Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ВЕСТА" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Заказчиков, Муниципального казенного учреждения "Егорьевский центр закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку апельсинов и бананов свежих для нужд дошкольных образовательных учреждений на 4 квартал 2022 года (извещение N 0848300046022000604 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиками, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, неправомерно признавшей заявку Заявителя несоответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено 05.09.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 635 262,06 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 13.09.2022,
4) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки, 3 заявки из которых признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Аукционной комиссией принято неправомерное решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям извещения о проведении Аукциона.
На основании части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.09.2022 NИЭА1 (далее - Протокол), заявка Заявителя с идентификационным номером заявки "112216980" признана несоответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона по следующим основаниям:
"На основании п.8 ч.12 ст. 48 44-ФЗ - выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке
(Участник закупки указал страну происхождения товара "Бананы" - Российская Федерация, что является заведомо ложной информацией, так как в связи с природно-климатическими условиями бананы на территории Российской Федерации не производятся.)".
На заседании Комиссии, представитель Уполномоченного учреждения представил письменные пояснения согласно которым:
"Поскольку Заказчиком в декларации о соответствии участника требованиям, установленным приказом Минфина России от 04.06.2018 N126н (ред. от 11.05.2022) "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2018 N 52516) указано, что производство (страна происхождения) бананов, апельсинов осуществляется на территории Российской Федерации. К заявке также были приложены декларации евразийского экономического союза о соответствии, регистрационный номер ЕАЭС N RU Д-RU. АД65. В. 10424/20 ООО "Профит" ИНН 6323099051.
У Заказчика возникли сомнения относительно возможности происхождения таких товаров как бананы и апельсины в Российской Федерации. Изучив данный вопрос, комиссия не нашла в источниках свободного доступа информацию о производстве бананов, апельсинов на территории Российской Федерации.
В официальных источниках указано, что на территории нашей страны бананы не выращиваются. Эта растительная продукция не может выращиваться в условиях нашей страны и завозится из различных, регионов мира с тропическим климатом.
А также Арбитражным судом Самарской области от 09.12.2021 г. NА55- 6997/2021 (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2022 N 11АП-440/2022 по делу N А55-6997/2021), рассматривалось аналогичное дело. Где судом детальнейшим образом изучена возможность происхождения бананов на территории Российской Федерации, в том числе в данном решении дана оценка декларациям евразийского экономического союза о соответствии, регистрационный номер ЕАЭС N RU Д-RU. АД65. В. 10424/20 выданная ООО "Профит" ИНН 6323099051, с адресом места осуществления
деятельности по изготовлению продукции: 445004, Самарская обл., город Тольятти, улица Базовая, дом 46, ПОМЕЩЕНИЕ 6. Позиция суда по этому вопросу:
1. Наименование товара в декларации указано: Бананы свежие торговая марка "Профит", что не соответствует наименованию которое указано в: ОКПД 2, ТН ВЭД, ГОСТ Р 51603-2000.
2. Изготовителем бананов указано ООО"Профит" ИНН 632В099051, а адресом места осуществления деятельности по изготовлению продукции указано: 445004, Самарская обл., город Тольятти, улица Базовая, дом 46, ПОМЕЩЕНИЕ 6.
При этом суд принимает во внимание, что у ООО "Профит" отсутствует ОКВЭД, 01.22- Выращивание тропических и субтропических культур, а выращивание бананов в указанном помещении в промышленных масштабах очевидно производиться не может.
3. В декларации ООО "Профит" указан неверный (неполный) код ТН ВЭД 080390. Указанный код является общим, как для свежих так и для сушеных бананов. Код ТН ВЭД для свежих бананов - 0803901000.
Согласно п. п. б) п. 2 "Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" в ред. от 31.05.2019 товарами, полностью произведенными в государстве - участнике Соглашения, считается, в частности, продукция растительного происхождения, выращенная и/или собранная в данной стране. Кроме того, в соответствии с п. 2.4 вышеуказанного соглашения, страна происхождения товара определяется в соответствии с критерием достаточной обработки/переработки товара. При этом - Основным условием критерия достаточной обработки/переработки является изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков. Это условие применяется в отношении всех товаров, за исключением товаров, включенных в Перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место.
В соответствии с решением Совета евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54: Код ТН ВЭД наименование позиции; 0803 10 100 0 Бананы свежие. Согласно Переходным ключам (сопоставительные таблицы) ТНВЭД - ОКПД2, ОКПД2 - ТН ВЭД (разработаны Минэкономразвития России) (https://www.aita.ru/thved/okpd/): Коду ТН ВЭД "0803 10" соответствует Код ОКПД2 "01.22.12", указанный Код ОКПД2 установлен в извещении по данной закупке по позиции "Бананы свежие весовые".
В соответствии с пунктом 3 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 4 (ред. от 10.07.2020) "Об утверждении Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров)", товары признаются происходящими из страны в случае, если такие товары:
1) полностью получены или произведены в стране в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил;
2) подверглись достаточной переработке в стране в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными пунктами 5-8 настоящих Правил.
На основании подпункта 2 пункта 4 полностью полученными или произведенными в стране признаются следующие товары: продукция растительного происхождения, выращенная и (или) собранная в стране.
Согласно п. п. б) и. 2 "Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Гфударств" в ред. От 31.05.2019 товарами, полностью произведенными в j государстве - участнике Соглашения, считается, в частности, продукция растительного происхождения, выращенная и/или собранная в данной стране. Кроме того, в соответствии с п. 2.4 вышеуказанного соглашения, страна происхождения товара определяется в соответствии с критерием достаточной обработки/переработки товара. При этом - Основным условием критерия достаточной обработки/переработки является изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков. Это условие применяется в отношении всех товаров, за исключением товаров, включенных в Перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место.
В соответствии с решением Совета евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54: Код ТН ВЭД наименование позиции; 0803 10 100 0 Бананы свежие. Согласно Переходным ключам (сопоставительные таблицы) ТНВЭД - ОКПД2, ОКПД2 - ТН ВЭД (разработаны Минэкономразвития России) (https:/alta.ru/thved/okpoV): Коду ТН ВЭД "0803 10" соответствует Код ОКПД2 "01.22.12", указанный Код ОКПД2 установлен в извещении по данной закупке по позиции "Бананы". Из данной информации следует, что коды ТН ВЭД по таким товарам с момента импорта в Российскую Федерацию -не менялись.
На основании полученной информации, комиссия пришла к выводу что бананы, пригодные в пищу в промышленных масштабах в связи с природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации не произрастают и не производятся, сведения о товаре в представленных декларациях являются противоречивыми и не достоверными и не могут подтверждать страну происхождения товара как Российская Федерация. Поэтому Участник был отклонен на основании п.8 ч.12 ст. 48 44-ФЗ - выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке (Участник закупки указал страну происхождения товара "Бананы " - Российская Федерация, что является заведомо ложной информацией, так как в связи с природно-климатическими условиями бананы на территории Российской Федерации не производятся.)"
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии в части признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона не противоречат нормам Закона о контрактной системе, по основаниям, указанным в Протоколе.
Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, доказательств обоснованности довода жалобы не представил.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВЕСТА" необоснованной.
2. Требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением на основании части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, отменить.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 27 сентября 2022 г. N 050/06/105-34995/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2022