Резолютивная часть решения объявлена 03 октября 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 05 октября 2022 года г. Ярославль
Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок _____.., членов Инспекции: заместителя начальника отдела контроля закупок - _____.., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок - _____..,
с участием:
общество с ограниченной ответственностью "ПРЕМИУМСТРОЙМОНТАЖ" (далее также -ООО "ПРЕМИУМСТРОЙМОНТАЖ", Подрядчик, общество) - обеспечило участие в рассмотрении сведений генерального директора _____.,
заказчик - муниципальное учреждение Администрация городского поселения Пошехонье Пошехонского муниципального района Ярославской области (далее также - заказчик) - направил ходатайство о рассмотрении сведений в отсутствие представителя,
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные муниципальным учреждением Администрация городского поселения Пошехонье Пошехонского муниципального района Ярославской области в отношении ООО "ПРЕМИУМСТРОЙМОНТАЖ", и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" проверку соблюдения заказчиком, муниципальным учреждением Администрация городского поселения Пошехонье Пошехонского муниципального района Ярославской области, порядка расторжения контракта от 01.08.2022 N 0171200001922002321 на выполнение работ по замене светильников уличного освещения на энергосберегающие (извещение N 0171200001922002321), заключенного с ООО "ПРЕМИУМСТРОЙМОНТАЖ", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном подрядчике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 27.09.2022 N 97/22,
УСТАНОВИЛА:
26.09.2022 г. в Ярославское УФАС России заказчик, муниципальное учреждение Администрация городского поселения Пошехонье Пошехонского муниципального района Ярославской области, для включения в реестр недобросовестных поставщиков направил сведения об ООО "ПРЕМИУМСТРОЙМОНТАЖ", нарушившим, по мнению заказчика, существенные условия государственного контракта от 01.08.2022 N 0171200001922002321 на выполнение работ по замене светильников уличного освещения на энергосберегающие (извещение N 0171200001922002321).
Изучив представленные документы и материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.
01.08.2022 г. Муниципальное учреждение Администрация городского поселения Пошехонье Пошехонского муниципального района Ярославской области (далее - МУ Администрация городского поселения Пошехонье Пошехонского МР), именуемое в дальнейшем "Заказчик", в лице Главы городского поселения Пошехонье Румянцева Алексея Александровича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и общество с ограниченной ответственностью "Премиумстроймонтаж", именуемое в дальнейшем "Подрядчик", в лице генерального директора Хазбиева Рамазана Муратовича, действующего на основании Устава, вместе именуемые "Стороны", в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ), и на основании результатов осуществления закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме (Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.07.2022 NИЭА1), заключили контракт N 0171200001922002321 (далее также - контракт от 01.08.2022 N 0171200001922002321, контракт).
Пунктом 1.1 раздела 1 контракта предусмотрено, что предметом контракта является выполнение работ по замене светильников уличного освещения на энергосберегающие (далее - работы, объект) в соответствии с условиями Контракта, Технического задания (Приложение N1 к Контракту), сметной документацией (Приложение к Техническому заданию), графиком производства работ (Приложение N2 к Контракту), являющимися неотъемлемой частью Контракта.
Согласно пункту 1.2. контракта Подрядчик обязуется в соответствии с Контрактом завершить все работы в сроки, установленные пунктом 6.1 Контракта, и сдать их в установленном порядке. Работы выполняются в один этап.
В соответствии с пунктом 4.1. контракта цена Контракта составляет 637 197 (шестьсот тридцать семь тысяч сто девяносто семь) рублей 55 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20 (двадцать) процентов.
Разделом 6 контракта установлено следующее:
6.1. Срок выполнения работ: с 02 августа 2022 года по 20 августа 2022 года в соответствии с графиком производства работ (Приложение N 2 к Контракту).
6.2. На момент подписания Контракта даты начала и окончания вида работ, определенные графиком производства работ (Приложение N 2 к Контракту), являются исходными для определения мер ответственности в случаях нарушения сроков выполнения работ на объекте.
6.3. Место выполнения работ: Ярославская область, г. Пошехонье, ул. Рыбинская, ул. Воинова, ул. Преображенского, ул. Даниловская, ул. Любимская, ул. Советская.
