Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителей заявителя ООО "МАГ+С", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы, в присутствии представителей муниципального заказчика Управления капитального строительства, коммунального, дорожного хозяйства и экологии администрации муниципального образования "Красноярский район" (416150, Астраханская обл, Красноярский р-н, с. Красный Яр, ул. Советская, ЗД 1) Азиева З.А. (доверенность от 30.09.2022 б/н), Кадырбердиевой Э.Р. (доверенность от 30.08.2022 б/н), рассмотрев жалобу ООО "МАГ+С" на действия муниципального заказчика Управления капитального строительства, коммунального, дорожного хозяйства и экологии администрации муниципального образования "Красноярский район" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по корректировке проектно-сметной документации по объекту "Рекультивация полигона ТБО с. Красный Яр Красноярского района Астраханской области" (реестровый номер извещения: 0125300014522000025), на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 28.09.2022 поступила жалоба ООО "МАГ+С" (далее - Заявитель, Общество) на действия муниципального заказчика Управления капитального строительства, коммунального, дорожного хозяйства и экологии администрации муниципального образования "Красноярский район" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по корректировке проектно-сметной документации по объекту "Рекультивация полигона ТБО с. Красный Яр Красноярского района Астраханской области" (реестровый номер извещения: 0125300014522000025) (далее - аукцион).
По мнению Заявителя, извещение о проведении аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрение жалобы Заявителя было назначено на 03.10.2022 в 09 час.30 мин.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
20.09.2022 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона.
Объектом закупки является оказание услуг по корректировке проектно-сметной документации по объекту "Рекультивация полигона ТБО с. Красный Яр Красноярского района Астраханской области"
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 800 000,00 рублей.
1. Как следует из жалобы Заявителя, Заказчик в Техническом задании неправомерно установил положения о необходимости выполнении работ в соответствии с актами (СП, постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"), которые регулируют порядок выполнения работ применительно к объектам капитального строительства, в то время, как объектом закупки является оказание услуг по корректировке проектно-сметной документации по объекту "Рекультивация полигона ТБО с. Красный Яр Красноярского района Астраханской области".
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в т.ч. описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Системное толкование вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формулирование заказчиком объекта закупки исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе в данной ситуации и к его составу.
Одновременно следует отметить, что действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик не имеет возможность установить требования к техническим, качественным характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных и муниципальных нужд. При этом Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в Извещении устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, маркам товара.
Как следует из Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017 года, заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Так, вместе с извещением о проведении аукциона Заказчик разместил в ЕИС описание объекта закупки Техническое задание на оказание услуг по корректировке проектно-сметной документации по объекту: "Рекультивация полигона ТБО с. Красный Яр Красноярского района Астраханской области", которое не устанавливает требования к участникам закупки и к документам, которые необходимо предоставить в составе заявки на участие в аукционе, а определяет порядок исполнения контракта и содержит описание необходимых Заказчику работ.
При этом Заказчик самостоятельно определяет свою потребность в товаре, в работах, услугах, антимонопольный орган наличие или отсутствие такой потребности не проверяет.
Доказательства того, что описание объекта закупки Заказчика каким-либо образом ограничивает возможность участия в аукционе, препятствует подаче заявке на участие в аукционе или свидетельствует о невозможности выполнения работ в том виде, в котором описал Заказчик, в материалах жалобы отсутствуют.
На рассмотрение жалобы Заявитель не явился и доказательств, подтверждающих свои доводы не предоставил.
В связи с чем, Комиссия считает, что данный довод Заявителя является необоснованным.
2. Согласно жалобе Заявителя Заказчиком неправомерно установлены требование к участникам закупки о членстве в СРО в области архитектурно-строительного проектирования и требование о предоставлении в составе заявки выписки из реестра членов такого СРО.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в т.ч. требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в т.ч. соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
При этом частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Заказчиком в извещении о проведении аукциона установлено требование к участникам аукциона по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе о том, что участник аукциона должен быть членом саморегулируемой организации (СРО) в области архитектурно-строительного проектирования.
