Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБУ СПб НИИ СП им. И.И. Джанелидзе (далее - Заказчик):;
Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):;
ООО "АйТи-Трейд" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя
(вх. N 25293-ЭП/22 от 30.09.2022) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку вычислительной инфраструктуры ЦОД (вычислительное оборудование, подсистема хранения данных, системное ПО) (извещение номер 0172200002522000346) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 09.09.2022 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002522000346. Начальная (максимальная) цена контракта - 250 654 333,34 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, в части ненадлежащего описания объекта закупки, в том числе, установлении дополнительных характеристик не предусмотренных позиций КТРУ в не установлении ограничений допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев представленные документы и сведения, заслушав пояснения представителя Заявителя, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
С учетом вышеприведенных норм Закона о контрактной системе, а также с учетом потребности Заказчика в осуществлении закупки не отдельно несвязанных между собой компонентов (серверов, СХД, программного обеспечения и пр. элементов), а полностью готового решения - программно-аппаратный комплекс (далее-ПАК), все компоненты которого полностью взаимосвязаны и интегрированы между собой, который должен функционировать как единое целое бесперебойно с высокой степенью надежности и тем самым обеспечивать решение целого спектра специализированных автоматизированных функций и задач, имеющих высокую социальную значимость, а также обеспечивать цифровое управление деятельностью всего учреждения здравоохранения, Заказчик правомерно определил объект закупки как единый программный комплекс "Вычислительная инфраструктура ЦОД" (вычислительное оборудование, подсистема хранения данных, системное ПО).
Вместе с тем следует отметить, что с учетом множества входящих в состав ПАК компонентов и технологических интеграционных связей между ними с целью обеспечения постоянного бесперебойного взаимодействия между компонентами ПАК, для Заказчика критически важно наличие гарантийного обслуживания всей системы в целом, а не отдельно закупаемых вычислительных устройств, системы хранения данных и программного обеспечения никак не связанных между собой и обеспеченных гарантийным обслуживанием на различных условиях, поскольку при наличии гарантии только в отношении отдельных компонентов, а не ПАК в целом, для Заказчика возникает существенный риск возникновения ситуации невозможности эксплуатации оборудования по целевому назначению, при которой каждый элемент в отдельности может работать в штатном режиме, однако их совместное функционирование нарушено, и при этом, такой случай не будет подлежать гарантийному устранению, что неизбежно обесценивает любую попытку интеграции отдельно закупаемых и несвязанных между собой модулей.
Описанием объекта закупки установлен перечень функций, которые ПАК должен выполнять, а также требования к совместимости закупаемого ПАК с уже имеющимся у Заказчика оборудованием и развернутым на нем программно-техническими средствами, которыми определены минимальные требования, предъявляемыми к ПАК.
Таким образом, предмет закупки определяется Заказчиком исходя из его потребности, с учетом уже имеющихся технологических решений. Так при описании объекта закупке указано:
"Совместимость с ПО Centricity Enterprise Archive компании GE (ПО для РИС/PACS для создания медицинского архива хранилища данных, приобретенное в ходе строительства здания государственного бюджетного учреждения "Санкт-Петербургский Научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И. Джанелидзе" по адресу: Будапештская ул., д. 3/5 для размещения отделения экстренной медицинской помощи, а так же установка необходимых сервисов, настройки, ввода в эксплуатацию и автоматического обслуживания) имеет обязательные требования к системному программному обеспечению, средствам управления базами данных и комплексу виртуализации, а именно:
Виртуальная машина |
Операционная система |
СУБД |
|
ПО GE CCA - EA all-in-one (Standalone) [SQL 2016] |
ОС Microsoft Windows Server 2019 Std |
Microsoft SQL Server 2019 SP2 Std |
|
ПО GE CCA - CCG Server with Database (PDC or DMWL) [MS 2016] |
ОС Microsoft Windows Server 2019 Std |
Microsoft SQL Server 2019 SP2 Std |
|
ПО GE CCA - UV-ZFP - AdminDesktop/SDF/License Manager/Log Manager (including SSOT) |
ОС Microsoft Windows Server 2019 Std |
Не требуется |
|
ПО GE CCA - UV-ZFP Application node only (DICOM &/or XDS apps server) (50 CCU) |
ОС Microsoft Windows Server 2019 Std |
Не требуется |
|
ПО GE CPACS - UV 7.0 Server with database (50 CCU) |
ОС Microsoft Windows Server 2019 Std |
Microsoft SQL Server 2019 SP2 Std |
". |
На заседании Комиссии УФАС Заказчик обратил внимание, что участник закупки при подаче заявки на участие в аукционе не ограничен и вправе самостоятельно определить необходимое количество компонентов ПАК, обеспечивающих полное соответствие требований, предъявляемых к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам товара, с помощью которых возможно реализовать необходимые Заказчику функции и выполнить указанные задачи, поскольку в зависимости от применяемых решений в области машинной архитектуры и программного обеспечения, учитывая технологическую сложность ПАК, набор компонентов в ПАК для достижения соответствия требований, предъявляемых к объекту закупки, может различаться.
