Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ЭКОЛЭНД" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "ЭТП ГПБ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по осуществлению строительного контроля на объекте: Капитальный ремонт автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва-Владимир-Нижний Новгород-Казань-Уфа на участке км 42+790 - км 53+000, Московская область (3 этап) (лот 96) (извещение N 0348100042422000071 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии в части принятия неправомерного решения о признании заявок соответствующими требованиям извещения о проведении Конкурса.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте - 26.08.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 9 608 565,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 12.09.2022;
4) на участие в Конкурсе подано 6 заявок от участников закупки, признанные соответствующими требованиям извещения о проведении Конкурса.
5) победителем Конкурса признана ИП Хамокова М. А. (далее - Победитель).
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсной комиссией принято неправомерное решение о соответствии заявки Победителя требованиям извещения о проведении Конкурса.
В соответствии с частью 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.09.2022 NИЭОК1 (далее - Протокол) заявка Победителя признана соответствующей требованиям извещения о проведении Конкурса.
Заказчиком в извещении о проведении Конкурса установлены требования к участникам закупки, а именно:
"1.1) участник закупки должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства; - в составе заявки участник должен представить действующую выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 N 86. СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; При этом минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 13 статьи 55.16 ГрК РФ) Уровень ответственности члена саморегулируемой организации определяется исходя из размера обязательств по договору на выполнение работ по капитальному ремонту объекта, по которому планируется осуществлять строительный контроль, а именно не ниже 3-го уровня ответственности и должен соответствовать части 12 статьи 55.16 ГрК РФ. Цена СМР 517 050 000 (пятьсот семнадцать миллионов пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек (извещение N 0348100042422000059) - совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. При этом срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет 1 (один) месяц с даты ее выдачи. Все перечисленные выше требования не распространяются: - на участников, которые предложат цену контракта 10 млн. руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ; - на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юрлица с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ".
На заседании Комиссии установлено, что в составе заявки Победителя не представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной комиссии в части признания заявки Победителя соответствующей требованиям извещения о проведении Конкурса нарушают пункт 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Согласно пункту 22 статьи 1 ГрК РФ технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также - функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 настоящего Кодекса.
Заказчиком в извещении о проведении Конкурса установлены требования к участникам закупки, а именно:
"1.1) участник закупки должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства; - в составе заявки участник должен представить действующую выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 N 86. СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; При этом минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 13 статьи 55.16 ГрК РФ) Уровень ответственности члена саморегулируемой организации определяется исходя из размера обязательств по договору на выполнение работ по капитальному ремонту объекта, по которому планируется осуществлять строительный контроль, а именно не ниже 3-го уровня ответственности и должен соответствовать части 12 статьи 55.16 ГрК РФ. Цена СМР 517 050 000 (пятьсот семнадцать миллионов пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек (извещение N 0348100042422000059) - совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. При этом срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет 1 (один) месяц с даты ее выдачи. Все перечисленные выше требования не распространяются: - на участников, которые предложат цену контракта 10 млн. руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ; - на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юрлица с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ".
Вместе с тем, Заказчиком в Приложении N 3 к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме "ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ (ДАЛЕЕ ЭЛЕКТРОННЫЙ КОНКУРС) В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ N 44-ФЗ" усыновлено, в том числе следующее:
"1.1) - действующую выписку из реестра членов СРО в области архитектурно-строительного проектирования в соответствии с Градостроительным кодексом РФ по форме, которая утверждена Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 N 86. При этом срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет 1 (один) месяц с даты ее выдачи".
В соответствии с извещением о проведении Конкурса объектом закупки является оказание услуг по осуществлению строительного контроля на объекте: Капитальный ремонт автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва-Владимир-Нижний Новгород-Казань-Уфа на участке км 42+790 - км 53+000, Московская область (3 этап) (лот 96).
