Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Чеченское УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии:
Эдылханов Б.Д. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
Саралиев М.Х. - начальник отдела контроля органов власти и закупок;
Исаев У.В. - начальник отдела контроля антимонопольного и рекламного законодательства,
рассмотрев заявление Общества с ограниченной ответственностью "ЛИДЕР ПРОДСНАБ" на действия Заказчика - Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Серноводский государственный колледж" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку продуктов питания,
в отсутствие представителей Заявителя и Заказчика, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления,
УСТАНОВИЛА:
В Чеченское УФАС России поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью "ЛИДЕР ПРОДСНАБ" на неправомерные, по мнению заявителя, действия Заказчика - Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Серноводский государственный колледж" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку продуктов питания, на начальную (максимальную) цену контракта 557 116,09 рублей (номер извещения 0194200000522002929) (далее - аукцион), выразившиеся в нарушении требований части 11 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в части нарушения правил установления типовых условий контракта, подлежащих применению заказчиками при осуществлении закупок.
В результате рассмотрения заявления, представленных материалов, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Заявитель полагает, что документация указанного электронного аукциона не соответствует требованиям Федерального закона "О контрактной системе _".
Из заявления следует, что "1. Согласно следующей нормы - ч. 12 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ, условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона), до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) типовых условий контрактов.
2. В случае осуществления закупки на поставку продуктов питания необходимо применять типовой контракт на поставку продуктов питания (Утвержден приказом Минсельхоза России от 19 марта 2020 г. N 140).
3. Приложением N 1 к данному контракту утверждена типовая форма спецификации, соответствующая информация в которой в обязательной форме в зависимости от специфики конкретной закупки.
Так, согласно примечанию в данной формы спецификации N 135 столбец "8" а именно: "Максимальная цена позиции Товара (определяется в процентном соотношении к максимальной цене Контракта, сумма максимальных цен позиций Товара не может превышать 100 процентов цены" указывается при поставке товара в случае, если количество поставляемого товара невозможно определить, и заказчик в соответствии с частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ определяет начальную цену единицы товара, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены государственного (муниципального) контракта (контракта), а количество поставляемого товара определяется по заявкам заказчика.
Однако, в нарушение вышеуказанных норм заказчик не указал информацию, которая предусмотрена в приложении N1 к типовому контракту на поставку продуктов питания (Утв. приказом Минсельхоза России от 19 марта 2020 г. N 140), а именно в столбце "8" спецификации: Максимальная цена позиции Товара (определяется в процентном соотношении к максимальной цене Контракта).".
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Из части 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из буквального толкования пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Федерального закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом устанавливать требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В силу пункта 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно части 11 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 02.06.2014 N 606.
В силу Федерального закона о контрактной системе и пункта 6 Правил применение типовых контрактов обязательно для заказчиков. Согласно пункту 7 Правил разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят из постоянной части, не подлежащей изменению в конкретной закупке, и переменной части, которая предусматривает возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания. При осуществлении закупки, по которой утверждены типовые контракты, типовые условия контрактов, заказчик не вправе произвольно изменять положения этих документов (письмо Минэкономразвития России от 27.09.2016 N Д28и-2543).
Приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140 утвержден типовой контракт на поставку продуктов питания (далее - Типовой контракт). В частности, в подпунктах 2.4 и 3.4 Типового контракта содержатся условия о порядке приемки и оплаты поставленных продуктов питания.
При этом указанные подпункты 2.4 и 3.4 Типового контракта предусматривают исключительно возможность выбора заказчиком соответствующих вариантов формулировок, предусмотренных Типовым контрактом, но не право самостоятельного внесения заказчиком информации об условиях конкретной закупки в проект контракта.
Изучив представленную информацию, Комиссия отмечает, что в силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 и пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия Чеченского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать заявление Общества с ограниченной ответственностью "ЛИДЕР ПРОДСНАБ" - обоснованным.
2. Признать в действиях Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Серноводский государственный колледж" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку продуктов питания, на начальную (максимальную) цену контракта 557 116,09 рублей (номер извещения 0194200000522002929) нарушение части 11 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику - Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению "Серноводский государственный колледж" обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии Б.Д. Эдылханов
Члены Комиссии: М.Х. Саралиев
У.В. Исаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 11 октября 2022 г. N 020/06/34-41/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2022