Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
руководителя Управления,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
рассмотрев представленное Заказчиком - МКУ "Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района" обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта N 02/04-02/0190300001322000409 от 17.05.2022 г. на "Выполнение работ по монтажу объекта: "Модульный участковый пункт полиции в с. Самбург Пуровского района" цена контракта - 18 368 866,58 рублей, (извещение N 0190300001322000409), с ИП Змановская М.С. (далее - Исполнитель, Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
17.05.2022 на основании Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.04.2022 NИЭА1 между Заказчиком и Исполнителем заключен государственный контракт N 02/04-02/0190300001322000409 на Выполнение работ по монтажу объекта: "Модульный участковый пункт полиции в с. Самбург Пуровского района" (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1 Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить в установленный настоящим контрактом срок работы по монтажу объекта: "Модульный участковый пункт полиции в с. Самбург Пуровского района" (далее - Объект), расположенного по адресу: ЯНАО, Пуровский район, с. Самбург, в районе жилого дома N 105. Кадастровый номер земельного участка 89:05:010101:374 в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему контракту) (далее - работы), а Заказчик обязуется создать Подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную контрактом цену.
В целях устранения каких-либо сомнений стороны определили, что под выполнением работ по монтажу объекта для целей настоящего Контракта, среди прочих работ, подразумевается приобретение и доставка товара (далее-оборудования), монтаж, пуско-наладочные работы смонтированного оборудования. При этом Подрядчик гарантирует работоспособность оборудования после монтажа и пуско-наладки и то, что объект, на котором проводится работа, будет функционировать нормально после выполнения соответствующих работ.
Согласно п. 1.2 Контракта Подрядчик выполняет работы, указанные в п. 1.1. настоящего контракта за свой риск, собственными силами и средствами, а также силами привлеченных субподрядных организаций, в соответствии с Заданием, сроком выполнения работ, требованиями, предъявляемыми к материалам и оборудованию при производстве работ, нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа, настоящим муниципальным контрактом.
Согласно п. 4.1 Контракта Подрядчик обязуется приступить к выполнению работ с момента заключения муниципального контракта и выполнить их до 30 ноября 2022 года, в соответствии с графиком исполнения контакта (Приложение N 3 к Контракту).
Согласно п. 4.2 Контракта указано, что сроки, установленные графиком исполнения контракта (Приложение к N 3 к Контракту) являются исходными для определения и применения имущественных санкций в случаях нарушения Подрядчиком сроков выполнения Работ.
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 16.09.2022 (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что согласно пункту 4.1. Контракта Подрядчик принял на себя обязательства приступить к работам с момента заключения муниципального контракта и выполнить их до 30 ноября 2022 года.
В свою очередь, вопреки условий Контракта, до настоящего времени Общество к выполнению работ по Контракту не приступило, работы не ведутся (отсутствует рабочий персонал, а также ответственные по приказу), закупка и поставка материалов на объект не произведена (строительные материалы необходимые для производства работ отсутствуют). Подрядчик не приступил к строительно-монтажным работам, благоустройству территории, устройству ограждения территории, что является грубым нарушением условий Контракта и приводит к срыву сроков установленных контрактом, что является существенным нарушением норм действующего законодательства и Контракта.
Комитетом неоднократно направлялось в адрес Общества, письмо-требование завершить работы в срок, проинформировать Комитет о ходе выполнения работ, но Ответов от Общества не последовало.
24 августа 2022 года Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 17 мая 2022 года N 02/04- 02/0190300001322000409, данное решение было размещено в единой информационной системе, однако 29 августа 2022 года от Индивидуального предпринимателя Змановской Марии Сергеевны поступило письмо N 39 от 29 августа 2022 года, с пояснением о готовности поставить материал для дальнейшего монтажа в срок до 15 сентября 2022 года, в соответствии с чем Заказчик 04 сентября 2022 года принял решение об отмене не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. По состоянию на 16 сентября 2022 года материалы не завезены, работы не выполняются.
Согласно пункта 16.2 Контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке в случае нарушен: 1я Подрядчиком сроков выполнения работ по Контракту, а равно выполнение рабо1: настолько медленно, что ее окончание к установленному сроку становится явно невозможным, в том числе нарушение промежуточных сроков выполнения работ, предусмотренные графиком выполнения работ.
При этом I части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 указано, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдетьных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно 1асти 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению доге вора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, а также руководствуясь частью 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 17 мая 2022 года N 02/04-02/0190300001322000409 на выполнение работ по монтажу объект L: "Модульный участковый пункт полиции в с. Самбург Пуровского района".
