рассмотрев жалобу ООО "Здравко" (далее - Заявитель) на действия департамента транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение работ по актуализации комплексной схемы организации дорожного движения в границах муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края" (извещение N 0118300018722000766) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает на то, что извещение открытого конкурса в электронной форме составлено с нарушениями Закона о контрактной системе.
Уполномоченным органом, Заказчиком представлены письменные пояснения, в которых с доводами жалобы не согласны, требования установлены с учетом потребностей Заказчика.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
09.09.2022 г. администрацией МО городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края размещено извещение на проведение открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение работ по актуализации комплексной схемы организации дорожного движения в границах муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края" (извещение N 0118300018722000766). Заказчик - департамент транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края.
Начальная (максимальная) цена контракта - 19 615 500,00 руб.
В соответствии с п. 15) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 настоящей статьи, и условия применения национального режима в единой информационной системе (ч. 2 ст. 14 Закона о контрактной системе).
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1236) установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
Согласно пункту 2 Постановления N1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно пункту 2.1 Постановления 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Заказчиком в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе, и инструкция по ее заполнению указано: "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе не установлены".
В извещении установлен объект закупки:
Наименование товара, работы, услуги по ОКПД2, КТРУ |
Код позиции |
Оценка существующей дорожно-транспортной ситуации |
74.90.19.190 |
Актуализация мероприятий по ОДД с очередностью их реализации |
Извещение содержит перечень прикрепленных документов. Согласно информации, размещенной в файле "Описание объекта закупки", предметом закупки является "Выполнение работ по актуализации комплексной схемы организации дорожного движения в границах муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края". Согласно пункту 2.3. Технического задания "Разработка математической макромодели города с использованием программного обеспечения отечественной разработки"; "В соответствии с настоящим Техническим заданием Заказчик поручает Исполнителю оказание услуг по внедрению комплекса транспортного моделирования TransNet или "эквивалент" (далее - Комплекс), в результате выполнения которых Комплекс должен быть инсталлирован на оборудовании Заказчика, настроен и адаптирован к условиям деятельности Заказчика. Внедряемый комплекс должен содержать: - методику моделирования автомобильных и пассажирских потоков в транспортной сети города-курорта Сочи; - специальное программное обеспечение для моделирования транспортных потоков; - методики сбора, первичной обработки и актуализации данных; - банк данных для создания и эксплуатации транспортной модели города-курорта Сочи; - инструкцию пользователя для работы с транспортной моделью; - специализированное программное обеспечение."
В соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Участником был подан запрос на разъяснения, в котором указал: "Подпункт 2.3 пункта 2.1 Раздела II Описания объекта закупки (Технического задания) имеет наименование "Разработка математической макромодели города с использованием программного обеспечения отечественной разработки". Просим пояснить, что является подтверждением использования программного обеспечения отечественной разработки".
Заказчиком размещен ответ: "Подтверждением использования программного обеспечения является его наличие в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных".
Таким образом, Заказчик в разъяснении указал, что программное обеспечение должно быть отечественного производства, при этом, не применил запрет, установленный постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 г. N1236, что нарушает требования ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2.4. раздела II "Описания объекта закупки. Технического задания":
Заказчику передается: - актуализированный КСОДД муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края Заказчику передается: - актуализированный КСОДД муниципального образования города-курорта Сочи/ Общие требования к результатам: Технический отчёт выполняется в соответствии с ГОСТ 7.32-2017 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о работе. Структура и правила оформления". Проект КСОДД города Сочи выполняются в соответствии с Приказом Минтранса России от 30.07.2020 N 274 "Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения". Требования к форматам сдаваемых материалов: - Отчет в формате MS WORD и .pdf; - презентационные материалы (презентация в формате MS PowerPoint), PDF; - проект КСОДД в формате MS WORD и PDF. Табличные материалы в формате XLSX, графические материалы в форматах PDF, JPG, PNG. - математическая модель на CD-диске и USB-флешке. |
В составе результата оказываемых услуг не указаны:
- комплекс транспортного моделирования с указанием товарного знака;
- специальное программное обеспечение;
- специализированное программное обеспечение.
В составе Технического задания Заказчик поручает Исполнителю оказание услуг по внедрению комплекса, состоящего из нескольких типов программного обеспечения. Заказчиком также не предусмотрена передача прав на программное обеспечение, в соответствии со статьей 1235 Гражданского кодекса РФ.
Согласно приказу Минтранса РФ от 30.07.2020 N 274 (далее - Приказ): "Результаты моделирования дорожного движения должны представляться в электронном виде, как один или более файлов в формате того программного обеспечения, в котором осуществлялось моделирование"; "Заказчик ПОДД осуществляет выбор проектных решений по организации дорожного движения на основании результатов прогнозирования основных параметров дорожного движения с использованием программных средств и методов математического моделирования". Таким образом, разработка документации, согласно Приказу, по организации дорожного движения не включает в себя поставку специального и иного программного обеспечения, а лишь предусматривает проведение математического моделирования на мощностях Исполнителя и дальнейшую передачу результата такого моделирования в определенном Заказчиком формате и способе, определяемом Заказчиком.
Таким образом, условия закупки нарушают ч. 3 ст. 7, ч. 3 ст. 14, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч. 23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Здравко" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - департамента транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 3 ст. 14, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - департаменту транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, уполномоченному органу - администрации МО городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.