На основании п.п. 2,3 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), под. а п.19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, с поступившим поручением ФАС России от 13.06.2019 года исх. N МЕ/49839-ПР/19 о проведении проверок в отношении заказчиков, осуществляющих закупки в рамках Указа Президента РФ от 07.05.2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", в соответствии с Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 20.09.2022 г. N 14/22,
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: "__."
Членов комиссии: "__."
Будачевой Г.И.-заместителя начальника отдела контроля закупок и ЖКХ;
в отсутствие надлежащим образом уведомленных о дате и месте проведения внеплановой проверки представителей заказчика Администрация Клетнянского района ( направлено ходатайство вх. 1226-ЭП/22 от 23.09.2022 года),
осуществив внеплановую проверку соблюдения заказчиком Администрация Клетнянского района требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки на реконструкцию водоснабжения в н.п. Мужиново Клетнянского района Брянской области за N 0127300010622000026, установила:
31.03.2022 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение на реконструкцию водоснабжения в н.п. Мужиново Клетнянского района Брянской области за N 0127300010622000026.
Начальная (максимальная) цена контракта 8 084 982,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИЭА1 от 11.04.2022 на участие в электронном аукционе подана одна заявка, которая комиссией по осуществлению закупок признана несоответствующей требованиям извещения о закупке и Закона о контрактной системе.
29.04.2022 заключён контракт на реконструкцию водоснабжения в н.п. Мужиново Клетнянского района Брянской области на основании решения N 2 о согласовании заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) от 21.04.2022 года.
По итогам проведения внеплановой проверки, инспекция Брянского УФАС России пришла к следующим выводам:
1. Заказчиком Администрация Клетнянского района при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены п. 12. ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, согласно которым при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования), поскольку заказчиком размещено в единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона, которое не в полном объёме содержит предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.
Так, согласно п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее, Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571).
Предметом осуществляемой закупки является реконструкция водоснабжения в н.п. Мужиново Клетнянского района Брянской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 084 982,00 руб.
Заказчиком при осуществлении закупки правомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки, к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутацией, а именно установлены требования, в соответствии с п. 8 "Работы по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 настоящего приложения работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги" Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571, однако:
- во-первых, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года N 2571 установлено, что при осуществлении закупки предметом которой являются работы по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 настоящего приложения работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги, установлены следующие дополнительные требования: наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять:
не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта
не превышает 100 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.
Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки.
Вместе с тем, заказчиком, не установлено, в частности, что опытом исполнения договора, предусмотренным приложением в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается с учетом положений настоящего пункта опыт исполнения участником закупки договора, предметом которого являются поставка одного или нескольких товаров, выполнение одной или нескольких работ, оказание одной или нескольких услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", а также опытом исполнения договора, предусмотренным приложением в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается такой опыт участника закупки за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке с учетом правопреемства (в случае наличия подтверждающего документа).
- во -вторых, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года N 2571 установлено, что при подтверждении соответствия участника закупки дополнительным требованиям при осуществлении закупки предметом которой являются работы по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 настоящего приложения работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги, являются следующие документы:
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуре к временной эксплуатации
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года N 2571 установлено, что предусмотренные приложением в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ и являющийся последним актом, составленным при исполнении такого договора, акт приемки объекта капитального строительства, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Однако, заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не установлен исчерпывающий перечень документов (которые указаны перед табличной частью Постановления N 2571), подтверждающий соответствие участников закупки дополнительным требованиям
Тем самым заказчиком допущено нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе т.к. установлены дополнительные требования к участникам закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе, а также не установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающий соответствие участникам закупки дополнительным требованиям с нарушением требований Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации N 2571 от 29.12.2021 г.
2. Заказчиком Администрация Клетнянского района при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения ч.1 ст. 43 Закона о контрактной системе, согласно которой для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предусмотренную данной нормой информацию и положения ч.1 ст. 49 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, поскольку заказчиком установлено требование к содержанию заявки на участие в электронном аукционе с нарушением требований указанных норм.
