Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - Комитет по здравоохранению Ленинградской области:
от Уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Ленинградской области:
от Заявителя - ООО "Высокое качество медицинской техники":
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 2649-ИП/22 от 26.09.2022) на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона поставку аппаратов рентгеновских маммографических цифровых.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 01.07.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 165 000 000,00 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения извещения об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Кроме того, пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно первому доводу жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части описания объекта закупки.
Комиссия установила, что объектом закупки является поставка аппаратов рентгеновских маммографических цифровых.
Так, Заявитель обращает внимание Комиссии на то, что Заказчиком описание объекта закупки составлено ненадлежащим образом. По мнению Заявителя, Заказчиком в извещении об осуществлении закупки должен быть указан код КТРУ 26.60.11.113-00000089 вместо предусмотренного извещением ОКПД2 26.60.11.113.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 той же статьи предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из доводов жалобы Заявителя версия N 2 КТРУ 26.60.11.113-00000089 является недействительной с 06.09.2022, тогда как версия N 3 данного КТРУ является обязательной к применению с 03.11.2022 года. Таким образом, исходя из положений Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), являющихся приложением к Постановлению Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в каталоге отсутствуют соответствующие позиции КТРУ, описывающие требования Заказчика.
При этом Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 3 Правил заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Кроме того, пунктом 7 Правил определено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Таким образом, обязанность использования информации, которая включена в позицию каталога КТРУ, до даты ее применения в обязательном порядке, у Заказчика отсутствует. Кроме того, исходя из информации, размещенной на сайте zakupki.gov.ru, сведения об окончании действия версии N 2 КТРУ 26.60.11.113-00000089 отсутствуют.
Представитель Заказчика также пояснил, что при формировании требований к закупаемым медицинским изделиям Заказчик исходил из собственных потребностей и потребностей товарополучателя, основываясь на требованиях Закона о контрактной системе, а также руководствовался, в том числе, данными "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от "28" июня 2017 года. В документе сказано, что "По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки", что в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции. Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года ФЗ N 135 "О защите конкуренцию>.
Рассмотрев указанный довод жалобы, Комиссия находит его необоснованным.
В соответствии со вторым доводом жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части требования Заказчика к году выпуска требуемого оборудования. По мнению Заявителя, требование Заказчика о необходимости поставки оборудования, год выпуска которого соответствует 2022 году, является ограничивающим общее количество участников закупки.
Комиссией установлено, что извещением об осуществлении закупки содержит проект контракта.
Так, пунктом 5.1 проекта контракта предусмотрено, поставка Оборудования осуществляется в Место доставки с момента подписания обеими сторонами государственного контракта, в 2023 году - с 01.01.2023, но не позднее 30.01.2023, в 2024 году - с 01.01.2024, но не позднее 30.01.2024. Фактической датой поставки считается дата, указанная в документе о приемке, сформированном с использованием единой информационной системы.
Таким образом, Заказчик установил срок производства товара в соответствии со своей потребностью в высокотехнологичном новейшем оборудовании. В связи с тем, что поставка будет произведена в 2023 и 2024 году, Комиссия находит данное требование Заказчика необоснованным.
Согласно третьему доводу жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части установления требования Заказчика об осуществлении гарантийного ремонта и сервисного обслуживания авторизованным компанией-производителем сервисным центром с сертифицированными инженерами поставляемого оборудования. По мнению Заявителя, такое требование является ограничивающим конкуренцию.
Комиссия установила, что проектом контракта предусмотрено положение (пункт 8.6):
"Поставщик обеспечивает гарантийный ремонт и сервисное обслуживание авторизованным компанией-производителем сервисным центром с сертифицированными инженерами".
В обоснование установления такого требования представителем Заказчика было пояснено, что авторизованный сервисный центр - это уполномоченное производителем на ремонт техники предприятие, заключившее договор с изготовителем или его представительством в России, уполномоченное осуществлять гарантийный и послегарантийный ремонт и техническое обслуживание, подключение продукции. Уполномоченная организация, непосредственно осуществляющая гарантийный ремонт, сама не устанавливает условий гарантии и не определяет статуса ремонта, а действует в рамках договора с заводом-изготовителем. Основной деятельностью авторизованного сервисного центра является ремонт техники в соответствии с требованиями и стандартами определенного производителя.
Таким образом, производители уполномочивают сервисные центры на выполнение работ с целью создания благоприятных условий для покупателей продукции.
В связи с чем, Комиссия также обращает внимание, что проектом контракта предусмотрена возможность выполнения услуг как поставщиком лично, так и с привлечением соисполнителей (пункт 7.1 проекта контракта). Такое положение подразумевает, что потенциальный участник закупки может привлечь соисполнителей для осуществления гарантийного ремонта и сервисного обслуживания авторизованной компанией-производителем сервисным центром с сертифицированными инженерами.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное положение проекта контракта не противоречит части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе. Заказчик вправе рассчитывать на ремонт закупаемого оборудования квалифицированными специалистами, либо организацией, имеющей действующую лицензию на производство и техническое обслуживание медицинской техники. При этом в описании объекта закупки не установлены требования к квалификации участника закупки, включая наличия опыта работы и иные требования, запрещенные частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно четвертому доводу жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части формирования и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссия не рассматривает указанный довод Заявителя, поскольку в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении: определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Таким образом, Комиссия Ленинградского УФАС России не уполномочена рассматривать способы определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Высокое качество медицинской техники" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 3 октября 2022 г. N 047/06/42-2909/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2022