Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев информацию, представленную Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, о включении ИП Шиловского В.И. в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона форме N 0860200000822003188 "Приобретение жилого помещения (квартиры) в р.п. Духовницкое Саратовской области для последующего предоставления детям-сиротам и лицам из их числа" (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
29.09.2022 в Саратовское УФАС России поступила информация Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о включении ИП Шиловского В.И. в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения аукциона в электронной форме N 0860200000822003188 "Приобретение жилого помещения (квартиры) в р.п. Духовницкое Саратовской области для последующего предоставления детям-сиротам и лицам из их числа" (далее - Информация).
Изучив представленные информацию и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
17.05.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком Аукциона является Министерство строительства и жилищнокоммунального хозяйства Саратовской области (далее - Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 877 461,00 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.05.2022 NИЭА1 ИП Шиловский В.И. признан победителем Аукциона.
10.06.2022 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области и ИП Шиловский В.И. заключили контракт N 0860200000822003188_135964 на приобретение жилого помещения (квартиры) в р.п. Духовницкое Саратовской области для последующего предоставления детямсиротам и лицам из их числа (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта предметом Контракта является приобретение Стороной 2 у Стороны 1 жилого помещения (квартиры) в р.п. Духовницкое Саратовской области (далее - жилое помещение, Товар) для последующего предоставления детям-сиротам и лицам из их числа (кадастровый номер 64-6419/005/2005-114) в порядке и на условиях, определенных Контрактом.
В соответствии с п. 1.2 Контракта жилое помещение принадлежит Стороне 1 на праве собственности на основании следующих документов: договор на приватизацию жилого помещения от 05.05.2005 года.
Согласна п. 1.6 Контракта срок передачи жилого помещения Стороне 2: с момента подписания Контракта Стороной 2 не позднее 01.08.2022 года.
Согласно Приложению N1 Извещения описанию объекта закупки "Категория дома - кирпичный или панельный, или монолитный, или монолитно-бетонный, либо из блоков (бетонных, газосиликатных, газобетонных, пенобетонных, керамзитобетонных).
Год постройки - не ранее 1970 года".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 06.10.2022 NКУВИ-001/2022174984474 представленной представителем ИП, жилое помещение расположенное по адресу: Саратовская область, р-н Духовницкий, рп Духовницкое, ул. Чернышевского, д. 55, кв. 202 находится в собственности у Шиловского В.И. с 24.06.2022.
Согласно п.4.1 Контракта приемка поставленного Товара осуществляется в сроки, установленные пунктами 4.10, 4.11 Контракта, в порядке, который установлен Контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается Стороной 2 (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается Стороной 2), либо Стороне 1 в те же сроки Стороной 2 направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения Стороной 2 для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке поставленного Товара Сторона 2, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Согласно п. 4.7 Контракта сторона 1 не позднее 3 рабочих дней с даты поставки Товара, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Стороны 1, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать:
- включенные в Контракт идентификационный код закупки, наименование,место нахождения Стороны 2, наименование объекта закупки, место поставки Товара, информацию о Стороне 1, предусмотренную подпунктами "а", "г" и "е" части 1 статьи 43 Федерального закона, единицу измерения поставленного Товара;
- наименование поставленного Товара;
- наименование страны происхождения поставленного Товара;
- информацию о количестве поставленного Товара;
- стоимость исполненных Стороной 1 обязательств, предусмотренныхКонтрактом, с указанием цены за единицу поставленного Товара;
- иную информацию с учетом требований, установленных в соответствии счастью 3 статьи 5 Федерального закона.
12.07.2022 во исполнение п. 4.7 Контракта Поставщик разместил в ЕИС документы, подтверждающие факт исполнения обязательств по контракту.
Согласно п. 4.10 Контракта не позднее 15 рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 4.9 Контракта, Сторона 2 (за исключением случая создания приемочной комиссии в соответствии с пунктом 4.5 Контракта) осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Стороны 2, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;
б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Стороны 2, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
Согласно информации, размещенной в ЕИС в разделе Электронные документы об исполнении, Заказчик посредством функционала ЕИС 09.08.2022 принял решение об отказе в приемке товара.
Таким образом, Заказчик, при приемке товара нарушил срок принятия решения об отказе в приемке товара, предусмотренный п. 4.10 Контракта.
Кроме того, по условиям Контракта в случае отказа в приемке товара Заказчик размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке. Вместе с тем, по результатам приемке товара 09.08.2022 Заказчиком в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке не размещен, что не соответствует пп. "б" п. 4.10 Контракта.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, 14.08.2022 ИП Шиловским В.И.
