Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) в составе:
<...> - председателя Комиссии УФАС;
<...> - члена Комиссии УФАС;
<...> - члена Комиссии УФАС;
в присутствии представителей ООО "Системы РПР" (ИНН: 6714047100) по доверенности от 12.05.2022 N б/н <...> и <...> (далее также - Участник, Поставщик), в отсутствие представителей ФКУ "Северо-западное окружное управление материально-технического снабжения МВД РФ" (далее также - Заказчик), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте заседания Комиссии,
рассмотрев обращение Заказчика (вх. от 06.10.2022 N 25734-ЭП/22) о включении информации об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков
(подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 30.11.2021 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку альпинистского снаряжения в рамках Государственного оборонного заказа в целях ГПВ (номер извещения 0372100047321000358) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 8 527 570,00 руб.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 13.12.2021 N 0372100047321000358-5-1 победителем аукциона признано ООО "Системы РПР", с которым 24.12.2021 заключен государственный контракт от N 2122188103982007812033570/398 (далее - Контракт).
В силу пункта 1.1 Контракта, Поставщик обязуется поставить Заказчику в адрес Грузополучателя альпинистское снаряжение в рамках Государственного оборонного заказа в целях ГПВ (далее - товар) с качественными и техническими характеристиками, со сроками изготовления (производства, выработки), гаран-тийными сроками (сроками годности), установленными в пункте втором Спецификации (от-грузочной разнарядке), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта (приложение N 1 к Контракту), в количестве и ассортименте, а также в установленные сроки поставки (в случае проведения монтажа и наладки со сроками монтажа и наладки и (или) обучения лиц, осуществляющих использование товара), указанными в прилагаемой Спецификации (отгрузочной разнарядке) к Контракту.
Согласно пункту 1.2 Контракта, по своему качеству и характеристикам товар должен новым товаром (товаром, который не был в употреблении (эксплуатации), в ремонте, в том числе который, не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), соответствовать действующим обязательным требованиям технических регламентов, государственных стандартов на данный вид товара, а также конкретным показателям и техническим требованиям, изложенным в Спецификации (отгрузочной разнарядке) на поставляемый товар. Страна происхождения товара, не являющаяся качественной характеристикой товара, установлена в таблице Спецификации (отгрузочной разнарядке).
В соответствии с пунктом 3.1 Контракта, поставка товара, монтаж и наладка поставленного товара (в случае если при поставке необходимо проведение монтажа и наладки и (или) обучение (инструктаж) лиц, осуществляющих использование товара) до Грузополучателя(ей) осуществляется Поставщиком по адресу(ам), указанному(ым) в Спецификации.
Пунктом 3.3 Контракта установлено, что сроки исполнения Поставщиком своих обязательств по поставке товара (сроки поставки), а также сроки монтажа и наладки поставленного товара (в случае если при поставке необходимо проведение монтажа и наладки и (или) обучения (инструктаж) лиц, осуществляющих использование товара) установлены в Спецификации (отгрузочной разнарядке).
Согласно пункту 3.4 Контракта, днём исполнения Поставщиком обязательства по поставке товара считается дата доставки то-вара Грузополучателю(ям), указанная в товарной накладной (универсальном передаточном документе) Грузополучателем(ями) или в пункте приемного акта, где указана дата поставки (до-ставки или завоза товара на территорию Грузополучателя), при условии, что поставленный то-вар в дальнейшем будет принят на количество и качество в соответствии с разделом 4 настоящего Контракта. При необходимости осуществления монтажа и наладки поставленного товара и (или) обучения и (инструктажа) лиц, осуществляющих использование товара, днем исполнения обязательств Поставщика по монтажу считается дата подписания Грузополучателем акта о проведении монтажа и наладки товара с отметкой о проведении обучения и (или) инструктажа лиц, осуществляющих использование товара (в случае проведения таких работ).
Спецификацией (отгрузочной разнарядке) установлено, что срок поставки товара: с 10.01.2022 и до 01.07.2022 года включительно.
24.06.2022 Поставщиком согласно извещению N 46 от 24.06.2022 был предъявлен к проверке следующий товар:
- Анкерная стропа регулируемая в количестве 6 шт.;
- Фонарь тактический альпинистский в количестве 68 шт.;
- Четырехступенчатая лесенка в количестве 24 шт.;
- Скальный молоток в количестве 4 шт.;
- Универсальный нож в количестве 44 компл.;
- Транспортный мешок в количестве 10 шт.
Товар принят Заказчиком согласно акту N 6/66 на прием материальных ценностей от 22.07.2022.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями части 8 - 25 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Условиями Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 6.1.5 Контракта, 16.09.2022 Заказчиком было принято решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке (далее - Решение).
В соответствии с частью 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Установлено, что 19.09.2022 Заказчик разместил Решение на ЕИС.
В соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, Поставщик был уведомлен надлежащим образом 19.09.2022.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На заседании Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России было установлено, что согласно информации, представленной Заказчиком, Контракт расторгнут 30.09.2022.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Сведения о расторжении Контракта с ООО "Системы РПР" (вх. от 06.10.2022 N 25734-ЭП/22) были направлены Заказчиком в Санкт-Петербургское УФАС России 06.10.2022, то есть с нарушением сроков, установленных в части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В ходе заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России Поставщик представил следующие документы:
- Договор поставки N 18/0222 от 24.09.2021;
- письмо ООО "Эталон" от 11.03.2022 N 1103;
- письмо ООО "Системы РПР" от 27.06.2022 N 73;
- письмо ФКУ "СЗОУМТС МВД России" от 18.07.2022 N СЗ/П/6-328;
- письмо ООО "Системы РПР" от 07.09.2022;
- Заключение Союза "Торгово-промышленной палаты Смоленской области" от 12.08.2022 N 243/00.
В своих пояснениях Поставщик указывает, что:
"Согласно условиям закупки и их описания, Товар подлежащей поставке является иностранного происхождения и в основе своей составлял изделия торговой марки Petzl. Поставщик не является производителем товара. Поставка Товара по Контракту, осуществлялась по заключённому между Поставщиком и ООО "Эталон" договору поставки N18/0222 от 24 сентября 2021 года, спецификация N3 от 10 января 2022 года, срок поставки до 10 июня 2022 года. ООО "Эталон" является эксклюзивным дистрибьютером Petzl на территории Российской Федерации. В свою очередь Petzl является производителем альпинистского снаряжения (Франция).
При исполнении Контракта, Поставщик столкнулся с обстоятельствами непреодолимой силы, в следствии введения в отношении Российской Федерации санкций от недружественных стран. Данное обстоятельство привело к невозможности исполнения заключенного Контракта в полном объеме.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 марта 2022 года N430-р, утвержден перечень из 48 недружественных стран, в число которых входят страны Европейского союза, в том числе и Франция.
В целях подтверждения наступления для Поставщика наличия обстоятельств непреодолимой силы, последний обратился согласно регистрации юридического лица в Союз "Торгово-промышленной палаты Смоленской области", которой подготовлено заключение исх.N243/00 от 12.08.2022 года.
Как установлено заключением Союз "Торгово-промышленной палаты Смоленской области" исх.N243/00 от 12.08.2022 года, невозможность своевременного исполнения обязательств в рамках заключенного Контракта вызвана наступлением обстоятельств, возникновение, действие и прекращение которых нельзя было предусмотреть и предвидеть и которые не могут быть отнесены к общему предпринимательскому риску.
Кроме того, как указывает Союз "Торгово-промышленной палаты Смоленской области", при исполнении Контракта Поставщик не мог предвидеть, что решением Совета (ОВПБ) 2022/327 от 25.02.2022 года (статья 3а) будет введен запрет на продажу, поставку, передачу или экспорт, прямо или косвенно, на товары и технологии, которые могли способствовать военному и технологическому развитию России, совершению или развитию сектора обороны и безопасности, происходящие из Европейского Союза, любому физическому или юридическому лицу, организации и органу в России или для использования в России.
При указанных обстоятельствах, Поставщик не имел возможности исполнить принятые обязательства в установленные Контрактом сроки.
Кроме того, в адрес Поставщика поступило письмо ООО "Эталон" исх.N1103 от 11.03.2022 года, согласно которому указывалось на невозможность поставок товаров, предусмотренных договором в связи с действиями недружественных стран. Также, в данном письме указывалось на то, что аналогичная продукция с требуемыми или улучшенными характеристиками отсутствует.
Поставщик письмом исх.N73 от 27.06.2022 года, проинформировал Заказчика о невозможности исполнения принятых обязательств в сроки, установленные Контрактом, по независящим от Поставщика обстоятельствам, в частности введения экономических санкций недружественными странами в отношении Российской Федерации. Указанным письмом, Поставщик предлагал Заказчику рассмотреть вопрос о продлении срока поставки до 30 декабря 2022 года.
Заказчик письмом от 18 июля 2022 года исх.NСЗ/П/6-328, согласовал срок поставки Товара не позднее 23 сентября 2022 года.
Поставщик письмом от 07 сентября 2022 года исх.N93, направил в адрес Заказчика заключение Союза "Торгово-промышленной палаты Смоленской области" и предложил заключить соглашение о расторжение Контракта по соглашению сторон."
На основании изложенного, Поставщик ходатайствовал о не включении ООО "Системы РПР" в реестр недобросовестных поставщиков.
Представленные в ходе Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России документы свидетельствуют об отсутствии недобросовестности в поведении Поставщика. Следовательно, отсутствуют основания для внесения Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России пришла к выводу о том, что включение ООО "Системы РПР" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Поставщиком деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, письмом ФАС России от 08.10.2018 N ДФ/80589/18, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "Системы РПР" (214036, Смоленская обл., Смоленский р-н., д. Тепличный комбинат N1, дом 6, офис 7, ИНН: 6714047100), в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии: <...>
<...>
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 октября 2022 г. N 078/10/104-1277/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2022