В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Оренбургское УФАС России) N 279-п от 29.09.2022 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции:, Членов Инспекции:
В присутствии посредством видеоконференцсвязи представителя ООО "Магазин "Нефтяник" -
Представитель Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургская областная клиническая психиатрическая больница N 2" на заседание Инспекции Оренбургского УФАС России не явился, о дате, месте, времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев обращение Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Оренбургской области "Сакмарский психоневрологический интернат" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Магазин "Нефтяник" (ИНН: 5609040263), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта на поставку молока (номер извещения N 0853500000321009452),
УСТАНОВИЛА:
28 сентября 2022 года в Оренбургское УФАС России поступило обращение Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Оренбургской области "Сакмарский психоневрологический интернат" (далее - Заказчик) (вх. N 9007 от 28.09.2022 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее по тексту - сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Магазин "Нефтяник" (далее по тексту - Общество, Поставщик) (ИНН: 5609040263), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта на поставку молока (номер извещения N 0853500000321009452).
Уведомлением по делу N РНП-56-08-06-189/2022 от 29.09.2022 г. заседание Инспекции Оренбургского УФАС России по рассмотрению обращения было назначено на "05" октября 2022 г. в 11 часов 00 минут.
Из обращения Заказчика следует, что в связи с неоднократным нарушением Обществом условий контракта, Заказчиком 15.09.2022 г. принято решение отказаться от исполнения контракта.
В декабре 2021 г. между Заказчиком и Обществом был заключен контракт на поставку молока. Поставку молока Общество осуществляло до 17.03.2022 г. в соответствии с заявками Заказчика (на общую сумму 199 540, 12 рублей). После заключения контракта, цены на молоко поднимались несколько раз, и по состоянию на 17.03.2022 г., повышение составило 30% от закупочной цены, что стало убыточным для Поставщика. Общество неоднократно оповещало Заказчика о невозможности исполнения контракта, в связи с повышением цен, предлагало увеличить цену или перезаключить контракт с другим поставщиком. Представитель Общества также обратила внимание Инспекции Оренбургского УФАС России на то, что не уклонялось от исполнения контракта и предпринимало все попытки по урегулированию сложившейся ситуации.
Инспекцией Оренбургского УФАС России было принято решение об объявлении перерыва в заседании до 05.10.2022 г. до 16 часов 00 минут. Сторонам было предложено предоставить дополнительные доказательства доводов, приведенных ранее.
После перерыва в заседании Инспекции Оренбургского УФАС России посредством видеоконференцсвязи принимал участие представитель Общества, который поддержал доводы, изложенные ранее.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
18.11.2021 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение и документация об электронном аукционе на поставку молока (номер извещения N 0853500000321009452).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 164 800,70 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 06.12.2021 г. N 0853500000321009452-3 ООО "Магазин "Нефтяник" признано победителем электронного аукциона с предложением по цене контракта 1 036 667,10 рублей.
17.12.2021 г. между ООО "Магазин "Нефтяник" и Заказчиком заключен контракт N 321009452 на поставку молока на сумму 1 036 672,48 рублей (далее по тексту - Контракт).
В соответствии с п. 1.1 Контракта, Поставщик обязуется передать в собственность молоко (далее - Товар) Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Техническому заданию (Приложение N 2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
В соответствии с п. 3.1 Контракта, Товар Заказчику поставляется партиями в соответствии с условиями настоящего контракта. Количество Товара в каждой партии определяется на основании Заявки Заказчика на поставку Товара. Заказчик направляет Заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом направление Заявок за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается. Поставка Товара на основании не подписанной Заказчиком Заявки не допускается. Заявка направляется Заказчиком не позднее, чем за 3 (три) календарных дня до предполагаемой поставки Товара в пределах срока, установленного пунктом 11.1 настоящего контракта. Поставка Товара осуществляется по заявкам Заказчика в течение 3 (трех) календарных дней со дня отправки заявки Заказчиком, но не ранее 01.01.2022 г.
Материалами дела установлено, что Обществом осуществлялись поставки товара по Контракту в период январь-март (до 17.03.2022 г.) 2022 г. Фактически Поставщиком обязательства по поставке товара исполнены на сумму 199 540,12 рублей.
10.03.2022 г. Поставщиком в адрес Заказчика направлено письмо исх. N 57/10, в котором Общество, в связи с повышением цен на молочную продукцию на 30%, предлагает Заказчику заключить дополнительное соглашение и внести изменения в цену контракта, или расторгнуть контракт по соглашению сторон с 18.03.2022 г. Также, в письме указано, что в случае отказа принять предложения Поставщика, Общество вынуждено будет отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке с 21.03.2022 г.
