Резолютивная часть объявлена 06 октября 2022 г.
Изготовлено в полном объеме 11 октября 2022 г. г. Курск
Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_> |
- председатель Комиссии, - член Комиссии, - член Комиссии, |
в присутствии представителей заказчика - Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска (далее - Комитет ЖКХ г. Курска) <_>, в отсутствии представителя Индивидуального предпринимателя <_>, уведомленных в том числе о технической возможности принять участие с использованием средств видео-конференц-связи по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/1964863123, указанной в уведомлении Курского УФАС России исх. N3535 от 30.09.2022 г.,
рассмотрев в порядке ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_"), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078), представленное заказчиком - Комитетом ЖКХ г. Курска обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации в отношении ИП <_> (адрес: 153048, г. Иваново, 30-й мкр, д.52, кв. 46; ИНН 370228053531), проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 29.09.2022 г. (вх. N4846) поступило обращение заказчика - Комитета ЖКХ г. Курска о включении сведений в отношении ИП <_> (адрес: 153048, г. Иваново, 30-й мкр, д.52, кв. 46; ИНН 370228053531) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по предмету: "Разработка муниципальной программы энергоснабжения г. Курска на 2022 - 2025 годы" (ИКЗ: 223462905030046320100100030000000244).
В соответствии с требованиями ст.104 ФЗ "О контрактной системе_", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, которым утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случае поступления информации и документов об участнике закупки, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, контрольный орган в сфере закупок осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов недобросовестности поставщика (подрядчика исполнителя).
Проверкой установлено следующее.
30.09.2021 г. в Региональной информационной системе в сфере закупок с использованием электронного магазина муниципального образования "Город Курск"" "https://zmokursk.rts-tender.ru" Заказчиком размещены извещение о закупке у единственного поставщика в соответствии с п.4 ч.1 ст.93 ФЗ "О контрактной системе_", проект договора и спецификация. Предмет закупки малого объема: "Разработка муниципальной программы энергоснабжения г. Курска на 2022 - 2025 годы".
Начальная (максимальная) цена контракта - 599 000 руб. 00 коп.
Согласно протоколу рассмотрения заявок 4313528 от 24.03.2022, победителем закупки была признана ИП <_> (порядковый номер заявки 4).
25.03.2022 г по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) между заказчиком - Комитетом ЖКХ г. Курска и ИП <_> был заключён Контракт N2022.346066 от 25.03.2022 г. по предмету: "Разработка муниципальной программы энергоснабжения г. Курска на 2022 - 2025 годы" на сумму 299 000 руб. 00 коп. (далее - Контракт).
Пунктом 4.1. Контракта определено: "Исполнитель обязуется приступить к выполнению работ с момента заключения Контракта и завершить их выполнение до 20 мая 2022 г.".
Как подтверждается материалами дела, и не отрицается представителем Заказчика на заседании Комиссии, ИП <_>в адрес Заказчика представлен проект разработанной муниципальной программы энергосбережения г. Курска на 2022 - 2025 год.
Комитетом ЖКХ г. Курска, представленная ИП <_>программа энергосбережения, была рассмотрена и выявлены замечания, которые отражены в письме от 24.06.2022 (исх.N5841/02.1.01-01) и направлены в адрес ИП.
В силу п.4 Технического задания к Контракту: "Исполнитель самостоятельно перед предоставлением заказчику согласовывает программу энергосбережения с Комитетом ЖКХ и ТЭК Курской области".
В материалы дела представлено письмо Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области от 23.08.2022 (исх.N05.1-05/4528), в котором указано: "Комитет жилищно - коммунального хозяйства и ТЭК Курской области не наделен полномочиями по согласованию муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
Представители Заказчика представили в материалы дела письмо Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области от 08.09.2022 N05.1-05/4843, в котором сообщалось о выявленных замечаниях при рассмотрении проекта муниципальной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Комитетом ЖКХ г. Курска в связи с неисполнением ИП <_>условий Контракта, 15.08.2022 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как установлено ч.ч.8 - 9 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.6.1. Контракта: "Все споры и разногласия, возникающие между сторонами в рамках Контракта или в связи с ним, в том числе касающиеся его заключения, изменения, исполнения, нарушения, расторжения или признания недействительным, подлежат разрешению компетентным судом в соответствии с законодательством РФ".
Частью 12.2 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в разделе "Дополнительная информация" ЕИС 16.08.2022 г.
Исходя из материалов дела установлено, что решение об одностороннем отказе, направлено Заказчиком в адрес Исполнителя 16.08.2022 г. по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу ИП <_>, указанному в Контракте, а также посредством электронной почты.
Как подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 30500074077898, 01.09.2022 г. письмо вручено адресату (ИП <_>
В силу ч. 12.2 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", 01.09.2022 г. признается датой надлежащего уведомления Заказчиком ИП <_>о расторжении контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Таким образом, дата расторжения Контракта приходится на 13.09.2022 г.
Представители Заказчика на заседании Комиссии указали, что дата расторжения Контракта - 13.09.2022.
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2019 N 301-ЭС19-22283, а также позиции Президиума Верховного суда, для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки, при этом размещение соответствующих сведений на интернет-сайте необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок (Письмо ФАС России от 29.09.2020 N ИА/84081/20 "По вопросам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
В ходе рассмотрения комиссии, представитель Заказчика не представил иных доказательств, свидетельствующих о намеренном отказе ИП <_>от исполнения обязательств, по Контракту.
Вместе с тем, из имеющихся в материалах дела документов и письменной информации не усматривается наличие прямого умысла ИП <_>, направленного на уклонение от исполнения условий Контракта.
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе_" в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Пунктом 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При таких обстоятельствах, в материалах дела имеются документы и сведения, подтверждающие принятие ИП <_> мер для надлежащего исполнения условий контракта, в связи с чем у Комиссии в силу пп. "в" п 15 Правил отсутствуют правовые основания для включения сведений в РНП.
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе_" в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Ни ФЗ "О контрактной системе_", ни Правила не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр (РНП) без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Учитывая, что включение сведений в РНП, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений ФЗ "О контрактной системе...", Комиссия при принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в РНП не ограничивается формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Размещение сведений об участнике размещения заказа в РНП осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения и выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта или установит факт умышленного неисполнения/ненадлежащего исполнения (выполнения) условий контракта.
Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
С учетом изложенного, оценив в совокупности, представленные сторонами в материалы дела доказательства, с учетом сведений, размещенных в ЕИС, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать заказчику - Комитету жилищно-коммунального хозяйства города Курска во включении информации в отношении Индивидуального предпринимателя <_> (адрес: 153048, г. Иваново, 30-й мкр, д.52, кв. 46; ИНН 370228053531) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 11 октября 2022 г. N РНП-46-687
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2022