Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
рассмотрев жалобу ООО "Армтэкс"
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "Армтэкс" на действия Заказчика МБУК "Центральная библиотечная система" Находкинского городского округа" при проведении аукциона в электронной форме на поставку автоматизированных рабочих мест (извещение N 0820600002022000231) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), так как:
- нарушил запрет предусмотренный пунктом 12 Постановления N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", согласно которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу). Заказчиком, по мнению заявителя, неправомерно объединены в один лот поставка товаров, включенных в Перечень и не включенных в него;
- предоставил описание закупаемых товаров не в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, которым утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
- описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, т.к. содержится указание на товарный знак без сопровождения словами "или эквивалент".
Заказчик не согласен с доводами жалобы, представил письменные пояснения.
Огласив жалобу, заслушав пояснения стороны, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению.
Заказчик пояснил, что предметом закупки является поставка автоматизированных рабочих мест (АРМ), в состав которых входят: системный блок, монитор, клавиатура, мышь компьютерная.
АРМ закупается как единый сконфигурированный (настроенный, готовый для работы) товар с единой гарантией и общим реестровым номером. В случае закупки единого устройства, как совокупности комплектующих и самостоятельной его настройки заказчиком гарантия будет распространяться на комплектующие по отдельности. Таким образом, не будет гарантирована совместная бесперебойная работа устройства как целого.
Правомерность определения предмета закупки подтверждается следующим.
Заказчик формирует предмет закупки исходя из собственных потребностей, при этом, не нарушая ч.З ст. 17 Закона N135-ФЗ.
При описании объекта закупки заказчик обязан руководствоваться требованиями ст. 33 закона N 44-ФЗ, Правилами применения КТРУ, утв. ПП N 145 от 08.02.2017.
Поскольку в Каталог не внесен товар, необходимый Заказчику - АРМ, Заказчик руководствуясь п.7 Правил использования КТРУ, самостоятельно описал характеристики АРМ с соблюдением требований ст. 33 Закона N44-ФЗ, указал в извещении код ОКПД2 закупаемого АРМ (26.20.14.000), а описание предметов, входящих в состав товара произвел используя соответствующие позиции КТРУ: системный блок - 26.20.15.000-00000028, монитор - 26.20.17.110-00000032,
клавиатура - 26.20.16.110-00000002, мышь компьютерная - 26.20.16.170-00000002.
Составные части закупаемого АРМ являются технологически и функционально связаны между собой, что не нарушает Закон N135-ФЗ.
Указание в извещении отдельных позиций КТРУ для составляющих АРМ не отменяет факт закупки заказчиком единого комплекса товаров, отнесенных к коду ОКПД2 26.20.14.000, который включен в Перечень товаров по постановлению Правительства РФ N 616 от 30.04.2020.
В соответствии со ст. 14 Закона N44-ФЗ и постановлением Правительства РФ N616 в отношении объекта закупки по коду ОКПД2 - 26.20.14.000 - АРМ, Заказчиком установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств.
В указанных реестрах содержится закупаемый товар АРМ в составе, соответствующем закупаемому Заказчиком, например:
Наименование |
Номер РПП |
Номер РЭП |
Автоматизированное рабочее место RAMEC Tsunami АРМ 221 |
600\9\2021 |
РЭ-3784/21 |
Автоматизированное рабочее место "Ястреб" |
665\1\2022 |
РЭ-6950/22 |
Автоматизированное рабочее место АРМ RDW |
3218\1\2021 |
Н"-3659/21 |
Автоматизированное рабочее место DEPO |
1116\1\2021 |
РЭ-1521/21 |
Подтверждением производства продукции на территории РФ является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории РФ либо в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, предусмотренном постановлением Правительства РФN 878.
Заказчик не осуществляет закупку отдельных товаров: системный блок, мышь, клавиатура, монитор, следовательно, при определении объекта закупки не допустил нарушения требований Закона N44-ФЗ и постановления Правительства РФ N 616.
АРМ закупаются с предустановленным программным обеспечением, которое является операционной системой и без которого начало использования АРМ невозможно, такое объединение соответствует требованиям статьи 8 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Указанное подтверждается позицией Верховного суда, изложенной в п.З Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, N12 от декабря 2017 года.
Возможность установления характеристики "Предустановленная операционная система" предусмотрена КРТУ.
В связи с изложенным, Заказчиком правомерно закупается АРМ с предустановленным программным обеспечением.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчик пояснил, что при описании объекта закупки заказчик указал требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам товара: наличие предустановленной операционной системы Windows 10 Pro*. И в соответствии с пп.1 ч.1. ст. 33 Закона N 44-ФЗ, установил следующее: * указание конкретного производителя и наименования программного обеспечения без слов "или эквивалент" использовано в целях обеспечения целостности информационной системы, эксплуатируемой Заказчиком. Поставка иного программного обеспечения не допускается ввиду необходимости обеспечения совместимости, взаимодействия и интеграции с существующими у заказчика программными решениями.
Вместе с тем, заказчик не представил документально подтвержденных доводов подтверждающих несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки и необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком.
Следовательно, Заказчик допустил нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, т. к. извещение о проведении закупки содержит описание объекта закупки не в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Согласно описанию объекта закупки, в извещении о проведении Аукциона Заказчиком закупается АРМ с установкой программного обеспечения, требования к техническим характеристикам которого, установлены в техническом задании извещения о проведении Аукциона.
При этом в извещении о проведении Аукциона Заказчиком не установлен запрет на допуск программного обеспечения в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1236 заказчик обязан установить запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случае установленных в подпунктах "а", "б", части 2 Постановления N 1236.
Подпунктом "б" пункта 2(1) Постановления N 1236 установлено, что для целей применения пункта 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения контрактных обязательств на поставку, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.
Таким образом, Заказчиком неправомерно не установлен запрет на допуск программного обеспечения в соответствии с требованиями Постановления N 1236 в извещении о проведении закупки.
С учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 15 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ.
Ответственность за вышеуказанные нарушения предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Армтэкс" на действия Заказчика МБУК "Центральная библиотечная система" Находкинского городского округа" при проведении аукциона в электронной форме на поставку автоматизированных рабочих мест (извещение N 0820600002022000231) обоснованной в части нарушения пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ.
2. Признать, что заказчик допустил нарушение пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику, комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона N 44-ФЗ, допущенного при проведении аукциона.
5. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 3 октября 2022 г. N 025/06/49-910/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2022