Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителей заявителя ООО "Юридическая компания "Гарант", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы, в присутствии представителей муниципального заказчика Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации муниципального образования "Город Астрахань" (г. Астрахань, ул. Адмиралтейская, стр. 43, помещ. 7) Помогаевой М.В. (доверенность) и Терехова С.А. (доверенность), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев жалобу ООО "Юридическая компания "Гарант" на действия муниципального заказчика Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации муниципального образования "Город Астрахань" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на оказание услуг по разработке проектной документации по объекту "Капитальный ремонт моста через ер. Царев в створе улицы Боевая в г. Астрахани Астраханской области" (реестровый номер извещения: 0125600001222000027), на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 26.09.2022 поступила жалоба ООО "Юридическая компания "Гарант" (далее также - Заявитель) на действия муниципального заказчика Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации муниципального образования "Город Астрахань" (далее также - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на оказание услуг по разработке проектной документации по объекту "Капитальный ремонт моста через ер. Царев в створе улицы Боевая в г. Астрахани Астраханской области" (реестровый номер извещения: 0125600001222000027) (далее также - Конкурс).
По мнению Заявителя, извещение о проведении Конкурса не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрение жалобы Заявителя было назначено на 30.09.2022 в 10 час.00 мин.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
09.09.2022 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении Конкурса.
Объектом закупки является оказание услуг по разработке проектной документации по объекту "Капитальный ремонт моста через ер. Царев в створе улицы Боевая в г. Астрахани Астраханской области".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 15 338 000,00 рублей.
1. Как следует из жалобы Заявителя, Заказчик в нарушение постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 не установил дополнительные требования к участникам закупки.
Комиссия считает указанный довод Заявителя обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Правительством РФ от 29.12.2021 N 2571 принято постановление "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571), которым утверждены дополнительные требования к участникам закупки.
Подпунктом "а" п. 1 Постановления N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
В силу пп. "а" п. 3 Постановления N 2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно приложению к Постановлению N 2571 в перечень дополнительных требований входит позиция 6, устанавливающая дополнительные требования к участникам закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, в виде наличия опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом в соответствии с пп. "а" п. 3 Постановления N 2571 позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
В данном случае объектом закупки является оказание услуг по разработке проектной документации по объекту "Капитальный ремонт моста через ер. Царев в створе улицы Боевая в г. Астрахани Астраханской области", начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 338 000,00 рублей.
Следовательно, Заказчиком в извещении о проведении Конкурса должно было быть установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 6 Постановления N 2571.
Однако указанное дополнительное требование Заказчиком в извещении не установлено, что нарушает части 4, 5 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 .4 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. Согласно жалобе в порядке оценки заявок участников закупки Заказчиком установлены положения о принятии к оценке по критерию "Квалификация участников закупки" контрактов, предмет которых, не сопоставим с предметом закупки.
Комиссия считает указанный довод Заявителя обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В силу ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Правительством РФ принято постановление от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", которым утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно п. 1 Положения оно устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), согласно приложению N 1.
В соответствии с п. 3 и п. 8 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В соответствии с п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
Согласно п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Заказчиком вместе с извещением в ЕИС размещен Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (далее - Порядок Заказчика), которым установлены 2 критерия оценки заявок участников - цена и квалификация участников закупки, в том числе наличие опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта.
Согласно Порядку Заказчика показателями критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта" являются общая цена исполненных участником закупки договоров и наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Также согласно Порядку Заказчика для оценки заявок (предложений) по данному показателю, учитываются при оценке контракты (договоры), предусматривающих выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.
При этом в соответствии с пп. "в" п. 28 Положения документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В данном случае объектом закупки является оказание услуг по разработке проектной документации по объекту "Капитальный ремонт моста через ер. Царев в створе улицы Боевая в г. Астрахани Астраханской области", но при этом Порядком Заказчика установлено, что при оценке заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта" учитываются контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги, что не сопоставимо с оказанием услуг по разработке проектной документации.
Таким образом, Порядок Заказчика не соответствует частям 8, 9 ст. 32, п. 11 ч. 1 ст. 42, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, что указывает на наличие признаков административного правонарушения, состав которого установлен ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
3. Согласно жалобе Заявителя Заказчиком неправомерно не установлено требование к участникам закупки об их членстве в СРО в области архитектурно-строительного проектирования.
Комиссия считает указанный довод Заявителя обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в т.ч. требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в т.ч. соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В силу ч. 1 ст. 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 48 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
С учетом того, что объектом закупки является оказание услуг по разработке проектной документации по объекту "Капитальный ремонт моста через ер. Царев в створе улицы Боевая в г. Астрахани Астраханской области", Заказчиком в извещении должно было быть установлено требование к участникам закупки об их членстве в СРО в области архитектурно-строительного проектирования.
Однако Заказчик указанное требование в извещении о проведении Конкурса в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 5 ст. 31, п. 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе не установил, что указывает на наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Вышеуказанные допущенные нарушения являются существенными и влекут необходимость выдачи предписания об их устранении.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юридическая компания "Гарант" на действия муниципального заказчика Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации муниципального образования "Город Астрахань" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на оказание услуг по разработке проектной документации по объекту "Капитальный ремонт моста через ер. Царев в створе улицы Боевая в г. Астрахани Астраханской области" (реестровый номер извещения: 0125600001222000027) обоснованной.
2. Признать муниципального заказчика Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации муниципального образования "Город Астрахань" нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 31, части 4, 5 статьи 31, части 8, 9 ст. 32, пункт 11 и пункт 12 части 1 статьи 42, п. 4 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на оказание услуг по разработке проектной документации по объекту "Капитальный ремонт моста через ер. Царев в створе улицы Боевая в г. Астрахани Астраханской области" (реестровый номер извещения: 0125600001222000027).
3. Выдать муниципальному заказчику Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации муниципального образования "Город Астрахань" предписание об устранении допущенных нарушений при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на оказание услуг по разработке проектной документации по объекту "Капитальный ремонт моста через ер. Царев в створе улицы Боевая в г. Астрахани Астраханской области" (реестровый номер извещения: 0125600001222000027).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии:
Е.М.Балтыкова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.