Приложением N 2 установлен график производства работ производства работ по замене светильников уличного освещения на энергосберегающие:
Порядковый номер этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ |
Наименование (виды) работ Наименование этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ |
Сроки исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ |
Примечание |
|
начало |
окончание |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Замена светильников уличного освещения на энергосберегающие |
с 02 августа 2022 года |
по 20 августа 2022 года |
в соответствии со сметной документацией (Приложение к Техническому заданию) |
Согласно пункту 7.1 контракта Заказчик обязан:
7.1.1. Передать Подрядчику объект для выполнения работ с обязательным оформлением акта приема-передачи объекта (Приложение N 3 к Контракту) в течение 1 рабочего дня с начала выполнения работ.
7.1.3. Осуществлять контроль и технический надзор за выполнением работ по объекту (объемами, качеством, стоимостью и сроками выполнения работ) в соответствии с условиями Контракта, Технического задания (Приложение N 1 к Контракту), сметной документации (Приложение к Техническому заданию) и требованиями действующего законодательства Российской Федерации (строительными нормами и правилами, техническими условиями, стандартами и пр.).
На основании пункта 8.1. контракта Подрядчик обязан:
8.1.1. Выполнить работы по замене светильников уличного освещения на энергосберегающие, и сдать Заказчику в объеме и в сроки, предусмотренные Контрактом, в соответствии со сметной документацией (Приложение к Техническому заданию) с учетом графика производства работ (Приложение N 2 к Контракту).
8.1.2. Выполнять требования, предъявляемые Заказчиком, при осуществлении контроля за ходом выполнения и качества работ, а также уполномоченных представителей контролирующих и надзорных органов.
Согласно пункту 2 Технического задания, являющегося Приложением N 1 к контракту (далее - Техническое задание) срок выполнения работ: с 02 августа 2022 года по 20 августа 2022 года в соответствии с графиком производства работ (Приложение N 2 к Контракту).
В силу пункта 5.2 Технического задания установлено следующее требование при выполнении работ: выполнить работы по техническому подключению энергопринимающих устройств Заказчика, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства к присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности. Составить при участии Заказчика акт об осуществлении технологического присоединения и другую документацию, в соответствии с действующими нормами и законодательством.
На основании пункта 5.5 Технического задания Подрядчик обязан обеспечить на объекте необходимые мероприятия по технике безопасности, по охране окружающей среды, зеленых насаждений во время проведения работ, бесперебойное и безопасное движение автотранспорта и пешеходов на улично-дорожной сети, в том числе в период неблагоприятных погодных условий, а также в местах производства работ. Самостоятельно получить допуск для выполнения работ на объектах электросетевого хозяйства Пошехонского РЭС филиала ПАО "Россети Центр"-"Ярэнерго" в т.ч. и техническое задание на технологическое присоединение объектов уличного освещения.
Как было установлено на заседании Инспекции, по состоянию на 12.09.2022 Подрядчик к выполнению работ не приступил.
В связи с чем, по мнению заказчика, ООО "ПРЕМИУМСТРОЙМОНТАЖ" нарушило условия контракта.
В силу пункта 17.3 контракта Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии со ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта определяется сторонами с учетом положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Поскольку, по состоянию на 12.09.2022 Подрядчик к выполнению работ не приступил, заказчик 12.09.2022 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
12.09.2022 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 12.09.2022 N 939 (далее - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта).
12.09.2022 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком в единой информационной системе, в связи с чем указанная дата принята заказчиком в качестве даты надлежащего уведомления поставщика о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В течение десятидневного срока, установленного частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, нарушение условий контракта Подрядчиком не устранено.
Следовательно, с учетом части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу, а указанный контракт расторгнут 22.09.2022.
Согласно части 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с частью 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ 26.09.2022 г. в Ярославское УФАС России заказчик, муниципальное учреждение Администрация городского поселения Пошехонье Пошехонского муниципального района Ярославской области, для включения в реестр недобросовестных поставщиков направил сведения об ООО "ПРЕМИУМСТРОЙМОНТАЖ", нарушившим, по мнению заказчика, существенные условия контракта от 01.08.2022 N 0171200001922002321 на выполнение работ по замене светильников уличного освещения на энергосберегающие .
