Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Кубаньинвестрой" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Управление капитального строительства и ремонтов" (далее - Заказчик), Комитета по регулированию контрактной системы Вологодской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение подрядных работ по строительству объекта капитального строительства: "Средняя общеобразовательная школа в 106 мкр." (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0130200002422000118) (далее - Аукцион, Закупка), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа ненадлежащим образом сформировавших проект контракта извещения о проведении Аукциона (далее - Извещение).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 04.10.2022 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 06.10.2022.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 22.09.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 1 837 601 524 руб.;
4) источник финансирования - средства областного бюджета Вологодской области, средства городского бюджета, КБК - 811070220001S3200414, 8110702200E155200414;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 30.09.2022;
6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе подана только одна заявка (ООО "Строительная компания "Вектор") (ИНН: 3528163432), признанная соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом сформирован проект контракта Извещения.
1.1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 4.3.36 проекта контракта Извещения установлены условия о заключении соответствующего договора с собственником сетей газоснабжения, ставящие подрядчика в зависимость от волеизъявления третьих лиц при исполнении обязательств по контракту.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 4.3.36 проекта контракта Извещения установлено, что подрядчик обеспечивает выполнение работ по переносу сетей газоснабжения согласно описанию объекта закупки (приложение N 1), в том числе проектной документации, путем заключения соответствующего договора с собственником сетей газоснабжения (в настоящее время - АО "Газпромгазораспределение Вологда").
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 4.3.36 проекта контракта Извещения Заказчик принимает все возможные меры по способствованию в осуществлении мероприятий для своевременного и надлежащего выполнения работ по переносу сетей газоснабжения.
При этом, если неисполнение либо ненадлежащее исполнение указанного в пункте 4.3.36 проекта контракта Извещения обязательства подрядчика связано с действием/бездействием собственника сетей газоснабжения, подлежащих переносу, подрядчик освобождается от ответственности, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации и условиями настоящего контракта (раздел 12 Контракта) за неисполнение либо ненадлежащее исполнение этого обязательства.
Кроме того, на заседании Комиссии представителями Заказчика, Уполномоченного органа представлено письмо от 03.10.2022 N 27/11400, согласно которому собственник сетей газоснабжения АО "Газпромгазораспределение Вологда" обязуется заключить соответствующее соглашение на выполнение работ по переносу сетей газоснабжения, предусмотренные проектом контракта Извещения.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
1.2 Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в графике оплаты выполненных работ, а также в графике выполнения строительно-монтажных работ не установлены работы по переносу сетей газоснабжения.
Частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе установлено, что объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
В соответствии с частью 6.1 статьи 110.2 Закона о контрактной системе оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. При этом составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
В соответствии с Извещением объектом закупки является выполнение подрядных работ по строительству объекта капитального строительства: "Средняя общеобразовательная школа в 106 мкр.".
При этом в соответствии с пунктом 4.3.36 проекта контракта Извещения подрядчик обеспечивает выполнение работ по переносу сетей газоснабжения согласно описанию объекта закупки (приложение N 1), в том числе проектной документации.
На заседании Комиссии установлено, что вышеуказанные работы предусмотрены проектной документацией Извещения.
Также на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 2 приложения N 2 "График выполнения строительно-монтажных работ" к проекту контракта Извещения, а также в пункте 1 приложения N 3 "График оплаты выполненных работ" к проекту контракта Извещения предусмотрено выполнение работ по переносу сетей газоснабжения.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
1.3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 18.6 проекта контракта Извещения ненадлежащим образом установлено условие о праве Заказчика на бесспорное списание денежных средств по независимой гарантии.
В соответствии с частью 3 статьи 45 Закона о контрактной системе в независимую гарантию включается условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований для отказа в удовлетворении этого требования.
Пунктом 18.6 проекта контракта Извещения установлено, что независимая гарантия, предоставленная в качестве обеспечения исполнения контракта, должна содержать условие о праве Заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, если гарантом в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование Заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока действия независимой гарантии.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом установившего условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии в недействующей редакции Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 45 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570) установлены возможные виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в извещение об осуществлении закупки.
Вместе с тем Комиссия, изучив проекта контракта Извещения установила, что Заказчиком не установлены возможные виды работ, утвержденные Постановлением N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, которые подлежат включению заказчиком в документацию о закупке.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Кубаньинвестрой" обоснованной в части пункта 1.3 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 3 статьи 45, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, так как ранее выдано по делу от 06.10.2022 N 28/06/105-3082/2022.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 06.10.2022 по делу N 28/06/105-3082/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 октября 2022 г. N 28/06/105-3086/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2022