Также согласно извещению членство СРО не требуется унитарным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям, юридическим лицам с государственным участием в случаях, которые перечислены в части 2.1 статьи 47 и части 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации; - участник закупки - член саморегулируемой организации (СРО) должен иметь право осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда на подготовку проектной документации; - саморегулируемая организация (СРО), в которой состоит участник электронного аукциона, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; - совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
Аналогичные требования установлены Заказчиком в п. 1.1.13 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению, размещенных в ЕИС вместе с извещением о проведении аукциона.
В соответствии с ч. 1 ст. 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно ч. 2 ст. 47 ГрК РФ работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу ч. 1 ст. 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 48 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
При этом в соответствии с п. 10 ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Однако объектом закупки является корректировка проектно-сметной документации по объекту "Рекультивация полигона ТБО с. Красный Яр Красноярского района Астраханской области".
Согласно п. 2.1 и п. 3.1 Технического задания, размещенного вместе с извещением, целью проведения работ является проведение проектно-изыскательских работ по выполнению рекультивации полигона ТБО с. Красный Яр, этапы работ состоят из изыскательских работ и подготовки проектно-сметной документации с результатами экспертиз.
Рекультивация полигона ТБО не является строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объекта капитального строительства в понимании ГрК РФ.
Учитывая изложенное установление в извещении и Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке требования о членстве участника закупки в СРО в области архитектурно-строительного проектирования нарушает п. 1 ч. 1 ст. 31, часть 6 статьи 31, пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Жалоба Заявителя в указанной части является обоснованной.
Вышеуказанные допущенные нарушения являются существенными и влекут необходимость выдачи предписания об их устранении.
3. Согласно жалобе Заявителя Заказчиком в ЕИС вместе с извещением в нарушение законодательства не размещена проектно-сметная документация по объекту "Рекультивация полигона ТБО с. Красный Яр Красноярского района Астраханской области", на корректировку которой проводится закупка, и положительное заключение экспертизы проектов такой документации.
Однако нормы законодательства о контрактной системе, которые обязывают Заказчика размещать в ЕИС вместе и извещением о проведении закупки на корректировку проектно-сметной документации первоначальную проектно-сметную документацию, отсутствуют.
Доказательства обратного заявитель не предоставил.
При этом Заказчиком в ЕИС вместе с извещением в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42, ст. 33 Закона о контрактной системе размещено описание объекта закупки.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МАГ+С" на действия муниципального заказчика Управления капитального строительства, коммунального, дорожного хозяйства и экологии администрации муниципального образования "Красноярский район" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по корректировке проектно-сметной документации по объекту "Рекультивация полигона ТБО с. Красный Яр Красноярского района Астраханской области" (реестровый номер извещения: 0125300014522000025) обоснованной в части нарушения муниципальным заказчиком Управлением капитального строительства, коммунального, дорожного хозяйства и экологии администрации муниципального образования "Красноярский район" п. 1 ч. 1 ст. 31, часть 6 статьи 31, пункт 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать муниципального заказчика Управление капитального строительства, коммунального, дорожного хозяйства и экологии администрации муниципального образования "Красноярский район" нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 31, часть 6 статьи 31, пункт 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по корректировке проектно-сметной документации по объекту "Рекультивация полигона ТБО с. Красный Яр Красноярского района Астраханской области" (реестровый номер извещения: 0125300014522000025). 3. Выдать муниципальному заказчику Управлению капитального строительства, коммунального, дорожного хозяйства и экологии администрации муниципального образования "Красноярский район" предписание об устранении допущенных нарушений при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по корректировке проектно-сметной документации по объекту "Рекультивация полигона ТБО с. Красный Яр Красноярского района Астраханской области" (реестровый номер извещения: 0125300014522000025).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии:
Е.М.Балтыкова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 3 октября 2022 г. N 030/06/42-1104/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2022