Комиссия Томского УФАС России по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков, в составе:
председателя Комиссии:
- начальника отдела контроля монополистической деятельности;
членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности,
- специалиста 1 разряда отдела контроля монополистической деятельности;
рассмотрев информацию (вх.N7446-ЭП/22 от 05.10.2022), направленную в Томское УФАС России ОГБУЗ "Каргасокская РБ" (далее - Заказчик), для рассмотрения вопроса о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Консалтинговое агентство "Юрайт" (ИНН 7017213419) (далее - Общество, ООО "КА "Юрайт") победителе запроса котировок в электронной форме "Поставка бумаги для офсетной техники белой" (извещение N 0365300007822000120), в связи с уклонением участника от заключения контракта, с целью рассмотрения вопроса о включении сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр),
при участии представителя Заказчика - Лябах Ю.С. (доверенность от 10.10.2022), при участии представителя Общества - Винтер Р.В. (лицо, имеющее право действовать без доверенности).
УСТАНОВИЛА:
Заказчик направил в Томское УФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) сведения об Обществе для рассмотрения вопроса о включении в Реестр.
Комиссия Томского УФАС России в результате осуществления проверки факта уклонения от заключения контракта, проведенного в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в ходе внеплановой проверки установила следующее.
07.09.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС, Официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме "Поставка бумаги для офсетной техники белой" (извещение N 0365300007822000120) с начальной (максимальной) ценой контракта 361 336,00 рубля.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для закупки N 0365300007822000120 от 15.09.2022 победителем электронного запроса котировок признается участник закупки с идентификационным номером 112606293 (ООО "КА "Юрайт").
На основании пункта 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
15.09.2022 согласно сведениям из ЕИС Заказчик сформировал и разместил в ЕИС и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Пунктом 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части.
В силу пункта 1 части 3 статьи 51 Закона 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
Следовательно, регламентированный срок подписания проекта контракта - 16.09.2022.
В установленный Законом 44-ФЗ срок Обществом проект контракта подписан не был, так же, как и не было внесено обеспечение исполнения контракта.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Следовательно, протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта должен был быть сформирован и размещен Заказчиком не позднее 19.09.2022. Также не позднее 19.09.2022 Заказчиком должно было быть направлено в адрес Томского УФАС России обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно сведениям из ЕИС, указанный протокол был сформирован и размещен в ЕИС 04.10.2022.
04.10.2022 Заказчик направил в адрес Томского УФАС России обращение о включении информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, сроки направления информации об Обществе в Томское УФАС России, установленные частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, Заказчиком нарушены.
На заседании Комиссии Томского УФАС России представитель Общества поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях, и пояснил следующее.
Намерения не заключать контракт с Заказчиком не было. После размещения проекта контракта, Обществом были направлены предложения по проектам банковской гарантии менеджерам банков.
Подписание проекта контракта планировалось осуществить в течение 7 дней, однако была допущена ошибка в сроках, поскольку не было учтено, что согласно Закону 44-ФЗ процедурами (в данном случае - запросом котировок в электронной форме и электронным аукцион) предусмотрены разные сроки для подписания проекта контракта.
К доводу представителя Общества о том, что неподписание проекта контракта произошло ввиду ошибки в сроках подписания проекта контракта, предусмотренных Законом 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России относится критически, поскольку ранее обращения о включении ООО "КА "Юрайт" в Реестр в связи с уклонением от заключения контракта в адрес Томского УФАС России направлялись дважды, а именно обращение Думы города Томска от 14.07.2022 (дело N 070/06/104-499/2022) и обращение Департамента финансово-ресурсного обеспечения Администрации Томской области от 19.09.2022 (дело N070/06/104-668/2022). Согласно материалам дела N070/06/104-668/2022 уклонение от заключения контракта произошло также в связи с ошибкой Общества в сроках подписания проекта контракта.
Также в качестве доказательства добросовестности поведения Обществом к заседанию Комиссии был представлен договор поставки N105 от 30.08.2022, заключенный между ООО "Русмаска" и ООО "КА "Юрайт", а также счет-фактура N220 от 31.08.2022 и платежное поручение N58 от 30.08.2022.
По мнению представителя Общества указанные документы свидетельствуют о том, что Общество не намеревалось уклониться от заключения контракта, а напротив, закупило бумагу в размере 60 коробок (480 пачек), являющуюся объектом рассматриваемой закупки, с целью в последствии исполнить обязательства по контракту с Заказчиком.
На заседании Комиссии представителю Общества членом Комиссии был задан вопрос относительно того, как данные документы могут свидетельствовать о том, что Общество закупало бумагу именно для данного контракта, если извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0365300007822000120 было опубликовано в ЕИС значительно позже, а именно 07.09.2022.
На заданный вопрос представитель Общества ответил, что закупка бумаги осуществлялась им для исполнения контрактов, заключенных по результатам закупок, участие в которых он примет в последствии.
По мнению Комиссии Томского УФАС России, при таких обстоятельствах указанные документы не могут однозначно свидетельствовать о том, что Общество планировало реализовать закупленную бумагу на исполнение контракта именно с ОГБУЗ "Каргасокская РБ".
В силу пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), являющихся приложением к Постановлению Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Постановление N1078) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В связи с вышеизложенным Комиссия считает, что Обществом к заседанию Комиссии не было представлено доказательств факта того, что в срок до признания его уклонившимся от заключения контракта им были осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта, поскольку не была доказана взаимосвязь представленных Обществом документов с намерением исполнить обязательства по контракту именно с ОГБУЗ "Каргасокская РБ". Более того, как было отмечено выше, ранее в адрес Томского УФАС России неоднократно направлялись обращения о включении сведений об ООО "КА "Юрайт" в Реестр в связи с уклонением от заключения контракта.
Таким образом, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу о том, что в действиях ООО "КА "Юрайт" усматриваются признаки недобросовестного поведения при заключения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой публичной ответственности установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения закупок. При этом, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, являющееся правовым последствием установления факта уклонения от исполнения контракта, по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от исполнения контракта.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Управление отмечает, что, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая соответствующую заявку, Общество становится участником данной закупки и несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям законодательства.
Комиссия, изучив и проверив предоставленную информацию и документы, пришла к выводу о необходимости включения сведений об ООО "КА "Юрайт" (ИНН 7017213419) в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона 44-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения об ООО "Консалтинговое агентство "Юрайт" (634045, Томская обл., г. Томск, ул. Нефтяная, д. 5, кв. 205, ИНН 7017213419, лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа - Винтер Роман Владимирович, ИНН 720504164754) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений об ООО "Консалтинговое агентство "Юрайт" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
||
16.09.2022 |
19.09.2022 |
04.10.2022 |
15 |
05.10.2022 |
11.10.2022 |
10.10.2022 |
0 |
13.10.2022 |
13.10.2022 |
0 |
15 |
Председатель комиссии
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 10 октября 2022 г. N РНП-70-126-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2022