Так, заказчиком Администрация Клетнянского района установлено требование о предоставлении участниками закупки "предложения участника закупки о цене контракта". Однако в силу положений в составе заявки на участие в электронном аукционе "предложения участника закупки о цене контракта". Вместе с тем, "предложение о цене контракта" предоставляется участниками закупки только при проведении таких конкурентных процедур как конкурс в соответствии с ч.2 ст. 48 Закона о контрактной системе или при проведении электронного запроса котировок в соответствии с ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что закупка за N 0127300010622000026 осуществляется заказчиком путем проведения электронного аукциона, то, в содержание заявки на участие в электронном аукционе "предложение о цене контракта" не включается. Данный вывод подтверждается также положениями части 2 ст. 49 закона о контрактной систем, согласно которых участники закупки, подавшие в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, подают предложения о цене контракта в течение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) с использованием электронной площадки, предусматривающие снижение (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи) начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).
3. Заказчиком Администрация Клетнянского района при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения п. 1 ч. 13 ст. 94 Закона о контраткной системе, согласно которым при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, в случае, предусмотренном пунктом 5 части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона поставщик (подрядчик, исполнитель) в срок, установленный в контракте в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает в единой информационной системе документ о приемке, поскольку в пункте 8.12 контракта заказчиком установлено, что перед осуществлением заказчиком электронной приёмки выполненных работ необходимо подписать приёмочные документы на бумажном носителе, что противоречит требованиям Закона о контраткной системе, поскольку с 01.01.2022 года для всех поставщиков и заказчиков обязательно электронное актирование, не предусматривающее бумажный документооборот. Кроме того, пункт 8.12 контракта содержит отсылку на п. 1 ч. 13 ст. 94 Закона о контраткной системе, однако должен содержать полный перечень информации, предусмотренный вышеуказанным пунктом.
4. Заказчиком Администрация Клетнянского района при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения ч.7 ст. 110.2 Закона о контрактной системе, согласно которым методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, поскольку заказчиком составлен график выполнения работ на реконструкцию водоснабжения в н.п. Мужиново Клетнянского района Брянской области не в соответствии с положениями Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 05.06.2018 года N336/пр.
Приказом N336/пр утверждена методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты, выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ.
Согласно п. 2.3 Приказа 05.06.2018 года N336/пр График выполнения работ должен содержать следующие заголовки граф: порядковый номер этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ; наименование этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ; сроки исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ; физический объем работ; сроки передачи строительных материалов, технологического оборудования заказчика (при наличии).
Согласно п. 2.9 Приказа 05.06.2018 года N336/пр дополнительно под табличной частью графика выполнения работ до полей для подписания его сторонами контракта в графике выполнения работ должны быть отражены даты, не позднее которых должны состоятся следующие события:
- подписание сторонами акта о соответствии состояния земельного участка (объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции) условиям контракта;
- передача подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта; копии решения собственника имущества о его сносе (при необходимости); копии разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений; копии технических условий и разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства;
- передача подрядчику копий документов, подтверждающих согласование производства отдельных работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации;
- подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией;
- подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства, реконструкции объекта.
При обозрении графика выполнения работ, разработанного заказчиком, установлено, что график выполнения работ не содержит вышеуказанные требования Приказа 05.06.2018 года N336/пр и содержит в табличной части столбец "сроки передачи рабочей документации", который не предусмотрен положениями Приказа 05.06.2018 года N336/пр.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По итогам проведения внеплановой проверки, инспекция Брянского УФАС России,
решила:
1. По итогам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика Администрация Клетнянского района нарушения положений п.12 ч. 1 ст. 42, ч. 1 ст. 43, ч. 1 ст. 49, п.1 ч. 13 ст. 94, ч. 7 ст. 110.2 , п. 2.3 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 05.06.2018 года N336/пр.
2. Поскольку контракт по итогам осуществляемой закупки заключен, то предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
3. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель инспекции "__.."
Члены инспекции
"___."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.