В ходе подготовки к заседанию Инспекции Ярославское УФАС России направило в адрес ООО "ПРЕМИУМСТРОЙМОНТАЖ" запрос с просьбой представить письменные пояснения с указанием причин нарушения условий контракта от 01.08.2022 N 0171200001922002321 на выполнение работ по замене светильников уличного освещения на энергосберегающие, и обеспечить явку представителя общества на заседание Инспекции Ярославского УФАС России по рассмотрению вопроса о включении/невключении сведений об ООО "ПРЕМИУМСТРОЙМОНТАЖ" в реестр недобросовестных поставщиков.
ООО "ПРЕМИУМСТРОЙМОНТАЖ" обеспечило участие в рассмотрении сведений генерального директора.
Как было установлено в ходе заседания Инспекции 01.08.2022 в муниципальное учреждение Администрация городского поселения Пошехонье Пошехонского муниципального района Ярославской области прибыл представитель Подрядчика, с ним были обговорены условия исполнения контракта, а также указано на необходимость самостоятельно получить допуск для выполнения работ на объектах электросетевого хозяйства Пошехонского РЭС филиала ПАО "Россети Центр"-"Ярэнерго" в т.ч. и техническое задание на технологическое присоединение объектов уличного освещения (п.5.5 Технического задания).
Как пояснил Подрядчик, с целью исполнения пункта 5.5 Технического заданияООО "ПРЕМИУМСТРОЙМОНТАЖ" 04.08.2022 г. направило в филиал ПАО "Россети Центр"- "Ярэнерго" заявление для получения допуска на выполнение электромонтажных работ. 08.08.2022 г. от ПАО "Россети Центр"- "Ярэнерго" получен ответ о регистрации обращения за входящим номером N ЯР/5606, задача N2022/111683. Поскольку ООО "ПРЕМИУМСТРОЙМОНТАЖ" не получило ответа на указанное обращение, общество повторно направило заявление для получения допуска на выполнение электромонтажных работ N 15 от 01.09.2022.
В связи с тем, что ООО "ПРЕМИУМСТРОЙМОНТАЖ" не получило ответа на заявления о предоставлении допуска на выполнение электромонтажных работ, общество не смогло приступить к исполнению контракта на выполнение работ по замене наружного городского освещения.
В целях проверки данной информации Ярославское УФАС России направило запрос в филиал ПАО "Россети Центр"- "Ярэнерго" о предоставлении информации относительно результатов рассмотрения заявления ООО "ПРЕМИУМСТРОЙМОНТАЖ" N 7 от 04.08.2022 (регистрационный номер N ЯР/5606 от 04.08.2022), N 15 от 01.09.2022 с указанием нормативно-правового обоснования.
Согласно ответу филиалу ПАО "Россети Центр"- "Ярэнерго" от 03.10.2022 NМР-1-ЯР/18-1/12-4 по результатам рассмотрения обращения ООО "ПРЕМИУМСТРОЙМОНТАЖ" от 04.08.2022 в адрес заявителя направлено письмо от 04.08.2022; по результатам рассмотрения обращения ООО "ПРЕМИУМСТРОЙМОНТАЖ" от 01.09.2022 в адрес заявителя направлено письмо от 30.09.2022. В соответствии с указанными письмами ПАО "Россети Центр"- "Ярэнерго" уведомляет ООО "ПРЕМИУМСТРОЙМОНТАЖ" о несоответствии его заявления и необходимости обращения в администрацию Пошехонского МР для направления в адрес ПАО "Россети Центр"- "Ярэнерго" письма о допуске персонала.
Однако, согласно представленным скриншотам переписки ПАО "Россети Центр"- "Ярэнерго" и ООО "ПРЕМИУМСТРОЙМОНТАЖ", последний не получил письма ПАО "Россети Центр"- "Ярэнерго" от 04.08.2022, от 30.09.2022, в связи с чем по не зависящим от него обстоятельствам не смог получить допуск на выполнение электромонтажных работ, что повлекло за собой невозможность приступить к исполнению контракта на выполнение работ по замене наружного городского освещения.
Кроме того, необходимо отметить, что в целях исполнения контракта, Подрядчик приобрел светильники уличные светодиодные в количестве 127 штук на сумму 380 365,00 руб.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий, как признание общества недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия исполнителя свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего.
