Резолютивная часть решения оглашена 03.10.2022
В полном объеме решение изготовлено 05.10.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А.. |
- |
заместителя руководителя управления -начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "МД-Консалтинг", при участии в дистанционном режиме:
- представителя Управления по капитальному строительству Администрации города Троицка Собещук К.В., действующего на основании доверенности от 13.05.2022
- представителя Управления муниципальной собственности Администрации города Троицка Барсовой Н.В., действующего на основании доверенности от 28.09.2022,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 27.09.2022 поступила жалоба ООО "МД-Консалтинг" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0169300008222000313 на благоустройство парка культуры и отдыха им. Н.Д. Томина г. Троицка Челябинской области (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 16.09.2022 Управление муниципальной собственности Администрации города Троицка объявило о проведении аукциона.
Заказчиком аукциона выступило Управление по капитальному строительству Администрации города Троицка.
Начальная (максимальная) цена контракта - 14 485 000, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 27.09.2022.
На момент рассмотрения жалобы ООО "МД-Консалтинг" контракт не заключен.
В жалобе указано, что в извещении о закупке в нарушение законодательства о контрактной системе не установлены дополнительные требования к участнику закупки в части наличия опыта выполнения работ в соответствии с позицией 9 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, так как объект закупки включает в себя выполнение работ по благоустройству территории, в карточки закупки в составе извещения не размещены требования к составу и содержанию заявки. Кроме того, заявитель оспаривает действия заказчика по неустановлению в извещении о закупке Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н, а также указывает на избыточные требования к описанию игрового оборудования.
Представители заказчика на заседании Комиссии представили письменные пояснения и указали, что в извещении о закупке не установлено дополнительное требование к участнику закупки о наличии опыта выполнения работ, так как работы, образующие описание объекта закупки, не относятся к благоустройству территории, требования к составу заявки не размещены ошибочно. По доводам неустановления Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н заказчик пояснил, что предметом закупки является выполнение работ, а не поставка товара, описание оборудования игровой площадки произведено с учетом потребности заказчика в нескольких одинаковых конструкциях.
Заслушав пояснения заказчика, уполномоченного органа изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом, в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Таким образом, в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования с учетом описания объекта закупки в извещении в соответствии с частью 5 статьи 31, пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (далее - Постановление) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В соответствии с позицией 9 Приложения к Постановлению указано, что при проведении работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории должны предъявляться дополнительные требования, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
В абзаце 4 подпункта "а" пункта 3 Постановления позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
При этом, дополнительными требованиями к участникам закупки являются наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
- опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
- опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
- опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В подтверждение соответствия указанным требованиям участнику закупки необходимо предоставить документы, предусмотренные в графе: "информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" в зависимости от вида работ, опыт на выполнение которых предоставляется участником закупки.
Как следует из извещения о закупке предметом аукциона является выполнение работ по благоустройству парка культуры и отдыха им. Н.Д. Томина г. Троицка Челябинской области.
Исходя их технического задания, размещенного в единой информационной системе, следует, что объект закупки включает в себя работы по установке детского игрового комплекса на территории парка, детальное описание которого приведено в таблице.
Пунктом 36 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что благоустройство территории - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Пункт 16 Правил благоустройства территории города Троицка, утвержденных Решением Собрания депутатов города Троицка Челябинской области от 27.09.2012 N 135 (далее - Правила), к объектам благоустройства относит в том числе детские и спортивные площадки, а также оборудование детских и спортивных площадок.
Более того, пунктом 3.11 СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий" малые архитектурные формы - это искусственные элементы садово-парковой композиции: беседки, ротонды, перголы, трельяжи, скамейки, арки, скульптуры из растений, киоски, павильоны, оборудование детских площадок, навесы и другие.
