Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
- начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
- государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
в присутствии:
заказчика "УПРАВА ГУБИНСКОГО ОКРУГА" МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЯКУТСК" (далее - "УПРАВА ГУБИНСКОГО ОКРУГА" МКУ ГО "ГОРОД ЯКУТСК", заказчик): Мартынов П.В. (представитель по доверенности),
заинтересованного лица индивидуального предпринимателя МАНЖЕЕВОЙ ВИОЛЕТТЫ ЕВГЕНЬЕВНЫ (далее - ИП Манжеева В.Е. заинтересованное лицо): Афанасьев В.В. (представитель по доверенности),
рассмотрев сведения, представленные заказчиком "УПРАВА ГУБИНСКОГО ОКРУГА" МКУ ГО "ГОРОД ЯКУТСК "об участнике закупки ИП Манжеевой В.Е. для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта на выполнение работ по отсыпке и грейдированию грунтовых дорог (извещение N 0116300000122000941), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее также - Закон о контрактной системе), пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком "УПРАВА ГУБИНСКОГО ОКРУГА" МКУ ГО "ГОРОД ЯКУТСК" об участнике закупки ИП Манжеевой В.Е. для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта на выполнение работ по отсыпке и грейдированию грунтовых дорог (извещение N 0116300000122000941).
В ходе рассмотрения дела представитель ИП Манжеевой В.Е. - пояснил, что государственный контракт не был подписан в установленный срок в связи с тем, что было предоставлено ограниченное количество времени на подписание контракта.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1) 02.09.2022 года заказчиком уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0116300000122000941 на выполнение работ по отсыпке и грейдированию грунтовых дорог.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 220 143,00 рублей;
3) 09.09.2022 года согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИЗК1, принято решение заключить контракт с ИП Манжеевой В.Е.
4) 13.09.2022 Размещен документ "Проект контракта"
5) 14.09.2022 года от электронной площадки http://roseltorg.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта".
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об участнике закупки ИП Манжеевой В.Е. по следующим основаниям:
Согласно пункту 2 части 3 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
В срок, установленный частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе, Участник не подписал проект контракта, в результате чего был признан уклонившимся от заключения контракта.
Из пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе следует, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
В соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи: 1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта; 2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи: а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки; б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Таким образом, в соответствии с пунктом 2 частью 3 статьи 50 Закона о контрактной системе участнику закупки ИП Манжеевой В.Е. надлежало подписать контракт в срок до 14.09.2022 года.
Между тем согласно сведением с ЕИС в журнале событий отражено следующее:
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила N 1078).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил N 1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 13 Правил N 1078 по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике. Исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Согласно пункту "б" пункта 14 настоящих Правил N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Из пояснений представителя ИП Манжеевой В.Е., следует, что заинтересованному лицу было представлено ограниченное время для подписания контракта.
Вместе с тем, заинтересованное лицо ссылаясь на часть 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, неправильно определило срок подписания контракта.
При этом независимая гарантия NЭГ-760406/22 выданная АКБ "Трансстройбанк" была оформлена 14 сентября 2022 года (копия независимой гарантии прилагается к пояснению).
При изложенных обстоятельствах в действиях ИП Манжеевой В.Е. отсутствуют признаки недобросовестности.
Между тем, заинтересованным лицом материалах дела был представлен документ "Реестр контрактов" в котором указано 17 исполненных контрактов.
Вместе с тем, заинтересованное лицо пояснило, что не имело намерений уклонятся от заключения контракта на выполнение работ по отсыпке и грейдированию грунтовых дорог (извещения N 0116300000122000941), для подписания контракта и во исполнение требований Закона о контрактной системы, ИП Манжеева В.Е. заранее готовилась к исполнению действующего Контракта, о чем свидетельствует от 14 сентября 2022 г., независимая гарантия NЭГ-760406/22 выданная АКБ "Трансстройбанк" на сумму 16 510,73 рублей.
Таким образом, у ИП Манжеевой В.Е. имеются необходимые ресурсы для исполнения контракта (технические, материальные), а также Заинтересованным лицом совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к заключению контракта.
Анализ вышеприведенного положения Закона о контрактной системе свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от заключения контракта.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
По смыслу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
С учетом изложенного, Комиссия Якутского УФАС России при рассмотрении вопроса о включении сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, не может ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения победителем тех или иных нормативных требований без выяснения всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
При изложенных выше обстоятельствах, Комиссия полагает, что включение сведений в отношении ИП Манжеевой В.Е. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нецелесообразно, так как не отвечает принципам и целям применения рассматриваемой санкции.
Таким образом, учитывая приведенные выше обстоятельства, уклонение заинтересованного лица от заключения государственного контракта, то есть совершение заинтересованным лицом именно виновных, недобросовестных действий в части не заключения контракта не подтвердилось. Исходя из вышесказанного, у Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) отсутствуют основания включения заинтересованного лица в реестр недобросовестных поставщиков Российской Федерации.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее:
В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
Согласно данным сведением с ЕИС, протокол подведения итогов размещен 9 сентября 2022 года.
Между тем заказчик разместил в ЕИС "Проект контракта" 13 сентября 2022 года.
Таким образом, заказчику надлежало разместить "Проект контракта" не позднее 12 сентября 2022 года, согласно пункту 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу что заказчик нарушил срок размещения "Проект контракта".
Таким образом, Комиссия находит в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе, что носит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078, Комиссия по результатам проверки факта уклонения участника закупки от заключения государственного контракта,
р е ш и л а:
1. Cведения, представленные заказчиком "УПРАВА ГУБИНСКОГО ОКРУГА" МКУ ГО "ГОРОД ЯКУТСК" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об участнике закупки ИП Манжеевой В.Е. в связи с его уклонением от выполнение работ по отсыпке и грейдированию грунтовых дорог (извещения N 0116300000122000941) не включать.
2. Признать заказчика "УПРАВА ГУБИНСКОГО ОКРУГА" МКУ ГО "ГОРОД ЯКУТСК" при проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по отсыпке и грейдированию грунтовых дорог (извещение N 0116300000122000941) нарушившим пункт 1 часть 6 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Передать материалы дела должностному лицу Якутского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.