Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Энергосервис" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Администрации городского округа Щёлково Московской области (далее - Заказчик), Муниципального казённого учреждения городского округа Щёлково "Комитет по организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по замене неэнергоэффективных светильников наружного освещения (извещение N 0848300041222000700 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части доводов жалобы Заявителя и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего извещение о проведении Конкурса в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурс, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) начальная (максимальная) цена контракта - 20 870 568,00 руб.;
2) дата окончания подачи заявок - 10.10.2022.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в Приложении N 5 к муниципальному Контракту установлено следующее:
"4.4 Характеристики товара, используемого при выполнении работ
1. Общие минимальные требования к светодиодным светильникам для освещаемых объектов благоустройства общего пользования, общественного назначения, дворовых территорий многоквартирных домов:
- не допускается применение экструдированного алюминиевого профиля;
2. Светильники должны соответствовать:
ГОСТ Р 55706-2013 "Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы";
ГОСТ Р 55839-2013 "Источники света и приборы осветительные. Методы светотехнических измерений и формат предоставленных; данных";
ГОСТ IEC 60598-1-2017 "Светильники. Часть 1. Общие требования и методы испытаний";
ГОСТ Р 55705-2013 "Приборы осветительные со светодиодными источниками света. Общие технические условия";
Техническому Регламенту Таможенного Союза ТР ТС 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования";
Техническому Регламенту Таможенного Союза ТР ТС 020/2011 "Электромагнитная совместимость технических средств""
Светотехнические требования к светильникам должны соответствовать ГОСТ Р 54350-2015 "Приборы осветительные Светотехнические требования и методы испытаний";
3. Светильники должны соответствовать классу защиты 1 от поражения электрическим током (ГОСТ 12.2.007.0-75);
4. Светильники должны иметь климатическое исполнение У1 по ГОСТ 15150-69 "Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды";
5. Упаковка светильников должна соответствовать ГОСТ 23216-78 "Изделия электротехнические. Хранение, транспортирование, временная противокоррозионная защита, упаковка. Общие требования и методы испытаний";
6. Транспортирование светильников должно соответствовать ГОСТ 23216-78 "Изделия электротехнические. Хранение, транспортирование, временная противокоррозионная защита, упаковка. Общие требования и методы испытаний";
7. Светодиодные светильники должны быть новыми, не бывшими в использовании, не из ремонта, должны соответствовать требованиям, представленным в техническом задании, государственным стандартам или техническим условиям.
8. Светильники должны соответствовать требованиям Постановления Правительства РФ от 24.12.2020 N 2255 "Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения".
На заседании Комиссии, представитель Заказчика представил письменные пояснения согласно которым:
"В соответствии с Распоряжением Министерства благоустройства Московской области от 25.12.2019 N ЮР-63 "Об утверждении методических рекомендаций "Стандарт объектов (средств) наружного освещения объектов благоустройства Московской области" (прилагаем) в целях обеспечения организации системной работы по формированию современной комфортной городской среды в Московской области, частью которой и выступает объект обжалуемой закупки, органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области рекомендовано руководствоваться методическими рекомендациями при подготовке правил благоустройства территорий муниципальных образований Московской области и внесении в них изменений, подготовке конкурсной документации на устройство и капитальный ремонт систем наружного, архитектурно-художественного и праздничного освещения, разработку концепций благоустройства территорий муниципальных образований Московской области.
Таким образом, положения пп.1., пп.2. раздела 4.4. Технического задания (Описания объекта закупки) (Приложение N5 к Контракту) основаны на методических рекомендациях "Стандарт объектов (средств) наружного освещения объектов благоустройства Московской области" и тождественны по содержанию требованиям, предъявляемым к утилитарному наружному освещению, указанным в разделе 6 данных методических рекомендаций.
В частности, одним из требований является "не допускается применение экструдированного алюминиевого профиля".