Из анализа пункта 51 Правил следует, что в перечень работ по созданию новых объектов благоустройства включаются ландшафтные работы: устройство покрытий поверхности (в том числе с использованием тротуарной плитки), дорожек, автостоянок, площадок, ограждений, установку малых архитектурных форм (скульптурно-архитектурных композиций, монументально-декоративных композиций, в том числе с использованием природного камня, устройство цветников и газонов, декоративных водоемов, монументов, устройств для оформления мобильного и вертикального озеленения, водных устройств и т.п.) и элементов внешнего благоустройства (оград, заборов, газонных ограждений и т.п.).
Таким образом, из совокупного прочтения положений градостроительного законодательства и Правил благоустройства муниципального образования, на территории которого необходимо проводить работы, следует, что как вид работ по устройству игрового комплекса, так и объект обустройства, относятся к благоустройству территорий городского округа, направленному на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, улучшение эстетического состояния территории муниципального образования.
Таким образом, с учетом содержания предмета закупки и начальной (максимальной) цены контракта (14 485 000, 00 рублей) заказчик должен установить дополнительные требования к участнику закупки, предусмотренные позицией 9 Приложения к Постановлению.
Более того, устройство детской площадки осуществляется в рамках работ по благоустройству парка культуры и отдыха, что еще раз подтверждает, что работы по установке детской игровой площадки относятся к работам по благоустройству территории.
Вместе с тем, в извещении о закупке и в требованиях, предъявляемых к участнику закупки, дополнительные требования при проведении работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории в соответствии с позицией 9 Приложения к Постановлению, не установлены, что противоречит пункту 12 части 1 статьи 42, частям 4, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 3 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при проведении электронного аукциона заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Из документов и сведений, размещенных в единой информационной системе, а также представленных заказчиком на заседании Комиссии, следует, что требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке не размещены в составе документов по закупке, что противоречит пункту 3 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
3. Из пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что в извещении о закупке должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н (далее - Приказ N 126н) утверждены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, данный нормативный правовой акт распространяется на закупки, предметом которых является поставка товара.
Из предмета контракта, а также условий технического задания следует, что объектом закупки является благоустройство парка культуры и отдыха им. Н.Д. Томина г. Троицка Челябинской области, а именно работы по установке детского игрового комплекса на территории парка.
Так, в пункте 2.1 проекта контракта указано, что объектом закупки является благоустройство парка культуры и отдыха им. Н.Д. Томина г. Троицка Челябинской области", вид работ: установка детского игрового комплекса.
Из разделов 6, 7 проекта контракта следует, что приемка и оплата осуществляется по результатам выполнения работ на основании исполнительной документации (акты освидетельствования скрытых работ (при их составлении), акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), подписанных подрядчиком, счета на оплату, счета-фактуры.
Более того, обязательства заказчика и подрядчика по контракту также свидетельствуют о том, что предметом контракта является выполнение подрядных работ.
Таким образом, неприменение заказчиком положений Приказа N 126н является правомерным, так как совокупность условий извещения о закупке свидетельствует о том, что объектом закупки является выполнение работ, что исключает установление условий допуска в соответствии с указанным подзаконным правовым актом.
Доводы жалобы, согласно которым по тексту технического задания используется формулировка "товар", безусловно не свидетельствует о том, что предметом исполнения обязательства является поставка товара, так как из совокупного прочтения условий проекта контракта следует, что по результатам закупки заключается договор подряда, в ходе исполнения которого будет использоваться материал и оборудование, не являющиеся самостоятельным предметом договора поставки.
Доводы жалобы, согласно которым в техническом задании дважды содержится описание одного и того же игрового оборудования: ворота с мостиком переходом и переход - качающийся мостик, угловой домик с верандой являются несостоятельными.
Так, из поясней заказчика следует, что детский игровой комплекса подразумевает наличие нескольких однотипных конструкций, описание каждой из которых содержится в техническом задании, таким образом данные требования соответствуют потребности заказчика и необходимы для реализации проекта по благоустройству территории парка, в связи с чем доводы жалобы в указанной части являются необоснованными.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "МД-Консалтинг" на действия заказчика обоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения пункта 12 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42, частей 4, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, позиции 9 Приложения к Постановлению.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.