Вместе с тем установление жестко количественных показателей для каждой из составных частей неминуемо приведет к ограничению количества возможных участников закупки, предлагающих товар, обладающий необходимыми Заказчику свойствами, но реализованный на иной элементной базе.
Проанализировав содержание извещения об осуществлении закупки, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что её содержание и требования, удовлетворяет целям, заложенным Законом о контрактной системе.
При этом, в материалах дела отсутствуют исчерпывающие доказательства того, что описание указанных товарных позиций противоречит требованиям ст. 33, ст. 23 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 2. ст. 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, а также учитывая, что Заявитель в составе жалобы доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, не представил, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. На основании п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616) утвержден перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского Экономического Союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень Постановления N 616).
По мнению Заявителя, Заказчик включил поставку товар, включенный в перечень продукции, подпадающей под действие постановления Правительства РФ N 616, а именно "Тип сервера тип 1", которая соответствует коду ОКПД 2: 26.20.14 "Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данныx".
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контратакой системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В силу п. 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Комиссия УФАС отмечает, что Закон о контрактной системе и иное федеральное законодательство или законодательство субъекта РФ не содержат положений, ограничивающих возможность Заказчика в самостоятельном определении кода ОКПД проводимых закупок.
Так же Закон о контрактной системе не регламентируют правила отнесения тех или иных товаров, работ или услуг к конкретному коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
Таким образом, Заказчик, определяя коды ОКПД, должен указывать наиболее подходящие по предмету закупки.
Комиссия УФАС констатирует, что в рассматриваемом случае Заказчиком для всех закупаемой товарной позиции определен следующий код ОКПД2 26.20.30.000"Устройства автоматической обработки данных прочие.".
Из возражений Заказчика следует, что Заявитель в составе жалобы указал на составную часть приобретаемого Заказчиком товара. При этом, ПАК поставляется в виде неразрывной функционально обусловленной единой конструкции, включающей в себя различные модули и составляющие. Надлежащим исполнением обязательств поставщика является только и исключительно поставка комплекса в полном объеме, оплата частичной поставки комплекса не предусматривается, поскольку обеспечить решение задач согласно потребности Заказчика способен только ПАК в целом.
При этом, выбранный Заказчиком код ОКПД2 26.20.30.000"Устройства автоматической обработки данных прочие" не включен в перечень постановления Правительства РФ N 616 и, следовательно, установление соответствующего ограничения в рассматриваемой закупке не требуется.
Доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
3. Пунктом 5 Правил установлено, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Следует отметить, что при описании объекта закупки Заказчик самостоятельно выбирает код ОКПД-2 и от выбранного кода зависит, какие нормативно-правовые акты, принятые во исполнение требований Закона о контрактной системе, будут использоваться в данной закупке. При этом код КТРУ основывается на коде ОКПД-2 (п.12 Правил использования КТРУ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Как ранее было отмечено, в рассматриваемом случае Заказчиком для закупаемой товарной позиции определен следующий код ОКПД2 26.20.30.000 "Устройства автоматической обработки данных прочие".
На заседании Комиссия УФАС установила, что вышеуказанная позиция включена в КТРУ.
Так в КТРУ содержится позиция "Устройства автоматической обработки данных прочие" соответствующая коду 26.20.30.000-00000001.
При этом обязательное применение сведений вышеуказанной позиции КТРУ при формировании объекта закупки установлено только с 01.01.2023.
Таким образом, Заказчик воспользовался своим правом, и осуществил описание объекта закупки в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе и, следовательно, пп. а) п.5 Правил в рассматриваемом случае не применим.
Исходя из изложенного, Заказчиком исполнены все формальные требования, предусмотренные Законом о контрактной системе при описании объекта закупки.
Доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
4. Возможное нарушение Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции заявитель имеет право обратится в Санкт-Петербургское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "АйТи-Трейд" необоснованной
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 октября 2022 г. N 44-3461/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2022