Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Монтажно-Ремонтный центр "Авантеко" (далее - Заявитель) на действия Ростовского областного суда (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на приобретение оборудования для систем обеспечения безопасности на объектах Ростовского областного суда (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0158100017022000029) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Оператора электронной площадки Аукцион.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика ненадлежащим образом сформировавшего требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС (далее - Извещение) - 21.09.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 322 823 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 43801059090090020244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 29.09.2022;
6) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
7) на основании пункта 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке только одна заявка на участие в закупке соответствует требованиям, установленным в Извещении;
8) победителем Аукциона признан участник с идентификационным номером участника закупки "172" с предложением о цене контракта в размере 319 594,76 руб.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом сформированы требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению.
Положения статьи 6 Закона о контрактной системе устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
При этом, положения инструкции не должны носить противоречивый характер, поскольку это может ввести в заблуждение участников закупки, ограничить количество участников закупки, а также может привести к необоснованному отказу в допуске участников закупки к участию в Аукционе.
В соответствии с приложением N 1 Извещения (далее - Описание объекта закупки) объектом закупки является: поставка металлодетектора досмотрового арочного; системы контроля и управления доступом.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Описании объекта закупки Извещения установлены следующие требования к характеристикам товаров, в том числе к товарам:
1) к товару "Металлодетекор досмотровый арочный": "Рабочая влажность - 92 %", "Ток потребления адаптера - < 1,7 А", "Рабочая температура шире - 15 °C
+50°C";
2) к товару "Контроллер замка со встроенным считывателем для карт": "Диапазон напряжения питания более 11 В 12,8 В", "Ток потребления не должен превышать 370 мА", "Максимальное время срабатывания датчиков положения двери 0,6 мСек" "Максимальная масса контроллера 0,35 кг".
Согласно приложению N 3 Извещения (далее - Инструкция) при формировании заявки участник Аукциона указывает конкретное значение установленного заказчиком показателя в соответствии с требованиями Инструкции, при этом, показатели которые не могут изменяться необходимо оставить без изменений - участник в заявку копирует как символ, так и значение показателя.
Кроме того, согласно Инструкции в случае, если показатель сопровождается термином "диапазон" либо символом "" участник закупки также указывает неизменное диапазонное значение, включая крайние значения, причем в случае, если указанный термин или символ сопровождается словами "не менее", "не уже" участник должен предложить значение диапазона равное либо более заявленного заказчиком, в случае, если указанный термин или символ сопровождается словами "не более", "не шире" участник должен предложить значение диапазона равное либо менее заявленного заказчиком.
При этом в строках технического задания длямпоказателей, сопровождающихся "до", "менее", "ниже", "максимальное значение", "уже", "максимальный(-ая),(-ое)", "как максимум", "не должно превышать", "не должен превышать", "не превышать", "не выше" участник должен предложить показатель, имеющий значение меньше заявленного заказчиком.
Показатели, указанные во всех строках технического задания, сопровождающиеся знаками "" (означает "равно и больше"), "
" (означает "равно и меньше"), ">" (означает "больше"), "<" (означает "меньше") являются показателями, имеющими по сути диапазонное значение (которое не может изменяться), и при составлении заявки указываются в неизменном виде, при этом участник в заявку копирует как символ, так и значение показателя.
Вместе с тем Инструкция составлена сплошным текстом, которая содержит большое количество правил заполнения значений показателей в зависимости от сходных знаков, символов, обобщающих слов. Комиссия отмечает, что включение в извещение закупки инструкции по заполнению заявки должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками закупки требований Заказчика к значениям показателей необходимого товара.
Проанализировав Описание объекта закупки, Инструкцию, а также заявки участников закупки, Комиссия, пришла к выводу, что Инструкция не позволяет однозначным образом установить порядок заполнения заявки на участие в Аукционе в части корректного предоставления показателей товара, что вводит участников закупки в заблуждение при формировании заявки, что, в свою очередь, привело к отказу в допуске участников закупки с идентификационными номерами "56", "156" (далее - Участники).
Так, например, Заказчиком по показателю "Максимальное время срабатывания датчиков положения двери" товара "Электромагнитный замок" установлено значение 0,6мСек, Участниками предложена характеристика равная 0,6мСек, что соответствует потребности Заказчика, но противоречит требованиям Инструкции.
Заказчиком к товару "Электромагнитный замок" установлено, что ток потребления не должен превышать 370 мA, Участниками предложена характеристика "Ток потребления 370 мA", которая соответствует потребности Заказчика, но противоречит требованиям Инструкции.
В отношении отклонения заявки участника закупки с идентификационным номером "156", Комиссия установила, что Заказчиком к товару "Металлодетектор досмотровый арочный" установлено требование, что ток потребления адаптера < 1,7 А, при этом, участник закупки предложил по показателю ток потребления адаптера значение 1,6 А, что соответствует потребности Заказчика, но противоречит требованиям Инструкции.
Таким образом, Заказчиком ненадлежащим образом установлена Инструкция, которая приводит в том числе к возникновению ошибок технического характера при заполнении и формировании заявок, что нарушает пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Монтажно-Ремонтный центр "Авантеко" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 05.10.2022 N 28/06/105-3091/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 октября 2022 г. N 28/06/105-3091/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2022