Таким образом, из совокупности указанных норм следует, что при выполнении функций строительного контроля участник закупки в силу требований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, что подтверждается требованиями ГрК РФ.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего в Приложении N 3 к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме требование к участникам закупки о предоставлении выписки из реестра членов СРО в области архитектурно-строительного проектирования нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Пунктом 16 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В Критериях оценки заявок по показателю "Качество услуг" в рамках критерия "Характеристика объекта закупки" Заказчиком установлено, в том числе следующее:
N |
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3 |
Положение о применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
1 |
2 |
3 |
|
Качество услуг: |
|
1 |
С1: Пояснительная записка с описанием основных мероприятий строительного контроля. |
С1-1: Пояснительная записка с описанием порядка проведения строительного контроля; |
С1-2: Пояснительная записка с описанием последовательности согласования проекта производства работ; | ||
С1-3: Пояснительная записка с описанием освидетельствования скрытых работ и промежуточной приемки ответственных конструкций; | ||
С1-4: Пояснительная записка соблюдения правил складирования и хранения применяемой продукции; | ||
С1-5: Пояснительная записка с описанием оценки соответствия фактически выполняемых работ утвержденным календарным графикам; | ||
С1-6: Пояснительная записка с описанием проверки проведения входного контроля подрядчика на соответствие применяемых материалов, конструкций и изделий требованиям рабочей документации; | ||
С1-7: Пояснительная записка с описанием проверки соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении капитального ремонта объекта (операционный контроль в процессе выполнения и по завершении операций строительно-монтажных работ); | ||
С1-8: Пояснительная записка с описанием схем организации осуществления строительного контроля на объекте; | ||
С1-9: Пояснительная записка с описанием порядка осуществления контроля выполнения подрядчиком мероприятий по охране труда, противопожарной защите, технике безопасности и охране окружающей среды на объекте; | ||
С1-10: Пояснительная записка с описанием системы организации контроля качества и службы внутреннего аудита имеющихся у участника; | ||
С1-11: Пояснительная записка с описанием порядка проведения диагностики объекта; | ||
С1-12: Пояснительная записка с описанием порядка действий при выявлении внештатных и (или) аварийных ситуаций на объекте; | ||
С1-13: Пояснительная записка с описанием порядка предоставления, форм, требований к наполняемости и ведению отчетности осуществления строительного контроля; | ||
С1-14: Пояснительная записка с описанием порядка выдачи, наполняемости и контроля устранения предписаний, в том числе и описание ведения учета статуса исполнения предписаний. | ||
2 |
С2 - Пояснительная записка с описание контрольных мероприятий. |
Пояснительная записка по выполнению контрольных мероприятий, в том числе в период действия гарантийных обязательств, их частота, исполнители, методы и средства измерений, формы записи результатов. С описанием проведения оценки достоверности и порядка принятия решении при выявлении несоответствий установленным требованиям технологической и нормативной документации регламентированных постановлением правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468, ГОСТ 32867-2014, ГОСТ 32731-2014, ГОСТ 32756-2014. |
3 |
С3 - Пояснительная записка с описанием проведения геодезического и лабораторного контроля качества. |
Пояснительная записка с описанием: проверки полноты и правильности проведения подрядчиком лабораторного и геодезического контроля качества строительства; решений по производству геодезических (с учётом допускаемых отклонений на конструктивные элементы по видам выполняемых работ, а также примеры исполнительных схем) и лабораторных работ (с учетом наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг), а также описание последовательности согласования рецептов, разрабатываемых подрядными организациями на строительные материалы. |
4 |
С4 - Пояснительная записка с описанием мероприятий по организации контроля качества на объекте выполнения работ. |
Участник закупки описывает мероприятия по организации контроля качества на объекте выполнения работ по устройству конструктивных элементов объекта, влияющих на характеристики надежности и безопасности, а также на эксплуатационные характеристики в соответствии с требованиями нормативных документов в данной области, условиями проекта государственного контракта и требованиями Технического задания. |
При этом, Комиссия приходит к выводу о неправомерности установления порядка оценки по критерию оценки "Характеристика объекта закупки", поскольку Заказчиком не установлен исчерпывающий перечень сведений, который будет оцениваться Конкурсной комиссией, в связи с чем указанный порядок оценки может быть применен Конкурсной комиссией по своему усмотрению и не в равной степени ко всем участникам закупки.
Таким образом, действия Заказчика ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭКОЛЭНД" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 3, 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 29.09.2022 N 050/06/105-35770/2022 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 29 сентября 2022 г. N 050/06/105-35770/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2022