Инспекция Ярославского УФАС России полагает, что в настоящем случае в качестве добросовестного поведения общества следует отметить приобретение Подрядчиком в целях исполнения контракта светильников уличных светодиодных в количестве 127 штук на сумму 380 365,00 руб., направление в филиал ПАО "Россети Центр"- "Ярэнерго" заявлений для получения допуска на выполнение электромонтажных работ.
Кроме того, необходимо отметить, что неисполнение контракта произошло по не зависящим от Подрядчика обстоятельствам, а именно, из-за возникших трудностей в получении допуска для выполнения работ на объектах электросетевого хозяйств. С данными обстоятельствами ООО "ПРЕМИУМСТРОЙМОНТАЖ" пыталось справиться самостоятельно, своими силами, без содействия заказчика. Заказчик также не содействовал Подрядчику в составлении акта об осуществлении технологического присоединения и другой документации в соответствии с действующими нормами и законодательством.
Исходя из положений части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. После чего в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения (часть 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно позиции Конституционного суда РФ сама по себе часть 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ направлена - исходя из особенностей регулируемых отношений и с учетом характера оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) - на обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, участия физических и юридических лиц в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд на условиях добросовестной конкуренции и предотвращение злоупотреблений и не могут расцениваться как нарушающие права поставщика (исполнителя, подрядчика), в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, вытекающих из закона или из государственного контракта, и непринятия заявителем необходимых и разумных мер с целью исполнения государственного контракта (Определение Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 N 922-О, от 20.12.2018 N 3234-О и др.).
Соответственно, по смыслу приведенных положений антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о включении представленных заказчиком сведений должен установить признаки недобросовестности поставщика (исполнителя, подрядчика).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Таким образом, для целей применения положений статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ достаточным является получение антимонопольным органом доказательств того, что поставщик (исполнитель, подрядчик) в нарушение принятых на себя по контракту обязательств не предпринял достаточных и разумных мер по его надлежащему исполнению.
С учетом изложенного, уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона "_";
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Фактические обстоятельства дела: приобретение Подрядчиком в целях исполнения контракта светильников уличных светодиодных в количестве 127 штук на сумму 380 365,00 руб., направление в филиал ПАО "Россети Центр"- "Ярэнерго" заявлений для получения допуска на выполнение электромонтажных работ, отсутствие содействия заказчика в получении допуска для выполнения работ на объектах электросетевого хозяйства, в составлении акта об осуществлении технологического присоединения и другой документации в соответствии с действующими нормами и законодательством - свидетельствуют о принятии ООО "ПРЕМИУМСТРОЙМОНТАЖ" мер для надлежащего исполнения условий контракта, что, в свою очередь, является основанием для отказа во включении информации о данном подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.
Осуществив проверку соблюдения заказчиком, муниципальным учреждением Администрация городского поселения Пошехонье Пошехонского муниципального района Ярославской области порядка расторжения контракта от 01.08.2022 N 0171200001922002321 на выполнение работ по замене светильников уличного освещения на энергосберегающие (извещение N 0171200001922002321), заключенного с ООО "ПРЕМИУМСТРОЙМОНТАЖ", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном подрядчике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция нарушений в действиях заказчика не выявила.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
1. Сведения, представленные муниципальным учреждением Администрация городского поселения Пошехонье Пошехонского муниципального района Ярославской области (ИНН 7624004150, ОГРН 1067610000963) в отношении общества с ограниченной ответственностью "ПРЕМИУМСТРОЙМОНТАЖ" (ИНН 0608054313, ОГРН 1180608007755), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По результатам проверки соблюдения заказчиком, муниципальным учреждением Администрация городского поселения Пошехонье Пошехонского муниципального района Ярославской области, порядка расторжения контракта от 01.08.2022 N 0171200001922002321 на выполнение работ по замене светильников уличного освещения на энергосберегающие (извещение N 0171200001922002321), заключенного с ООО "ПРЕМИУМСТРОЙМОНТАЖ", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта нарушений в действиях заказчика не выявлено.
3. По результатам проверки соблюдения заказчиком, муниципальным учреждением Администрация городского поселения Пошехонье Пошехонского муниципального района Ярославской области, порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об ООО "ПРЕМИУМСТРОЙМОНТАЖ" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков нарушений в действиях заказчика не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: _____..
Члены Инспекции: _..................
_____.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 5 октября 2022 г. N 05-03/200П-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2022