Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Горячевой Н.В. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии; Парнищевой М.М. - начальника отдела контроля закупок; Стрелковой Е.В. - главного специалиста-эксперта указанного отдела; Каляминой Ю.В. - ведущего специалиста-эксперта указанного отдела,
в присутствии представителя муниципального заказчика - муниципального учреждения "Городское управление капитального строительства" (далее - Заказчик, МУ ГУКС) Миценко И.С., действующей на основании доверенности от 11.10.2022 N б/н (стороне по делу разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),
без участия представителя исполнителя по контракту - общества с ограниченной ответственностью "Лидер" (далее - ООО "Лидер"), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрела информацию Заказчика об уклонении общества с ограниченной ответственностью "Лидер" (ОГРН 1202800008300, ИНН 2801260879) от заключения муниципального контракта по результатам запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по благоустройству торговой зоны в г. Благовещенске, объявленного извещением от 21.09.2022 N 0123300008222000400 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru, для рассмотрения вопроса о включении сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
11.10.2022 заседание Комиссии Амурского УФАС России осуществлено в дистанционном режиме, посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи. На заседании Комиссии Амурского УФАС России представитель Заказчика полностью поддержала позицию, изложенную в обращении о направлении информации в антимонопольный орган о включении сведений в отношении ООО "Лидер", на включении сведений в отношении общества не настаивала.
ООО "Лидер" позицию по делу, а также сведения, указывающие на наличие/отсутствие в действиях/бездействии участника закупки умысла на уклонение от заключения контракта и касающиеся размещения закупки, влияющие/способные повлиять на результат рассмотрение дела, не представило.
Комиссия Амурского УФАС России, заслушав представителя Заказчика, исследовав материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
21.09.2022 Уполномоченным органом - Администрацией города Благовещенска в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке ООО "РТС-Тендер" www.rts-tender.ru опубликовано извещение N 0123300008222000400 о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по благоустройству торговой зоны в г. Благовещенске.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 183 755,00 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок - 21.09.2022 в 18:05. Дата и время окончания срока подачи заявок - 28.09.2022 в 08:00. Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 30.09.2022.
Как следует из протокола подведения итогов от 29.09.2022 N 0123300008222000400 победителем аукциона признано ООО "Лидер".
30.09.2022 Заказчик разместил на электронной площадке ООО "РТС-Тендер" www.rts-tender.ru без своей подписи проект контракта для подписания его победителем.
Из протокола, размещенного 04.10.2022 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, следует, что по состоянию на 02.10.2022 ООО "Лидер" в сроки, установленные пунктом 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе, размещен на электронной площадке подписанный со своей стороны проект контракта. Согласно положениям части 8.1 статьи 96, а также условиям пункта 11.1 проекта контракта, победителем должна быть предоставлена информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В нарушение указанных условий, в одной из карточек контракта с реестровым номером N 2280103074822000045, предоставленных победителем, содержалась информация о начислении участнику неустойки в виде пени за просрочку исполнения ООО "Лидер" обязательств, предусмотренных Контрактом от 21.06.2022 N 1215.
Исследовав материалы дела, Комиссия Амурского УФАС России приходит к следующим выводам.
