Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя ГБДОУ детский сад N 63 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС;
при участии представителя ООО "АБАК" (далее - Участник): Заряновой П.О. по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 25603-ЭП/22 от 04.10.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку детской дошкольной мебели в ГБДОУ детский сад N 63 Фрунзенского района Санкт-Петербурга в 2022 г. (извещение N 0372200022522000001),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 12.04.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку детской дошкольной мебели в ГБДОУ детский сад N 63 Фрунзенского района Санкт-Петербурга в 2022 г. (извещение N 0372200022522000001) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 267 588,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.04.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "АБАК".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "АБАК" заключен государственный контракт N 0372200022522000001-63 от 12.05.2022 на сумму 195 363,36 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8.5 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в случае нарушения Поставщиком условий настоящего контракта, в том числе:
8.5.1. В случае нарушения Поставщиком срока поставки товара более чем на 3 календарных дня;
8.5.2. В случае несоответствия качества товара требованиям законодательства и (или) требованиям, указанным в контракте;
8.5.3. Если отступления в поставке товара от условий контракта или иные недостатки в ее результате в установленные Заказчиком сроки не были устранены Поставщиком, либо являются неустранимыми.
8.5.4. В случае нарушения Поставщиком срока предоставления Заказчику обеспечения гарантийных обязательств по контракту более чем на 3 календарных дня.
8.5.5. По другим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 19.09.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "АБАК".
На заседание Комиссии УФАС Заказчик представил сведения, согласно которым в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку детской дошкольной мебели в ГБДОУ детский сад N 63 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Товар) единовременно в течение 30 календарных дней с момента заключения Контракта (п. 2.1 Контракта), т.е. не позднее 11.06.2022.
Участник существенно нарушил условия Контракта, выразившееся в невыполнении обязательств по поставке Товара в срок согласно п. 2.1 Контракта, а также в требованиях о поставке Товара (исх. N 68 от 14.06.2022, исх. N 84 от 12.07.2022, исх. N 97 от 05.08.2022, исх. N 115 от 02.09.2022).
С учетом того, что по состоянию на 19.09.2022 срок поставки Товара нарушен Участником более чем на 100 календарных дней, Заказчик явно лишился того, на что рассчитывал при заключении Контракта.
Учитывая вышеизложенное, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
19.09.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "АБАК" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 02.10.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
В соответствии с товарной накладной N 865 от 16.09.2022 ООО "АБАК" изготовило для Заказчика следующий Товар:
- кровать детская К2 ПВХ, 1232x640x670 Беж + Зеленая мамба в количестве 15 шт. на сумму 55 504,50 рублей,
- стул детский СТУЛ-Д (00) СП, высота 180 мм из покрытого лаком дерева в количестве 10 шт. на сумму 9 965,00 рублей,
- стул детский СТУЛ-Д (2) СП, высота 300 мм из покрытого лаком дерева в количестве 90 шт. на сумму 99 999,00 рублей,
- стул детский СТУЛ-Д (0) СП, высота 220 мм из покрытого лаком дерева в количестве 30 шт. на сумму 29 895,00 рублей.
Согласно экспедиторской расписке N ИПВ-0120865 от 16.09.2022 ИП Ворончихин О.Л. (экспедитор) принял на себя обязательства по доставке груза весом 950 кг, объемом 1,5 м3 в адрес Заказчика.
ООО "АБАК" 19.09.2022 получило Решение Заказчика.
Ввиду того что Заказчик расторг Контракт в одностороннем порядке, со стороны ООО "АБАК" было направлено письмо N 15/Ю-ПГ от 20.09.2022 ИП Ворончихину О.Л. о приостановлении отправки груза и возвращении его отправителю, т.е. Участнику.
Вышеуказанное письмо было получено ИП Ворончихиным О.Л. 20.09.2022, что подтверждается отметкой о получении.
Таким образом, представитель Участника полагает, что фактически со стороны ООО "АБАК" обязательства по поставке Товара были прерваны, ввиду того что Заказчик расторг Контракт в одностороннем порядке.
Вместе с тем, по словам представителя Участника, в период осуществления обязательств по Контракту экономическая ситуация в стране привела к резкому перекосу стоимости фактических затрат, что сделало реализацию Контракта для ООО "АБАК" крайне затруднительной. Так фактическая стоимость сырья возросла в несколько раз за период с мая по сентябрь 2022 года.
Возможность изменения существенных условий Контракта не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 95, 112 Закона о контрактной системе, что установлено в разделе 14 Контракта.
Представитель Участника пояснил, что динамика ввода санкции и ограничения поставок на территорию РФ развивается стремительно, с учетом внешнеполитической и макроэкономической ситуации, имеются риски того, что оборудование и материалы, реализация которых на сегодняшний день не приостановлена на территории РФ, ограничится в ближайшее время. Возникают сложности с логистическим схемами поставки материалов. Стремительно меняющееся конъектурная ситуация на строительном рынке, также влияет на исполнение обстоятельств. Между тем, в связи с текущей ситуацией, а также с учетом непредсказуемого изменения курса валют, стоимости топлива поставщики и непосредственные исполнители требуют осуществления 100% предоплаты на поставку товаров, оказание услуг спецтехникой, выполнения узкоспециализированных работ, что при отсутствии государственного авансирования исключает возможность приобретать поставщиком необходимые материалы и оборудование, арендовать спецтехнику для производственного процесса с отсрочкой платежа.
В связи с текущей ситуацией, а также с учетом непредсказуемого изменения курса валют, стоимости топлива, Участник неоднократно обращался к Заказчику с письмами о рассмотрении возможности продления сроков по Контракту и заключении дополнительного соглашения (ответ на претензию N 68 от 14.06.2022, исх. N 8/Ю от 14.09.2022). Однако, какого-либо ответа со стороны Заказчика в адрес Участника не последовало.
Таким образом, представитель Участника считает, что смещение сроков реализации Контракта произошло в отсутствии вины ООО "АБАК".
Однако Участник на заседание Комиссии УФАС не представил документов, свидетельствующих о добросовестном поведении ООО "АБАК" при исполнении Контракта.
Данные обстоятельства подтверждают недобросовестное поведение Участника, которое нарушило права Заказчика, поскольку Заказчик не достиг цели проводимой закупки.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении Аукциона и в аукционной документации, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
При этом, представленные Заказчиком на заседание Комиссии УФАС документы свидетельствуют о том, что Участник надлежащим образом не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту и не устранил нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия Заказчиком Решения, в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Участника о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта .
Из представленных Заказчиком документов, Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Аукциона не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "АБАК", ИНН: 6686025247; сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Закиров Данис Мухаррамович, ИНН: 660600676973, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "АБАК" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
02.10.22 |
04.10.22 |
04.10.22 |
0 |
11.10.22 |
11.10.22 |
11.09.22 |
0 |
14.10.22 |
14.10.22 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 октября 2022 г. N РНП-78-1273/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2022