18.03.2022 г. Поставщиком в адрес Заказчика направлено письмо исх. N 57/10, в котором Общество, в связи с повышением цен на молочную продукцию 30%, предлагает Заказчику заключить дополнительное соглашение и внести изменения в цену контракта, или расторгнуть контракт по соглашению сторон с 18.03.2022 г. Также, в письме указано, что в случае отказа принять предложения Поставщика, Общество вынуждено будет отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке с 21.03.2022 г.
24.03.2022 г. Поставщиком в адрес Заказчика направлено письмо исх. N 57/24, в котором Обществом сообщает, что цены на молочную продукцию поднялись на 40%, в связи с чем, Обществом предлагает Заказчику заключить дополнительное соглашение и изменить цену контракта. Также, в письме указано, что в случае невозможности заключения дополнительного соглашения Обществом просит расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Обществом в материалы дела представлено письмо ООО ТТК "Велес" б/н б/д, в котором указано о повышении цен на молоко на 10% с 04.04.2022 г.
24.06.2022 г. Заказчиком в адрес Общества направлена претензия исх. N 596, в которой Заказчик указывает на то, что Обществом не осуществлена поставка товара по заявке N 197 от 16.03.2022 г., N 222 от 22.03.2022 г. N 241 от 25.03.2022 г., N 267 от 29.03.2022 г., N 414 от 05.05.2022 г., N 439 от 13.05.2022 г., N 441 от 16.05.2022 г., N 461 от 20.05.2022 г., N 537 от 06.06.2022 г. Также, Заказчиком выставлена неустойка в связи с нарушением сроков исполнения контракта.
02.08.2022 г. Заказчиком в адрес Общества направлена претензия исх. N 662, в которой Заказчик указывает на то, что Обществом не осуществлена поставка товара по заявке N 197 от 16.03.2022 г., N 222 от 22.03.2022 г. N 241 от 25.03.2022 г., N 267 от 29.03.2022 г., N 414 от 05.05.2022 г., N 439 от 13.05.2022 г., N 441 от 16.05.2022 г., N 461 от 20.05.2022 г., N 537 от 06.06.2022 г. Также, Заказчиком выставлена неустойка в связи с нарушением сроков исполнения контракта.
02.08.2022 г. Заказчиком в адрес Общества направлена претензия исх. N 662, в которой Заказчик указывает на то, что Обществом не осуществлена поставка товара по заявке N 197 от 16.03.2022 г., N 222 от 22.03.2022 г. N 241 от 25.03.2022 г., N 267 от 29.03.2022 г., N 414 от 05.05.2022 г., N 439 от 13.05.2022 г., N 441 от 16.05.2022 г., N 461 от 20.05.2022 г., N 537 от 06.06.2022 г. Также, Заказчиком выставлена неустойка в связи с нарушением сроков исполнения контракта.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11.2 Контракта, Расторжение настоящего контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего контракта не освобождает Стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.
В связи с тем, что поставка товара Обществом не осуществлена, Заказчиком 15.09.2022 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанное решение Заказчика размещено в единой информационной системе 15.09.2022 г. (Поставщик: получено 15.09.2022 14:07 (МСК)).
Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.
Поскольку одиннадцатый день выпадал на выходной день (то есть, 25.09.2022, воскресенье), следовательно, указанный день переносится на ближайший рабочий день, которым является 26.09.2022 (понедельник, рабочий день).
Таким образом, учитывая положения ч. 12.1 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта вступил в силу 26.09.2022 г.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции действующей на момент размещения закупки), информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Из ст. 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в неправомерном нарушении положений действующего законодательства. Последствием включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение определенного срока в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков и ведения реестра такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также п.13 Постановления N 1078, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе. О недобросовестности поведения лица может свидетельствовать лишь умышленное и намеренное нарушение положений Закона о контрактной системе. Между тем, из материалов дела не усматриваются признаки намеренного уклонения от исполнения указанного контракта, доказательств обратного на момент рассмотрения дела не представлено.
Проанализировав представленные в материалы дела документы, Инспекция Оренбургского УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий ООО "Магазин "Нефтяник" не выявила.
Таким образом, Инспекция Оренбургского УФАС России при вышеуказанных обстоятельствах не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "Магазин "Нефтяник" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении требований Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Оренбургской области "Сакмарский психоневрологический интернат" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Магазин "Нефтяник" (ИНН: 5609040263), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта на поставку молока (номер извещения N 0853500000321009452), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Инспекции
Члены Инспекции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 5 октября 2022 г. N РНП-56-08-06-189/2022 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - исполнение контракта - односторонний отказ - государственное бюджетное учреждение - надлежащее извещение)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2022