Поскольку Администрация городского округа Щёлково Московской области относится к органам местного самоуправления, то обязана руководствоваться в своей деятельности распоряжениями Министерства благоустройства Московской области.
Таким образом, установлением требования при формировании документации о недопустимости применения экструдированного алюминиевого профиля нарушения Закона о контрактной системе отсутствуют".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления указанных требований не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Извещении о проведении Конкурса не установлены запреты на допуск в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Пунктом 1 Постановления N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по Перечню согласно приложению (далее - Перечень).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
Согласно части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
2) информация, предусмотренная подпунктами "а" и "г" пункта 2 части 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
В Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцией по ее заполнению Заказчиком установлено следующее:
2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки *: |
|
а) с учетом положений части 2 ст. 43 Федерального закона характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака) |
Не требуется |
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона |
Не требуется |
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром |
Не требуется |
На заседании Комиссии, представитель Заказчика представил письменные пояснения согласно которым:
"В требованиях к содержанию и составу заявки Конкурса отсутствуют требования о предоставлении участниками закупки характеристик поставляемых товаров или сведений о стране происхождения таких товаров. Предметом закупки является "Выполнение работ по замене неэнергоэффективных светильников наружного освещения" и результатом исполнения контракта, заключенного по итогам данной закупке, будет успешно выполненные работы по замене светильников, а не поставка товаров.
В закупке применены следующие КОЗ и ОКПД2:
Код по КОЗ: 31.204.04.03.03.02.006: Специальные работы в рамках модернизации по монтажу сетей уличного электроосвещения
Код по ОКПД2: 43.21.10.110: Работы по монтажу основных сетей электроосвещения и электроснабжения или электроарматуры, требующие специальной квалификации, в зданиях, сооружениях и на прочих строительных объектах.
Таким образом, светильники, указанные в описании объекта закупки (Техническое задание) являются товарами, используемыми при выполнении работ и положения Постановления Правительства РФ N 616, в их отношении не распространяются.
В проекте контракта, описании объекта закупки (Техническое задание) отсутствует порядок поставки и приемки поставляемого товара.
Таким образом, поскольку объектом закупки является выполнение работ по замене неэнергоэффективных светильников наружного освещения, а также, в рамках выполнения работ по контракту товары не передаются Заказчику по товарной накладной и не принимаются к бухгалтерскому учету Заказчика, не установление Заказчиком в Извещении о проведении Конкурса запрета на допуск промышленны товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии Постановлением N 616 не противоречат требованиям Закона о контрактной системе".
Согласно извещению о проведении Конкурса объектом закупки является "Выполнение работ по замене неэнергоэффективных светильников наружного освещения".
Таким образом, учитывая, что Заказчиком установлены требования для используемых товаров, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части не установления в извещении о проведении Конкурса запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 616 не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Извещении о проведении Конкурса не установлены запреты на допуск в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).
Пунктом 2 Постановление N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке.
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Постановлением N 1236 утвержден Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, согласно которому размещение Обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Пунктом 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, установлено, что Обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
На заседании Комиссии, представитель Заказчика представил письменные пояснения согласно которым:
"Считаем, что Заявитель своим доводом вводит комиссию в заблуждение, поскольку объектом закупки не является приобретение программного обеспечения.
Кроме того, в Техническом задании (Описании объекта закупки) (Приложении N5 к Контракту) отсутствует какое -либо упоминания о шкафах управления наружного освещения (ШУНО) с автоматизированной системой управления наружным освещением (АСУНО) и не содержатся никакие требования.
Объектом закупки и объемом работ, предусмотренном в сметной документации, являются работы по замене светодиодных светильников наружного освещения.
В свою очередь, шкафы управления наружного освещения (ШУНО) с автоматизированной системой управления наружным освещением (АСУНО) могут являться предметом совершенно иной закупки, никак не связанной с обжалуемой закупкой N 0848300041222000700".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части не установления запрета Постановления N 1236 не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Энергосервис" необоснованной.
2. Требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением на основании части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, отменить.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.