Порядок заключения контракта определен статьей 51 Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпункт "а" пункт 2 часть 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Исходя из части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьи 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пункт 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пункт 2 часть 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпункт "б" пункт 2 часть 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 частью 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 частью 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного часть 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных часть 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Согласно пункта 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный часть 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и части 5 настоящей статьи: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
В силу части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В извещении о проведении запроса котировок в электронной форме Заказчиком установлено преимущество в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в извещении N 0123300008222000400 предусмотрено предоставление победителем закупки обеспечения исполнения контракта в размере 21 837,55 рублей. Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а также условия гарантии следующий. Обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться в виде денежных средств или независимой гарантии. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. В случае выбора способа обеспечения заявки в виде денежных средств, осуществляется блокирование денежных средств, внесенных участником закупки на банковский счет (далее - специальный счет), открытый в банке, включенном в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 N1451-р в порядке, установленном ст.44 Закона N44-ФЗ. Подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки на блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете, в размере обеспечения заявки на участие в закупке. Независимая гарантия должна быть выдана лицами, указанными в ч.1ст.45 Закона N44-ФЗ и соответствовать требованиям ст.45 Закона N44-ФЗ, дополнительным требованиям, установленным постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ПП N1005). Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок. Участник закупки для подачи заявки на участие в закупке выбирает с использованием электронной площадки способ обеспечения заявки путем указания реквизитов специального счета или указания номера реестровой записи из реестра независимых гарантий, размещенного в ЕИС. Предприятия уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов, предусмотренные ч.2ст.29 Закона N44-ФЗ, предоставляют обеспечение заявки на участие в закупке в размере одной второй процента НМЦК. Государственные, муниципальные учреждения не предоставляют обеспечение заявок на участие в закупках.
Частью 4 статьи 96 Закона установлено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Законом.
Согласно части 5 статьи 96 Закона в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Комиссией Амурского УФАС России установлено, что в регламентированный Законом о контрактной системе срок ООО "Лидер" подписан проект контракта, а также Заказчику направлена информация о контрактах, содержащихся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов.
Вместе с тем, как установлено Заказчиком и подтверждается информацией, размещенной в единой информационной системе, один из представленных контрактов не соответствовал требованиям, установленным частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе (контракт с реестровым номером N 2280103074822000045 исполнен ООО "Лидер" с просрочкой исполнения обязательств, ввиду чего обществу была начислена неустойка).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Из документов, имеющихся в материалах дела, следует, что у ООО "Лидер" не было умысла в уклонении от заключения контракта по итогам закупки N 0123300008222000400.
Таким образом, подписание ООО "Лидер" контракта в установленные законом сроки, а также положительная динамика исполненных государственных и муниципальных контрактов не свидетельствуют о недобросовестном поведении и намеренном уклонении общества оn заключениz контракта.
Представитель Заказчика во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Лидер" не настаивал.
Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждены постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 1078).
Пунктом 14 Правил N 1078 предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Нарушений в действиях Заказчика при заключении контракта по итогам закупки N 0123300008222000400 Комиссией Амурского УФАС России не установлено.
Таким образом, поскольку ООО "Лидер" в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта, у Комиссии Амурского УФАС России в силу подпункта "б" пункта 14 Правил N 1078 отсутствуют правовые основания для принятия решения о включении сведений о победителе закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом Комиссией Амурского УФАС России принимается во внимание надлежащее исполнение ООО "Лидер" с 2021 года и на момент рассмотрения настоящего дела муниципальных и государственных контрактов, сведения об исполнении которых находятся в открытом доступе в Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Рассмотрев информацию, представленную Заказчиком об уклонении общества с ограниченной ответственностью "Лидер" (ОГРН 1202800008300, ИНН 2801260879) от заключения муниципального контракта по результатам запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по благоустройству торговой зоны в г. Благовещенске, объявленного извещением от 21.09.2022 N 0123300008222000400 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru, для рассмотрения вопроса о включении сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках", Комиссия Амурского УФАС России приняла
РЕШЕНИЕ:
Cведения (информацию) об обществе с ограниченной ответственностью "Лидер" (ОГРН 1202800008300, ИНН 2801260879), зарегистрированном по адресу: 675002, Амурская область, город Благовещенск, улица Лазо, дом 2, офис 408, в том числе в отношении генерального директора и единственного учредителя общества Ломова Станислава Степановича (ИНН 280119100231), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Н.В. Горячева
Члены Комиссии: М.М. Парнищева
Е.В. Стрелкова
Ю.В. Калямина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 11 октября 2022 г. N 028/06/104-575/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2022