Резолютивная часть решения оглашена "30" сентября 2022 года.
В полном объеме решение изготовлено "05" октября 2022 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Агаурова А.Э.,
в присутствии представителей:
управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области - _.,
комитета государственного заказа Тамбовской области - ....,
ООО "МАГ+С" - _..,
рассмотрев жалобу ООО "МАГ+С" (далее также Заявитель, Общество) на действия управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0164200003022002771 на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: "Рекультивация свалки твердых коммунальных отходов, расположенной по адресу: Тамбовская область, Жердевский район, город Жердевка, ул. Комиссарова, на расстоянии примерно 2500 м от дома N126 по направлению на юго-запад", и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (далее - Уполномоченный орган) 31.08.2022 опубликовал на сайте единой информационной системы в сфере закупок извещение N 0164200003022002771 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: "Рекультивация свалки твердых коммунальных отходов, расположенной по адресу: Тамбовская область, Жердевский район, город Жердевка, ул. Комиссарова, на расстоянии примерно 2500 м от дома N126 по направлению на юго-запад"(далее - Конкурс).
Заказчик - управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 000 000 руб.
Заявитель обжалует положения извещения о проведении открытого конкурса. Заявитель считает, что Заказчик неправомерно установил требования к составлению проектной документации по правилам Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N87, так как проектные работы выполняются не к объекту капитального строительства. Кроме того, Заказчиком неправомерно установлены требования к участникам закупки о наличии выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.
Заказчик, Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в её удовлетворении.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев довод Заявителя, выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы жалобы, извещение о закупке и проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, пришла к следующему выводу.
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Пунктом 1 частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в форме электронного документа.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно части 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Р", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Таким образом, архитектурно-строительное проектирование, включая результат указанной деятельности, представляет собой подготовку проектной документации в отношении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Частью 4 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Частью 13 ст. 48 Грк РФ определено, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции.
Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N87 определен состав разделов проектной документации и требованиях к их содержанию.
Согласно техническому заданию (приложение N1 к контракту) (далее - Техническое задание) проектируемым объектом является "Рекультивация свалки твердых коммунальных отходов, расположенной по адресу: Тамбовская область, Жердевский район, город Жердевка, ул. Комиссарова, на расстоянии примерно 2500 м от дома N126 по направлению на юго-запад".
В пункте 1.9. Технического задания указаны следующие сведения об объекте:
"Свалка твердых бытовых отходов расположена на участке с кадастровым номером 68:03:2001013:16.
Адрес: Тамбовская область, Жердевский район, город Жердевка, ул. Комиссарова, на расстоянии примерно 2500-м от дома N126 по направлению на юго-запад.
Площадь земельного участка: 97 769 м
Категория земель: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Разрешенное использование: для размещения иных сооружений промышленности.
Объем накопленных уплотненных отходов - 56,00 тыс. м3, вид размещенных отходов - отходы твердые коммунальные, подобные коммунальным IV-V класса опасности, возможно присутствие отходов III класса опасности.
Ведомственная принадлежность - муниципальная собственность".
Целью выполнения работ (п. 2.1 Технического задания) является: "Проведение изысканий, разработка проектных решений по рекультивации свалки твердых коммунальных отходов, расположенной в г. Жердевка Тамбовской области с целью минимизации воздействия накопленного экологического ущерба окружающей среде, получение положительных заключений государственной экологической экспертизы и экспертизы достоверности определения сметной стоимости".
Установлено, что согласно сведениям из единого реестра объектов недвижимости рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером 68:03:2001013:16 по документам числится как объект капитального строительства.
Согласно письму ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 30.11.2021 N08-05-1/18624-НБ "О достоверности определения сметной стоимости по объекту" рекультивация объектов размещения отходов, как правило, является частным случаем реконструкции объекта капитального строительства.
Согласно пункту 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 (далее - Правила), "рекультивация земель" - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Рекультивация земель должна осуществляться в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель (пункт 8 Правил).
Проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности, подлежат государственной экологической экспертизе на основании подпункта 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
На практике рекультивация объектов размещения отходов, как правило, сопровождается такими работами, как переформирование тела полигона (изменение его высоты и/или площади); сооружение многофункционального защитного экрана над "новым" телом полигона; строительство/реконструкция систем сбора, отведения и очистки сточных вод (фильтрата); строительство/реконструкция дорог; строительство/реконструкция систем дегазации и утилизации биогаза; строительство/реконструкция подпорных стен и иных объектов, и фактически, являются реконструкцией объекта капитального строительства.
Также, Минприроды России в своём письме от 05.09.2014 N05-12-44/20156 "О ведении государственного реестра объектов размещения отходов" дало следующие, в том числе, разъяснения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) объекты размещения отходов (ОРО) - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое); размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в ОРО в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Помимо требований к ОРО, установленных статьей 12 Закона об отходах, необходимо учитывать требования, предъявляемые к ОРО как к сооружениям и объектам капитального строительства согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2004 N190-ФЗ) и Федерального закона от 30.12.2009 N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а также требования природоохранного законодательства.
Так, в соответствии с пунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности, является объектом государственной экологической экспертизы.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России, принимая во внимание вышеизложенное, проанализировав Техническое задание, приходит к выводу, что выполнение работ по объекту "Рекультивация свалки твердых коммунальных отходов, расположенной по адресу: Тамбовская область, Жердевский район, город Жердевка, ул. Комиссарова, на расстоянии примерно 2500 м от дома N126 по направлению на юго-запад"" относится к объектам капитального строительства, в связи с чем Заказчиком правомерно установлены требования к составлению проектной документации по правилам Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", а также требования к участникам закупки о наличии выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что Заявителем не представлены документальные доказательства, свидетельствующие о том, что объект рассматриваемой закупки "Рекультивация свалки твердых коммунальных отходов, расположенной по адресу: Тамбовская область, Жердевский район, город Жердевка, ул. Комиссарова, на расстоянии примерно 2500 м от дома N126 по направлению на юго-запад" не относится к объектам капитального строительства.
Кроме того, Заявителем не представлены доказательства того, что обжалуемые им положения извещения о закупке необоснованно создают одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.09.2022 на участие в конкурсе подано 6 заявок участников. Все заявки участников признаны соответствующими требованиям извещению об осуществлению закупки. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 40%. Указанное свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МАГ+С" необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.