Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя СПб ГКУ "Организатор перевозок" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "МД-Консалтинг" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 25591-ЭП/22 от 04.10.2022) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку и выполнение работ по монтажу информационных знаков остановки с оборудованием и информационными плакатами, включая выполнение работ по подключению к сетям электроснабжения оборудования информационных знаков остановки на остановочных пунктах наземного городского пассажирского транспорта общего пользования Санкт-Петербурга: объект 1: ОПНГПТ "Площадь Мужества" проспект Тореза д.9; объект 2: ОПНГПТ "Площадь Мужества" проспект Тореза д.2; объект 3: ОПНГПТ "ул. Есенина, уг. Северного пр." Северный пр. у д.1 по ул. Есенина; объект 4: ОПНГПТ "5-я Советская ул." Суворовский пр., д.16/13; объект 5: ОПНГПТ "Херсонская улица" Херсонская ул., ул. Александра Невского; объект 6: ОПНГПТ "Новосмоленская набережная" Наличная ул. д.38, к.2, лит. А; объект 7: ОПНГПТ "ул. Одоевского 28" напротив дома ул. Одоевского 28 для государственных нужд Санкт-Петербурга в 2022 году (извещение номер 0372200004522000173) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 23.09.2022 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200004522000173. Начальная (максимальная) цена контракта - 10 841 320, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, по основаниям, изложенным в жалобе, в частности, Заявитель указывает на неустановленное Заказчиком дополнительное требование к участникам закупки, предусмотренное Законом о контрактной системе, а также на установление Заказчиком избыточных требований к товарам, описание которых составляет значительный объем извещения, что затрудняет подготовку заявок на участие в закупке.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
1. При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Правительство Российской Федерации, согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 (далее - Постановление Правительства N 2571). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением к Постановлению Правительства N 2571.
Согласно п. 18 раздела III приложения к Постановлению Правительства N 2571 предусматривается, что при осуществлении закупки на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги устанавливается дополнительное требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В свою очередь, из содержания Технического задания приложения к извещению следует, что предметом контракта является поставка и выполнение работ по монтажу информационных знаков остановки с оборудованием и информационными плакатами, включая выполнение работ по подключению к сетям электроснабжения оборудования информационных знаков остановки на остановочных пунктах наземного городского пассажирского транспорта общего пользования Санкт-Петербурга (Работы по сборке и монтажу сборных конструкций), что подтверждается содержанием описания объекта закупки (Технического задания), ведомости объемов и стоимости работ электронного аукциона.
Приказом Минтранса России от 06.11.2012 N 402 (ред. от 12.08.2020) "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - Классификация, утвержденная приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402).
Классификация устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог (далее - дорожные работы) и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды (п. 2 раздела "Общие положения" приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402).
В рамках Технического задания участнику необходимо выполнить работы по сборке и монтажу сборных конструкций, работы по установке пилонов.
Остановки располагаются на земельных участках, которые не относятся к автомобильным дорогам, в то время, как работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги должны проводиться в полосе отвода автомобильных дорог, а не на придорожной территории.
Соответственно, из описания объекта закупки электронного аукциона следует, что объект закупки электронного аукциона не предусматривает выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги. Работы, предусмотренные Техническим заданием, не относятся к работам по ремонту, содержанию автомобильной дороги, предусмотренным Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402, ввиду чего дополнительные требования, утвержденные п. 18 постановления Правительства РФ N 2571, не могут быть применены к вышеуказанной закупке.
Таким образом, Заказчик правомерно не установил в извещении дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные Постановлением N 2571.
2. Относительно утверждения Заявителя о том, что Заказчиком установлены излишние требования к товарам, поставляемым в рамках рассматриваемой закупки, Комиссия УФАС отмечает следующее.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы с другой стороны описание объекта закупки не должно необоснованно ограничивать количество участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что описание объекта закупки содержится в Приложение N 1 к Извещению о проведении аукциона.
В жалобе Заявитель утверждает, что установленные Заказчиком требования к составным частям закупаемых товаров, равно как требования к материалам, из которых изготовлены закупаемые товары не предусмотрены Законом о контрактной системе и ограничивает количество участников закупки.
Вместе с тем, Комиссия УФАС констатирует, что в рассматриваемом случае подателем жалобы не приведено доказательств, свидетельствующих о том, что установленные Заказчиком требования, на которые указывает Заявитель в своей жалобе, не влияют на функциональные и потребительские свойства закупаемых товаров, не определяют их качественные характеристики.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе ее отозвать непосредственно при рассмотрении.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушение указанной нормы Закона о контрактной системе подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих доводы Заявителя о том, что указанные в документации требования не обусловлены необходимостью удовлетворения потребности Заказчика и приведут к закупкам товаров, которые имеют избыточные потребительские свойства.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС не находит достаточных оснований для признания в указанных Заявителем действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МД-Консалтинг" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 октября 2022 г. N 44-3407/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2022