повторно размещены документы, подтверждающие факт исполнения условий Контракта.
Согласно пояснениям представителя ИП Шиловского В.И., Заказчиком повторно отказано в приемке товара, при этом мотивированный отказ также не был направлен ИП Шиловскому В.И. посредством функционала ЕИС.
Представитель Заказчика на рассмотрении информации не явился, не опроверг данные пояснения представителя ИП.
В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, Заказчиком 02.09.2022 принят Протокол заседания комиссии по рассмотрению вопроса об одностороннем отказе от исполнения контракта от 02.09.2022 (далее - Протокол).
Протокол принят на основании ч. 8 и 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 9.9 Контракта (Сторона 1 и (или) поставляемый Товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона и (или) поставляемому Товару), ст.ст. 309, 310, 401, 475 ГК РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Причиной принятия Протокола послужило выявление Заказчиком несоответствия года постройки жилого помещения условиям Контракта. В Контракте указан год постройки 2001, вместе с тем по информации, представленной администрацией Духовницкого муниципального района Саратовской области, год постройки - 1989.
Также 02.09.2022 Заказчик направил ИП Шиловскому В.И. письмо о несоответствии жилого помещения условиям контракта указав, что в характеристиках жилого помещения, утвержденных приложением N1 к государственному контракту, указан год постройки дома 2001, однако на сайте Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства указан 1989 год и разместил в ЕИС протокол о решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, с нарушением сроков п. 4.10 Контракта.
В целях уточнения информации министерство направило запрос в администрацию Духовницкого муниципального района Саратовской области.
Согласно ответу администрации Духовницкого муниципального района Саратовской области от 15.08.2022 N01-28/2552, дом, расположенный по адресу: Саратовская область, р.п. Духовницкое, ул. Чернышевского, д.55 - 1989 г. постройки, что не соответствует информации, представленной участником закупки.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, 14.09.2022 Заказчик отменил Протокол заседания комиссии по рассмотрению вопроса об одностороннем отказе от исполнения контракта от 02.09.2022.
Согласно Протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопроса об одностороннем отказе от исполнения контракта от 14.09.2022 причиной отмены Протокола от 02.09.2022 послужило его некорректное опубликование в ЕИС во вкладе "Дополнительная информация о закупках, контрактах".
08.09.2022 ИП Шиловский В.И. посредством ЕИС разместил возражения на Протокол.
Согласно п. 2 и 3 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
14.09.2022 согласно Протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопроса об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчик повторно принял решение отказаться в одностороннем порядке от исполнения контракта по аналогичным основаниям, указанным в Протоколе от 02.09.2022.
Протокол заседания комиссии по рассмотрению вопроса об одностороннем отказе от исполнения контракта от 14.09.2022 размещен в ЕИС 14.09.2022.
Таким образом, датой надлежащего уведомления участника об одностороннем отказе от исполнения контракта является 14.09.2022.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым 26.09.2022.
Согласно пояснениям представителя ИП, в извещении о проведении электронного аукциона, указано требование - год постройки "не ранее 1970 года", при этом действительный год постройки объекта, согласно техническому паспорту объекту 1989 соответствует установленному требованию в извещении.
В поданной заявке на участие в аукционе неверно указан год постройки в связи с тем, что данная информация была взята из технического паспорта жилого помещения, изготовленного ООО "Центром Технической Инвентаризации".
Таким образом, указание недостоверной информации в заявке вызвано независящими от ИП обстоятельствами.
Также 07.09.2022 Поставщик в адрес Заказчика направил дополнительное соглашение к контракту, однако Заказчик на заключение дополнительного соглашения не ответил, решение по данному вопросу не принял.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Санкция, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных закупок.
Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом случае не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку у Комиссии отсутствуют сведения об уклонении ИП Шиловского В.И. от исполнения контракта.
Аналогичная позиция изложена Президиумом Верховного суда Российской Федерации в обзоре судебной практике от 28 июня 2017 года.
На основании вышеизложенного, исходя из анализа представленных пояснений и информации у Комиссии Саратовского УФАС России отсутствуют сведения, свидетельствующие об уклонении ИП Шиловского В.И. от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Министерством строительства и жилищнокоммунального хозяйства Саратовской области в отношении ИП Шиловского В.И. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 6 октября 2022 г. N РНП-N
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2022