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 29.09.2022 NАД/3533, направленное на указанный в контракте адрес электронной почты, представил объяснение по факту одностороннего расторжения контракта в котором указал, что является официальным производителем модульных зданий. До настоящего момента предоставлял необходимую информацию заказчику, предусмотренную муниципальным контрактом, а также предлагал изменить сроки графика производства работ. В письмах заказчику также обосновывал причины значительного отклонения от графика производства работ, в связи с исполнением 4 контрактов на поставку и монтаж модульных объектов, у которых сроки исполнения меньше и рабочие бригады заняты этими объектами.
Исполнитель не уклонялся от исполнения принятых на себя обязательств по исполнению данного контракта и готов исполнить контракт в срок до 30 ноября 2022 г., выплатив при этом штраф за отклонение от графика производства работ. В настоящее время бригада рабочих, заканчивает производить монтажные работы модульного здания в с. Кутопьюган Надымского р-на ЯНАО (план сдачи объекта до 09.10.2022 г.) и готова сразу выезжать в с. Самбург Пуровского района ЯНАО. Также сообщил, что материал для производства модульного здания пункта полиции приобретен и так как заключены долгосрочные контракты с поставщиками на материал, хранит его непосредственно на складах поставщиков, потому что у Исполнителя склада для хранения нет.
Именно по причине занятости рабочих бригад на объектах стало затруднительным исполнение контракта в сроки, установленные графиком производства работ. У ИП Змановская М.С. не было намерений уклоняться от исполнения контракта, но в виду данных обстоятельств, сроки, установленные графиком производства работ, были нарушены, но не нарушен срок исполнения контракта.
В подтверждении своей добросовестности, предоставил банковские гарантии, сертификат соответствия подтверждающий, что ИП Змановская М.С. является производителем модульных зданий и письмо в адрес заказчика с обоснованием отклонения от графика производства работ.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
16.09.2022 принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
16.09.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 26.09.2022.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Поставщиком и является ли это нарушение существенным.
Из материалов обращения следует, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что Подрядчик к выполнению работ по Контракту не приступил, работы не ведутся (отсутствует рабочий персонал, а также ответственные по приказу), закупка и поставка материалов на объект не произведена (строительные материалы необходимые для производства работ отсутствуют). Подрядчик не приступил к строительно-монтажным работам, благоустройству территории, устройству ограждения территории. 24 августа 2022 года Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 17 мая 2022 года N 02/04-02/0190300001322000409, данное решение было размещено в единой информационной системе, однако 29 августа 2022 года от Индивидуального предпринимателя Змановской Марии Сергеевны поступило письмо N 39, с пояснением о готовности поставить материал для дальнейшего монтажа в срок до 15 сентября 2022 года, в соответствии с чем Заказчик 04 сентября 2022 года принял решение об отменен не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. По состоянию на 16 сентября 2022 года материалы не завезены, работы не выполняются.
Исполнитель пояснил, что ненадлежащее исполнение контракта произошло по причине занятости рабочих бригад на объектах. Однако в срок, установленный контрактом, а именно до 30 ноября 2022 г. готов исполнить принятые на себя обязательства по исполнению данного контракта, выплатив при этом штраф за отклонение от графика производства работ.
Исследовав представленные Заказчиком и Исполнителем документы, содержание контракта, а также пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о том, что намерений уклоняться от исполнения обязательств в рамках контракта у Исполнителя не было. умышленных действий, направленных на неисполнение условий контракта также не имелось. Комиссией установлено совершение со стороны Исполнителя действий по урегулированию вопроса исполнения контракта, что не свидетельствуют о намеренном уклонении общества от исполнения контракта.
Кроме того, у Комиссии отсутствуют доказательства того обстоятельства, что Исполнитель совершал действия, выражающиеся в умышленном и намеренном уклонении от исполнения контракта. Заказчиком на в адрес комиссии документы, подтверждающие факт умышленного уклонения Исполнителя от исполнения контракта не представлено. Заказчик не настаивал на включении Исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, а не на уклонение от его исполнения.
Проанализировав совокупность сведений и документов, представленных заказчиком и Обществом в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, Комиссия не установила оснований для включения сведений об ИП Змановской М.С. в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в действиях Исполнителя признаков недобросовестного поведения при исполнении контракта.
С учетом конкретных обстоятельств дела и степени вины Исполнителя Комиссия приходит к выводу об отсутствии в его поведении таких признаков не добросовестности, как злоупотребление и умышленность, в связи с чем Ямало-Ненецкое УФАС считает возможным не включать сведения о Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ИП Змановская М.С., представленную МКУ "Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района" по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 02/04-02/0190300001322000409 от 17.05.2022 г. на "Выполнение работ по монтажу объекта: "Модульный участковый пункт полиции в с. Самбург Пуровского района" цена контракта - 18 368 866,58 рублей, (извещение N 0190300001322000409), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.