г. N 626 "Об утверждении Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов";
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Описание объекта Закупки не противоречит требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, объектом Закупки являются Услуги, которые Исполнитель должен оказать качественно, с соблюдением норм и правил на соответствующие виды услуг и действующих нормативных правовых актов, на любых основаниях владеющий специализированным приютом, отвечающим требованиям законодательства, описание которых не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, что позволяет участнику Закупки определить условия на которых необходимо оказывать данные Услуги.
Заявитель доказательств обратного не представил.
Таким образом, довод N 1 не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 7 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 данного Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать электронный документ - проект контракта.
В проекте контракта содержится информация о месте оказания Услуг - территория Елизовского муниципального района, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно пояснениям Заказчика, необходимость оказания Услуг на территории Елизовского муниципального района обусловлена потребностью Заказчика, и указание места оказания Услуг, является его правом.
Заявитель доказательств обратного не представил.
Таким образом, довод жалобы N 2 необоснованный.
3. Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 данного Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств.
В соответствии с пунктом 3.10 Приказа N 116 рацион питания кошек и собак устанавливается в зависимости от возраста, веса животного, состояния здоровья и вида применяемого корма, с учетом рекомендуемых норм.
В приложении N 4 к Приказу N 116 установлена форма заключения о клиническом состоянии животного, предусматривающая указание веса животного в результате осмотра животного специалистом по ветеринарии.
Согласно пункту 2.4 Технического задания (приложение N 1 к проекту контракта) "рацион питания собак устанавливается в зависимости от возраста, веса животного, состояния здоровья и вида применяемого корма. Кормление животных без владельцев в соответствии с используемым рационом проводится в зависимости от возраста животного, но не реже 2 раз в сутки".
В разделе 4 проекта контракта установлен порядок приемки оказанных услуг.
Пунктом 4.3 раздела 4 проекта контракта предусмотрено, что "Исполнитель предоставляет Заказчику нарочно заверенные копии заключения специалиста в области ветеринарии, оформленные в отчетном периоде в результате проведения ветеринарных мероприятий (в том числе, но не ограничиваясь: профилактические обработки)".
Согласно части 4.4 проекта контракта "при проведении приемки оказанных услуг Заказчик имеет право провести выборочное взвешивание животного (собаки)".
Таким образом, вес животного указывает на клиническое состояние животного, в совокупности с другими клиническими признаками используется при оценке состояния животного, учитывается при определении рациона питания, и, соответственно, является качественным показателем оказанных Услуг.
Заявитель доказательств обратного не представил.
Таким образом, довод жалобы N 3 необоснованный.
4. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Обязательные условия, которые должны содержаться в контракте, определены в статье 34 Закона о контрактной системе.
Статьей 34 Закона о контрактной системе не предусмотрены обязательные условия о регулировании отношений специализированного приюта с волонтерами и общественными инспекторами в области обращения с животными в соответствии со статьями 16, 20 Закона N 498-ФЗ.
Вместе с тем в пункте 3.1.10 раздела 3 "Права и обязанности сторон" проекта контракта "Исполнитель обязан обеспечивать доступ в приют (к месту(ам) оказания услуг) представителям организаций, осуществляющих защиту животных гражданами в установленное приютами для животных время, за исключением дней, в которые проводится санитарная обработка или дезинфекция помещений; добровольцами (волонтерами) в часы, установленные режимом работы приютов для животных, за исключением дней, в которые проводится санитарная обработка или дезинфекция помещений".
Кроме того, в приложении N 1 к проекту контракта установлено, что Исполнитель должен оказывать услуги качественно, с соблюдением норм и правил на соответствующие виды услуг и действующих нормативных правовых актов, в том числе в соответствии с Законом N 498-ФЗ.
Таким образом, довод жалобы N 4 не нашел своего подтверждения.
5. Статьей 42 Закона о контрактной системе определена информация, которую должно содержать извещение об осуществлении закупки.
В извещении об осуществлении закупки указание информации об обязанности приюта размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения в соответствии с частями 9 и 10 статьи 16 Закона N 498-ФЗ, не предусмотрено.
Вместе с тем в электронном документе "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на оказание услуг по содержанию на постоянной основе животных (собак) без владельцев в специализированных приюта на территории Камчатского края", содержащем описание объекта Закупки указано, что "Исполнитель должен оказывать услуги качественно, с соблюдением норм и правил на соответствующие виды услуг и действующих нормативных правовых актов, в том числе в соответствии с Законом N 498-ФЗ", "Исполнитель осуществляет мероприятия по поиску новых владельцев для животных, в соответствии с Правилами организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Камчатского края, утвержденными приказом Агентства по ветеринарии Камчатского края от 25.12.2019 N 116. Исполнитель обеспечивает возможность посещения приюта и осмотра животных гражданами, разыскивающими потерянных животных или изъявившими желание стать владельцами животных без владельцев".
Таким образом, довод жалобы N 5 не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________ С.Н. Парфирьева
Члены комиссии: ____________________ Л.Б. Шиханова
_____________________ Е.В. Шендрик
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.